^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 19.01.2004
^НР: 001
^ЗГ: БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
^ТТ:

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

(содержательно-институциональные аспекты)

Я. КУЗЬМИНОВ, кандидат экономических наук, профессор, ректор ГУ-ВШЭ, С. ФИЛОНОВИЧ, доктор физико-математических наук, профессор, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ

Судьба социально-экономических реформ в России в подавляющем большинстве случаев рассматривается с точки зрения совершенствования законодательства, выработки промышленной политики, изменений системы государственного управления и т.д. Образование как системообразующий элемент функционирования общества в подобном контексте обсуждается редко. Однако и при обсуждении путей модернизации российского образования больше всего "копий" ломается вокруг проблем содержания среднего образования, перехода к двенадцатилетнему среднему образованию, финансирования первого высшего образования - одним словом, внимание общества сконцентрировано лишь на среднем и базовом высшем образовании. Гораздо реже и почти исключительно на страницах профильных изданий появляются обзоры программ бизнес-образования, обычно сводящиеся к прямому сравнению ситуации с бизнес-образованием в России и развитых странах Запада.

Между тем состояние российского бизнес-образования, на наш взгляд, в существенной степени определяет и будет определять ход социально-экономических реформ в стране и поэтому должно стать предметом детального обсуждения специалистами и представителями бизнес-сообщества. В мировой практике можно найти несколько примеров, когда пересмотр парадигм бизнес-образования происходил синхронно с серьезными изменениями в самом бизнесе. В частности, огромное влияние на американское образование оказали два знаменитых доклада 1959 г.(1), отразившие неудовлетворенность бизнеса состоянием подготовки менеджеров в бизнес-школах, ведь в это время он начал активно эксплуатировать человеческие ресурсы для создания конкурентных преимуществ. Во второй раз масштабный анализ состояния бизнес-образования в США был проведен в 1988 г. в период затяжного кризиса американской экономики(2). Этот анализ также обусловил пересмотр многих подходов к обучению менеджмента (косвенным результатом чего стали изменение программы MBA - Master of Business Administration - в Гарвардской школе бизнеса и даже отказ этой знаменитой школы от построения программ исключительно на основе анализа конкретных ситуаций). Данные факты позволяют высказать гипотезу о наличии корреляционных связей между сдвигами в бизнесе и ситуацией в бизнес-образовании. В аспекте подтверждения этой гипотезы представляет интерес анализ состояния и перспектив российского бизнес-образования.

Что такое бизнес-образование?

В высшем образовании можно условно выделить несколько компонент. Первая - общеобразовательная - нацелена на формирование общей культурной эрудиции, системы мышления и ценностных ориентации. Вторую компоненту можно назвать академической. Академическое образование ставит своей целью передачу фундаментальных знаний, а также подготовку к деятельности, связанной с навыками поиска, получения и развития знания. Ключевой элемент здесь - именно получение знаний, в то время как развитие умений обслуживает процесс приращения и трансляции знания.

Под профессиональным образованием мы будем понимать образование, нацеленное на подготовку к определенной профессиональной практической деятельности. Оно ориентировано на приобретение практически значимых знаний и формирование первичных профессиональных навыков. В системе профессионального образования выделяется подготовка специалистов в области определенных технологий и компетенций (инженеров, врачей, учителей, психологов и пр.) и менеджеров.

Подготовка профессиональных менеджеров обладает отчетливой спецификой, поскольку, с одной стороны, она в большей степени ориентирована на получение практических навыков, а с другой - в ней значительно больше элемент творчества, выше уровень персонализации, весомее доля жизненного опыта. Соответственно обучение менеджменту не может в той же степени, как "чисто профессиональное", опираться на шаблоны (мы не придаем этому понятию негативного значения - обучение в немалой мере опирается на шаблоны, на воспроизведение существующих логических конструкций и практических процедур). Иногда указанную специфику обучения менеджменту абсолютизируют, утверждая, что менеджмент есть искусство, а не наука. Это не совсем точно. В менеджменте есть и научные элементы и поэтому можно говорить об образовании в сфере менеджмента (или о бизнес-образовании). На рис. 1 отражена примерная схема профессионального образования в данной области.

Рис. 1

Общая схема профессионального образования в области менеджмента

В настоящей статье мы попытаемся кратко описать текущее состояние бизнес-образования в России и оценить перспективы его содержательного развития.

Структура бизнес-образования в России

На сегодняшний день образование в области менеджмента в России можно получить несколькими способами(3).

Первый - формально-традиционный - способ состоит в получении степени бакалавра или магистра менеджмента или диплома специалиста в этой области. Иначе говоря, речь идет о первом высшем образовании. Такой способ реализуется и за рубежом, однако он не очень популярен, например, в США, где считается, что обучение общему и функциональному менеджменту намного более эффективно, если обучающийся имеет опыт практической деятельности(4).

Второй способ является своеобразной производной от первого: он состоит в получении образования в области менеджмента в качестве второго высшего образования (в дополнение к любому первому). Согласно действующим нормативным актам, сделать это можно, обучаясь не менее трех лет, что существенно снижает привлекательность такого обучения для взрослых людей, уже работающих менеджерами.

Третий способ - профессиональная переподготовка по программам объемом не менее 500 часов, после которой выпускник программы получает право осуществлять новую для себя профессиональную деятельность. Эти относительно короткие программы не могут обеспечить фундаментальную подготовку специалиста в новой области, и поэтому их выпускникам не присваивается новая квалификация, что в России с ее укоренившимся "доверием" к государственным документам является серьезным недостатком.

Наконец, относительно новым типом образовательных программ в области менеджмента выступают программы МВА, "узаконенные" Министерством образования РФ в 1999 г. по инициативе Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО)(5). Программы МВА в соответствии с концепцией, одобренной Минобразования, нацелены на подготовку менеджеров высшей квалификации, способных руководить организацией в целом, то есть это "дженералистские" программы, правда, допускающие некоторую специализацию.

Таким образом, схематично структуру программ в области менеджмента можно представить в виде диаграммы (см. рис. 2). Здесь в качестве базы классификации выбраны знания (простые и сложные) и умения (простые и сложные). Предполагается, что знания приобретаются в основном в процессе обучения, а умения - при осуществлении практической деятельности (или ее достоверной имитации на соответствующих занятиях).

Из рис. 2 видно, что второе высшее образование - в определенном смысле "тупиковая" форма обучения менеджменту: вряд ли получивший его захочет поступить на программу МВА (хотя бы из финансовых соображений). Обратим внимание на то, что уровень теоретической подготовки здесь существенно ниже, чем при получении первого высшего образования, а исходный практический опыт студентов явно не дотягивает до опыта слушателей программ МВА.

Рис. 2

Соотношение различных программ подготовки менеджеров в России в настоящее время

Более того, магистерские программы в области менеджмента, с одной стороны, дают выпускникам фундаментальные знания, значительно превосходящие по глубине знания выпускников программ МВА, но, с другой стороны, эти знания слабо связаны с практикой, поэтому выпускники магистратуры, приходя в деловые организации, могут лишь осуществлять аналитические функции или заниматься научно-педагогической деятельностью (то есть генерировать и распространять знания).

Но на рис. 2 не отражено функциональное разнообразие менеджмента: деловые организации остро нуждаются в менеджерах-маркетологах, финансистах, специалистах по информационному менеджменту и т.д. Для их подготовки программ МВА недостаточно, поскольку в рамках последних возможна только относительно мягкая специализация. Разработка "функциональных" программ МВА может привести к размыванию смысла этих программ и в конечном счете отрицательно сказаться на их качестве. Представляется, что сейчас нужно сделать следующий принципиальный шаг в развитии российского бизнес-образования.

Куда будет эволюционировать второе профессиональное образование?

В наши дни Россия сталкивается с трудностями, обусловленными наследием советской образовательной системы, ведь она была "настроена" на подготовку кадров для плановой экономики с акцентом на военно-промышленном комплексе. В связи с этим сотни тысяч, если не миллионы людей, уже получивших высшее образование, нуждаются в переподготовке, фактически в стране происходит массовое переучивание людей и получаемое ими второе высшее образование часто на практике компенсирует первое.

Приходится с сожалением констатировать, что существующая ныне система высшего профессионального образования продолжает поставлять на рынок труда невостребованных специалистов. Институциональные причины этого явления кроются в искажении структуры данной сферы образования в России, обусловленном отставанием его от рыночных реформ. Сохраняется прямое финансирование вузов по заявленным ими специальностям (фактически "планирование от достигнутого" по контрольным цифрам приема). Это сочетается с угрозой призыва в армию для всех юношей, не являющихся студентами высших учебных заведений. В результате значительное число абитуриентов поступают не в те вузы и не на те специальности, куда бы они хотели - формируется специфическое для России отношение к высшему образованию не как к профессиональному, а как к общему(6). Выпускники образовательных программ такого рода, получив диплом, находят любую работу и в определенной степени формируют контингент лиц, заинтересованных во втором высшем образовании. Хотя в принципе в 3 - 5-летней перспективе можно прогнозировать снижение числа подобных лиц - в результате как роста эффективности рынка профессионального образования, так и демографического спада.

Тем не менее второе образование, меняющее жизненную траекторию, существует во всех странах; в демократических странах возможность его получения рассматривается как важное условие предоставления гражданам выбора в карьерном продвижении практически на любом его этапе. Доля получающих второе образование растет прежде всего в связи с ускорением темпа обновления профессиональных компетенций и исчезновения профессий. В оборот вошло выражение "период полураспада знаний", обозначающее период, в течение которого половина знаний в данной области устаревает (в высокотехнологичных областях этот период составляет 2,5 - 3 года).

Таким образом, в России в ближайшие 5 - 7 лет будет наблюдаться "смешанная" потребность в профессиональной переподготовке: отчасти она будет обусловлена невостребованностью первого образования, а отчасти - ускорением профессиональной динамики.

На наш взгляд, спрос на переподготовку должен удовлетворяться путем изменения структуры второго профессионального образования: громоздкие и длительные программы второго высшего образования будут сменяться более гибкими специализированными программами мастерского уровня, идеология которых представлена в следующем разделе.

Функциональные программы мастерского уровня

Для построения логически полной системы бизнес-образования необходима разработка системы программ подготовки функциональных менеджеров (например, в области финансов, маркетинга, информационного менеджмента). Основа для появления этих программ уже создана: утвержден государственный диплом нового типа - диплом о получении образования, дополнительного к высшему. Он должен выдаваться по окончании обучения по программам с объемом учебных часов не менее 1000 и только лицам, уже имеющим какое-либо высшее образование. Именно к дипломам такого типа относится диплом MBA, но, очевидно, что этот тип диплома не вполне соответствует программам подготовки функциональных менеджеров.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Например, Министерством образования РФ одобрена программа "Менеджмент наукоемких технологий", пилотный вариант которой реализуется в Московском физико-техническом институте. В рамках этой программы готовятся менеджеры, способные работать в венчурных компаниях, которые занимаются разработкой и внедрением научно-технических инноваций. Естественно, обучение по таким программам будут проходить лица, у которых первое высшее образование либо техническое, либо естественнонаучное. Им необходима подготовка в области общего и стратегического менеджмента, маркетинга, управления организационными изменениями, основ финансового менеджмента и других управленческих дисциплин. В ближайшем будущем, вероятно, будут открыты подобные программы и в других ведущих инженерных вузах.

Однако программа "Менеджмент наукоемких технологий" - это только первая ласточка. Сейчас специалисты ГУ - ВШЭ вместе с руководителями ведущих российских СМИ разработали программу "Мастер деловой и политической журналистики". Данная программа предназначена для тех, кто уже имеет определенный опыт журналистской деятельности и хочет повысить свою квалификацию, специализируясь в области экономики и политики. Она реализуется в специально созданной в ГУ - ВШЭ Высшей школе журналистики. На подходе и более общая программа "Мастер журналистики", предполагающая возможность совершенствования мастерства в разных жанрах.

Заметим, однако, что эти инновационные программы пока имеют отраслевую, а не функциональную направленность(7). Между тем ощущается острая нехватка программ мастерского уровня по маркетингу, финансам, управлению человеческими ресурсами, информационному менеджменту. В рамках этих программ "дженералистская" часть должна быть существецно урезана и за счет этого увеличено число часов на специализированную подготовку.

Существенной особенностью программ образования, дополнительного к высшему, является присвоение новой квалификации, что отличает их от программ профессиональной переподготовки. Поэтому важно, чтобы обсуждаемые программы не были избыточно "заужены", хотя в их рамках и возможна определенная специализация. Например, программы "Мастер деловых финансов" могут иметь специализации в области корпоративных финансов, банковского менеджмента, управления финансовыми организациями.

Для кого же предназначаются специализированные мастерские программы? Прежде всего - для людей, уже обладающих практическим опытом в конкретной функциональной области менеджмента. При этом вопрос о том, имеют ли они соответствующее базовое образование, является второстепенным. По этим программам могут обучаться лица, имеющие профильное образование на уровне бакалавра или специалиста и желающие повысить свою квалификацию в первую очередь за счет приобретения практически значимых знаний и навыков. Если будет разработан спектр таких программ, система бизнес-образования примет вид, показанный на рис. 3. Программы второго высшего образования ЭII можно и нужно будет реализовывать лишь в тех вузах, которые не обладают потенциалом, достаточным для ведения программ мастерского уровня.

Рис. 3

Желательное соотношение различных программ профессиональной подготовки в России в перспективе

Образовательные программы мастерского уровня в функциональных областях менеджмента помогут относительно быстро восполнить острую нехватку кадров высокой квалификации, без которых быстрое и успешное развитие российского бизнеса практически невозможно.

Что нужно сделать, чтобы. не получилось "как всегда"?

Новации в области образования всегда воспринимаются общественностью с недоверием, если не сказать с подозрительностью. Помнятся неудачные реформы среднего образования в Советском Союзе в 1960-е годы, когда был нарушен главный принцип управляемых институциональных изменений - их последовательность. Тогда вследствие эйфории от успехов в космосе, которые связывали (и не только у нас в стране) с достоинствами советской системы инженерного образования, было решено одновременно перейти ко всеобщему среднему образованию и повысить уровень "научности" данного образования. Результаты подобных преобразований оказывают влияние на ситуацию в стране и сейчас: нельзя "влить" огромный контингент учащихся (ранее не получивших полного среднего образования, то есть, очевидно, не самых подготовленных) в старшие классы, причем усложнить содержание образования в этих классах. Так благие намерения (в том числе и известных академиков) обернулись ухудшением качества среднего образования, очковтирательством, снижением престижа профессии учителя и т.д.

Надо сказать, что проблема расширения и развития системы образования в соотношении с экономической ситуацией в стране при ближайшем рассмотрении оказывается не столь простой, как может показаться на первый взгляд. Так, например, известный английский специалист по проблемам образования Алисон Вулф оспаривает принимаемый на веру большинством специалистов тезис о положительной связи между увеличением числа людей, получающих высшее образование в конкретной стране, и ее экономическим ростом(8).

Все это означает, что успех образовательных нововведений может быть достигнут лишь при соблюдения ряда важных условий, большая часть которых относится к менеджменту. Какие же условия должны быть соблюдены при открытии новых программ в области менеджмента?

Первое обязательное условие состоит в том, что право открытия таких программ должны получать лишь те образовательные учреждения, которые располагают для этого необходимыми ресурсами. Речь идет прежде всего о штате собственных преподавателей и материальной базе (помещения, компьютерное и демонстрационное оборудование, издательские мощности и пр.). Столь же значимым является и успешный опыт реализации образовательных программ для взрослой аудитории: далеко не все вузы, успешно работающие с молодежью, способны вести программы высокого уровня для взрослых.

Второе важное условие - постоянный контроль качества предлагаемых программ. Рынок бизнес-образования в России еще только формируется. Кроме того, он неизбежно несет на себе отпечаток традиций российского образования в целом, главная черта которого - привычка ориентироваться на государственный диплом. Хорошо это или плохо, можно рассуждать до бесконечности, но это реалии нашей страны. Поэтому, если диплом какой-либо программы имеет государственный статус, то качество данной программы должно контролироваться, причем необходимо избежать бюрократизации самого процесса контроля и связанной с ней проблемы коррупции. В принципе снизить соответствующие риски можно, создав систему государственно-общественной аккредитации, в рамках которой эксперты РАБО по заранее определенным моделям проводят анализ реализуемой учебным заведением программы, а затем орган Министерства образования на основе заключения экспертов принимает решение об аккредитации программы. Технические детали такой процедуры давно отработаны за рубежом: самооценка, визит команды экспертов, подготовка отчета об этом визите и т.д. Главное - перейти к цивилизованным, профессиональным методам контроля и оценки.

Потребность в описанных процедурах уже сейчас очень остра. Даже среди тех трех десятков учебных заведений, которым Министерство образования дало разрешение на ведение программ МВА в 1999 - 2003 гг., далеко не все в своей деятельности придерживаются установленных требований: сплошь и рядом встречаются рекламные обещания провести программу за один год (хотя даже при очном обучении этого формально нельзя сделать менее чем за полтора года), говорится о функционировании заочных программ МВА (что вообще не предусмотрено государственными требованиями) и т.д.

Третье условие эффективного внедрения новых программ состоит в пересмотре ряда нормативных положений, регулирующих деятельность деловых организаций. В настоящее время существуют ограничения, в соответствии с которыми определенные позиции в организациях могут занимать только лица, имеющие специальное базовое образование (например, руководителем страховой компании может быть лишь человек с базовым экономическим или юридическим образованием). Поэтому люди стремятся получить второе высшее образование, соответствующее указанным требованиям. Как уже отмечалось выше, это приводит либо к непродуктивным затратам времени, либо к фактической покупке диплома. Новые программы вследствие их компактности и профессиональной ориентации могут и должны рассматриваться как дающие знания, достаточные для удовлетворения требований регулирующих органов.

Как учить высших руководителей?

В России по программам МВА сейчас учатся и собственники небольших компаний, и высшие менеджеры малых и средних предприятий, и менеджеры среднего звена крупных корпораций. Однако в целом в силу того, что высшие руководители компаний не могут позволить себе в течение двух лет три раза в неделю посещать занятия в бизнес-школах, для них требуются иные программы, которые во всем мире получили название программ Executive MBA. У нас в стране такие программы практически не реализуются, хотя в рекламных объявлениях этот термин и можно встретить (причем часто в них сообщается, что после прохождения программы Executive MBA выдается стандартный диплом МВА!). Дело в том, что подобное обучение требует принципиально другой организации: высшие руководители не склонны учиться в "смешанной" аудитории, они могут посвящать занятиям лишь выходные дни, им не нужны технические детали, обычно раскрываемые в курсах традиционной программы МВА

На наш взгляд, программы Executive MBA должны строиться как последовательность двух-трехдневных семинаров, на каждом из которых всесторонне - с позиций стратегического менеджмента, финансов, маркетинга и управления человеческими ресурсами - рассматривается одна из актуальных тем современного менеджмента. Такой цикл из 15 - 20 семинаров должен длиться полтора - два года, что составляет по объему аудиторной нагрузки примерно 320 - 350 часов. Прошедшим подобный цикл могут выдаваться специальные дипломы Executive MBA, но не государственного образца, а того учебного заведения, которое реализует эту программу(9). Государственный диплом здесь не нужен по нескольким причинам. Во-первых, наличие такого диплома требует стандартизации, что применительно к программам для высшего управленческого персонала бессмысленно. Во-вторых, в случае традиционных программ MBA сам диплом имеет самостоятельную ценность для выпускника программы как "ускоритель" карьерного роста. В случае программы Executive MBA подобная мотивация участия в программе практически отсутствует. В-третьих, контроль качества программы будут эффективно осуществлять сами участники: в отсутствие формальной мотивации к посещению семинаров удерживать их в программе могут только интерес к ней, высокое качество материалов и самих занятий. Очевидно, такие программы должны быть дорогими (около 600 долл. на человека за двухдневный семинар), поэтому продолжать платить за посредственную программу никто не будет. Выдача диплома престижного вуза приблизит российскую систему бизнес-образования к западной, в которой нет "дипломов государственного образца".

Наконец, реализация программ Executive MBA связана с еще одним направлением развития бизнес-образования для топ-менеджеров. Сейчас во многих ведущих школах бизнеса эта категория менеджеров обучается по программам DBA - Doctor of Business Administration (доктор делового администрирования). Возникновение этих программ связано с интересом, который многие опытные менеджеры высшего звена проявляют к интеллектуальной деятельности, выходящей за рамки управления бизнесом. Нельзя не признать, что повседневный менеджмент - занятие сравнительно мало интеллектуальное, но позволяющее приобрести огромный и ценный опыт. Программы DBA нацелены на структурирование и обобщение данного опыта в рамках определенных теоретических моделей. Необходимо подчеркнуть, что участник программы DBA не ведет научное исследование в строгом смысле этого слова. Однако, описывая или анализируя свой опыт или опыт своей организации, он выходит на такой уровень обобщения, когда этот опыт становится интересен другим. Иными словами, программы DBA принципиально отличаются от программ PhD, но, как показывает западный опыт, их популярность от этого не страдает.

Сейчас в России многие руководители компаний озабочены получением ученой степени кандидата или доктора наук. Это стремление отчасти стимулировано соображениями престижа, но в определенной степени связано все с тем же стремлением насытить свою бизнес-деятельность интеллектуальным содержанием. Проведенный нами опрос российских менеджеров - участников семинаров высокого уровня - показал, что многие из них хотели бы стать участниками программ DBA. При этом, на наш взгляд, степень DBA не требует государственного признания: ее могут присваивать ведущие вузы, и в резюме человека будет указываться, от какого университета получена эта степень.

Так как же связаны программы MBA, Executive MBA и DBA? Дело в том, что право поступления на программу DBA в западных бизнес-школах получают лишь те, кто прошел программу либо МВА, либо Executive MBA. Без этого человек считается не способным в течение двух - трех лет подготовить работу, за которую можно было бы присвоить степень "доктора делового администрирования". Таким образом, расширение спектра программ в области менеджмента позволит решить проблему сегментации услуг бизнес-образования и приближения российского рынка этих услуг к рынкам развитых стран Запада.

Международные стандарты бизнес-образования и российская практика

В последнее время все чаще проводится прямое сравнение российского бизнес-образования с западным, на основании которого делаются неутешительные выводы о перспективах развития российских школ бизнеса и неизбежности их "поражения" после прихода на российский рынок бизнес-школ "с мировым именем". Ситуация обостряется ускоренным "размножением" различных рейтингов бизнес-школ: еще пять лет назад имелось всего два авторитетных рейтинга, теперь же их число увеличилось в несколько раз.

Посмотрим, однако, на проблему международных стандартов бизнес-образования непредвзято. Прежде всего отметим, что общепринятых стандартов, применяемых во всем мире, не существует. Имеются стандарты аккредитации, но и они разнятся: в США, Великобритании, Италии и Франции системы аккредитации отличаются весьма существенно. Даже две самые известные системы аккредитации - AACSB International (Северная Америка) и EQUIS (efmd - Европа) - основаны на разной философии. Например, чтобы получить аккредитацию EQUIS, необходимо, чтобы значительная часть студентов школы были иностранцами. В России это требование относится к разряду фантастических, тем более что европейцы не склонны считать студентов из стран СНГ, обучающихся в России, иностранцами. AACSB же осуществляет аккредитацию, основываясь на целях бизнес-школы, и если они ориентированы на подготовку менеджеров для национального бизнеса, то параметр "интернационализации" контингента студентов отходит на задний план.

Таким образом, о международных стандартах в бизнес-образовании можно говорить лишь условно. Конечно, мы не можем отрицать, что школы с мировым именем накопили большой и полезный опыт подготовки менеджеров высшей квалификации. Их достоинства очевидны. Прежде всего это закрепление стандартов профессионального (английского) языка и развитие навыков межкультурных коммуникаций, чрезвычайно важных для работы на международных рынках. Несомненным преимуществом известных западных школ являются их крепкие связи с относительно узкой группой транснациональных и глобальных компаний. Известность брэндов школ позитивно сказывается на трудоустройстве выпускников программ MBA. Наконец, ведущие зарубежные бизнес-школы имеют прямой доступ к международному опыту ведения бизнеса; именно это позволяет эффективно применять так называемый метод конкретных ситуаций (case study).

Однако нельзя сказать, что обучение в ведущих западных бизнес-школах имеет для людей, готовящихся к работе в российских компаниях, лишь одни преимущества. Совершенно естественно, что преподавание в этих школах практически полностью оторвано от реалий российского рынка (подавляющее большинство кейсов о российском бизнесе, депонированных в клиринг-хаусах, безнадежно устарело или вообще основано на апокрифах о том, "как делают бизнес в России"). Этот недостаток вряд ли может быть полностью компенсирован практическим опытом студентов, накопленным до их прихода на программу.

Но самая большая проблема внедрения известных школ бизнеса на российский рынок состоит в ограниченности платежеспособного спроса. Стоимость наиболее дорогих российских программ МВА колеблется вокруг 10 тыс. долл. за двухлетнюю вечернюю программу, в то время как годичная очная программа МВА в Европе стоит до 40 тыс. долл.; в США, где большинство очных программ МВА - двухгодичные, их стоимость еще выше. Не следует забывать и о том, что в США и Европе более 90% программ МВА - очные, требующие полного отрыва от работы. В России же в силу социальных условий (нежелание слушателей замедлять темп карьерного роста и невозможность заплатить даже 10 тыс. долл. за программу и, уйдя с работы, лишиться дохода) подавляющее большинство программ МВА - вечерние или модульные. Это означает, что выход бизнес-школ мирового уровня на российский рынок с точки зрения платежеспособного спроса ограничен 5 - 10-процентной долей рынка даже в пятилетней перспективе.

Существует и другое, возможно, более важное ограничение на открытие западных программ в России - это преподавательские кадры. Эффективные программы не могут быть реализованы без учета существующей в стране бизнес-среды, что означает неизбежность привлечения западными бизнес-школами российских преподавателей, без чего удовлетворенность слушателей будет весьма низкой. В условиях острейшего дефицита преподавательских кадров в российском бизнес-образовании решить эту задачу чрезвычайно трудно.

Таким образом, вряд ли можно рассчитывать, что "международное качество" будет привнесено в российское бизнес-образование извне. Расширяющаяся потребность в деловом образовании высокого уровня, по-видимому, должна привести к тому, что российские бизнес-школы будут совершенствовать качество своей деятельности путем освоения западного опыта аккредитации, стажировки преподавателей за рубежом, вхождения в международное образовательное сообщество через членство в соответствующих организациях и т.д. Всему этому государственная система образования может и должна способствовать.

Что мешает развитию бизнес-образования?

С укреплением и стабилизацией российской экономики повысился интерес предприятий и организаций к обучению и переподготовке персонала. Об этом свидетельствует реклама краткосрочных программ обучения, регулярно публикуемая на страницах центральных газет и журналов. Отмечая эту позитивную тенденцию, следует в то же время подчеркнуть один важный факт: среди предлагаемых программ обучения программы высших учебных заведений составляют незначительное меньшинство - большая часть предложений исходит от коммерческих тренинговых структур. Не преуменьшая значимости тренингов, следует признать, что пока доминирующий интерес бизнеса лежит не в сфере образования, а в области развития навыков. В том, что интерес к серьезному бизнес-образованию растет медленнее, чем хотелось бы, во многом виноваты сами вузы.

Между тем краткосрочные программы профессиональной переподготовки (дополняющие программы МВА и второго высшего образования), на наш взгляд, могут и должны стать ключевой составляющей деятельности вузов по следующим причинам:

- поскольку они проводятся на коммерческой основе, то могут существенно пополнить бюджеты вузов в условиях недостаточного финансирования со стороны государства;

- разработка и реализация краткосрочных программ помогут повысить квалификацию преподавателей в условиях, когда соответствующие возможности, предоставляемые государством, оказались резко ограниченными;

- работа над короткими программами позволяет устанавливать более тесные связи с организациями реального сектора экономики, в чем вузы должны быть крайне заинтересованы, поскольку это обеспечивает спонсорскую помощь, помощь в организации производственной практики и трудоустройстве студентов.

Почему же при вполне очевидных стимулах к развитию дополнительного образования вузы не спешат этим заниматься? Главные препятствия здесь таковы: во-первых, вузы слабо владеют методами анализа потребностей в обучении применительно к отдельным компаниям, что резко снижает привлекательность их услуг в глазах заказчиков; во-вторых, далеко не все вузы освоили разработку и реализацию не академических, а практически ориентированных программ; в-третьих, преподаватели вузов слабо владеют методами андрагогики (науки об обучении взрослых), вследствие чего используют навыки преподавания студентам, получающим первое высшее образование, в работе с менеджерами-практиками, что вызывает у последних понятную негативную реакцию.

Все эти проблемы разрешимы, однако пассивность вузов создает впечатление их непреодолимости. Немалую роль в создании неблагоприятного имиджа российского бизнес-образования иногда играют и средства массовой информации, используя стиль публикаций, который можно было бы назвать "А как там в Гарварде?". Не обладая глубоким пониманием сути бизнес-образования, авторы этих публикаций напрямую сравнивают программы российских бизнес-школ с программами ведущих зарубежных школ бизнеса. Читая эти публикации, так и хочется спросить: "А могут ли в Гарварде подготовить человека к управлению бизнесом в России?". Правомочен и другой вопрос: "Так ли плохо смотрится российское бизнес-образование по такому параметру, как соотношение цена/качество?". Вряд ли плодотворна с точки зрения ускорения социально-экономических реформ в нашей стране подобная спекуляция на трудностях молодого российского бизнес-образования вместо серьезного анализа его перспектив и возможностей.

Среднесрочная перспектива российского бизнеса и спрос на бизнес-образование

Получение бизнес-образования является одной из главных инвестиций в человеческий капитал, которую может позволить себе человек в течение своей жизни. Международный опыт показывает, что конечный платежеспособный спрос на бизнес-образование предъявляют именно индивиды, а не семьи или предприятия.

В то же время спрос индивидов в этом секторе полностью опирается на платежеспособный спрос предприятий. В силу относительно короткого периода обучения (1-2 года для мастерских программ) и имеющейся уже адаптации к тому или иному сектору экономики возможно успешное предвидение индивидами своих карьерных траекторий.

Так какие сектора экономики будут в первую очередь предъявлять спрос на бизнес-образование? Можно предположить, что спрос на современное бизнес-образование будут предъявлять сектора, где предприятия включены в реальные рыночные отношения, то есть испытывают давление со стороны конкурентов, и должны постоянно заботиться о повышении своей эффективности. Эти предприятия должны иметь рыночные критерии своей эффективности и своего существования. До сих пор многие "старые" предприятия обрабатывающей промышленности и подавляющее большинство предприятий социальной сферы существуют ради сохранения существующей занятости на них. Такие предприятия - социальные учреждения - не производят добавленной стоимости или производят негативную добавленную стоимость.

В ближайшие 5 лет можно ожидать вытеснения предприятий "нерыночного типа" из тех секторов промышленности и традиционной сферы услуг, где они сегодня еще благополучно существуют. В последующий период - до 2012 г. - аналогичные процессы завершатся и в отраслях социальной сферы.

Такое развитие событий обусловит платежеспособный спрос на бизнес-образование, суммарная величина которого может быть оценена в 20 - 25% от существующего спроса на высшее образование в целом. С поправкой на сокращение возрастной когорты в 1,5 раза ежегодный приток слушателей на программы бизнес-образования в России может составить до 200 тыс.

Мы можем оценить спрос на бизнес-образование только в самом общем виде, выделив приоритетные кадровые стратегии предприятий и приняв их за общие для групп предприятий одного размера.

Стратегия "качественного подлеска". Крупные предприятия будут предъявлять постоянный спрос на МВА и специализированные мастерские программы для заполнения десятков рабочих мест, начиная с младших менеджеров. Через 5 лет в России таким поведением будут характеризоваться тысячи крупных предприятий (вместо сегодняшних сотен), оценка совокупного спроса - десятки тысяч МВА и MB(s) в год.

Стратегия "полной команды". Средние предприятия с числом работников более 100 предъявляют спрос на мастеров только до момента заполнения управленческой команды специализированными менеджерами. Необходимый набор различается от executive+finance (минимальная конфигурация) до executive+finance+marketing+ +informatics+HR+PR. Следует отметить, что места функциональных менеджеров могут замещаться выпускниками соответствующих бакалаврских программ. Совокупный спрос к 2010 г. на мастерские программы составит 50-100 тыс. в год.

Стратегия для рутинного малого бизнеса. Обыкновенно рутинный малый бизнес существует на семейной основе и редко предъявляет спрос на программы бизнес-образования. Тем не менее с учетом российской традиции "предпочтения более высокого образования" и отсутствия традиций ведения такого бизнеса на рынке может возникнуть платежеспособный спрос на бизнес-образование, даже мастерского уровня. Непременный фактор - наличие предложения соответствующих программ с льготными финансовыми условиями (образовательный кредит). В таком случае можно оценить совокупный спрос в тысячах аппликаций в год, после 2010 г. - в десятках тысяч.

Стратегия для инновационного малого бизнеса. Бизнесы такого рода, как правило, начинаются группой специалистов - носителей интеллектуального капитала (реальных или потенциальных держателей интеллектуальной собственности). Спрос на "бизнес-мастеров" может предъявляться в двух формах: собственного обучения "основателей" (MBA, MBF) и привлечения готовых функциональных специалистов (MBF, PR, marketing). Оценка совокупного спроса - тысячи в год.

Существующих кадровых и методических "мощностей" российских учебных заведений очевидно не хватает для качественного удовлетворения такого спроса. Необходимы инвестиции в соответствующие мощности. К сожалению, сложившаяся структура вузов ригидна, направлена на инерционное поддержание собственного существования и не обеспечивает перераспределения средств на кадровые и методические инвестиции. Данные последнего опроса руководителей российских вузов, проведенного ВЦИОМ-А, показывают очень высокий оптимизм в оценке качества собственных кадров и программ.

В 1990 - 2003 гг. основная часть российских вузов организовала академические программы экономического и управленческого образования, а свыше четверти - те или иные программы, которые могут быть отнесены к бизнес-образованию. В основе стратегий вузов, руководимых представителями "традиционных" факультетов, лежит отношение к бизнес-образованию как к экстерналии существующего кадрового состава соответствующих (а в ряде случаев и непрофильных) факультетов. Бизнес-образование рассматривается как средство текущего пополнения бюджета вуза, которое может позволить "переждать" падение спроса на традиционные программы. Соответственно вузы не только не вкладывают достаточных средств в развитие программ бизнес-образования, но рассматривают эти программы в качестве "дойной коровы" для других направлений и постоянно изымают оттуда инвестиционные ресурсы.

На этом фоне можно выделить относительно узкую группу ведущих вузов, которые перешли на стратегию инвестирования в программы бизнес-образования, поскольку рассматривают его в качестве одного из основных направлений деятельности. Число таких вузов не превышает 15, две трети их сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Очевидно, что такие вузы будут быстро расширять свои программы бизнес-образования, однако можно предположить, что с учетом кадровых и территориальных ограничений их доля на рынке даже сократится.

Альтернативой государственным вузам выступают частные образовательные программы. Их "ахиллесова пята" - отсутствие собственного профессорско-преподавательского состава, что не дает возможность организовать постоянный контакт слушателей с преподавателями, необходимый для консультирования и выполнения учебных проектов. К тому же отсутствие унаследованной материальной базы также отвлекает ресурсы и не позволяет инвестировать в развитие программ. Налицо предпосылки кризиса предложения, его несоответствия платежеспособному спросу.

Каковы же возможные варианты развития событий в 2004 - 2010 гг. и в более отдаленной перспективе? При отсутствии целенаправленной политики контроля качества бизнес-образования может произойти девальвация соответствующих программ (аналогично девальвации инженерного образования в 1970-1980 гг., а также экономического и юридического образования в 1990-е годы). Явное несоответствие качества "российских MBA" международным стандартам приведет к сужению возможностей отечественных фирм с точки зрения проникновения на зарубежные рынки и ослаблению их конкурентных позиций на национальном рынке. В более дальней перспективе вероятно вытеснение "российского" бизнес-образования импортированными программами западных бизнес-школ средней руки.

При условии формирования эффективной системы контроля качества бизнес-образования (в первую очередь обеспечения его публичности для потребителей), но отсутствие необходимых ресурсов для развития соответствующих программ наиболее вероятным результатом будет замещение мастерских программ на рынке программами основного профессионального образования в соответствующей области, что в определенной степени может замедлить адаптацию образования к реалиям российского бизнеса. Воздействие системы образования на развитие бизнеса в этом случае будет нейтральным. Тем не менее высокие (монопольные) цены на качественные российские программы мастерского уровня будут постепенно стимулировать вузы инвестировать в создание таких программ, что в перспективе после 2010 г. приведет к рыночной адаптации основного корпуса российских вузов.

Эффективное решение проблем бизнес-образования в России не может быть достигнуто без привлечения значительных ресурсов на развитие кадровой, информационной и методической базы соответствующих программ. Если сегодняшние бюджеты программ бизнес-образования обыкновенно включают конкурентную оплату преподавателей, обеспечение слушателей учебными пособиями и поддержание условий минимальной "социальной привлекательности" (содержание помещений, буфетное обслуживание и пр.), то в подавляющей части программ отсутствуют ресурсы на переподготовку преподавателей, приглашение практиков, сбор и анализ конкретных ситуаций из практики российского бизнеса. Если свободные ресурсы появляются, они, как правило, изымаются на покрытие текущих нужд в модели "бизнес-образование - дойная корова" или на оплату аренды в модели частной программы бизнес-образования.

Привлечение необходимых ресурсов из бизнес-сектора (на благотворительной основе) не может считаться реалистичным вплоть до 2010 г. Модель получения инвестиций на развитие программ бизнес-образования из государственного бюджета в 1990-е годы применялась в России в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров (проект Всемирного банка), а также в ходе работы Комиссии по подготовке управленческих кадров. Мы считаем этот опыт в целом позитивным и применимым в дальнейшем, особенно для развития бизнес-образования в регионах с низким платежеспособным спросом. Однако величина ожидаемых бюджетных ресурсов не может превысить 20% от необходимых инвестиционных ресурсов.

Ресурсы надо искать внутри самой системы образования. Рыночная реформа профессионального образования приведет к быстрой смене неэффективного менеджмента вузов, к смене стратегий инерционного выживания на инвестиционные стратегии поиска и освоения новых образовательных рынков. Безусловно, бизнес-образование является одним из главных рынков этого типа.

Крупнейшим вкладом государства в развитие бизнес-образования - и одновременно решением проблемы ресурсов - стала бы система государственных гарантий образовательных кредитов. Как уже отмечалось, потребители бизнес-образования могут с гораздо более высокой степенью вероятности, чем потребители других образовательных программ, предвидеть и планировать свою будущую карьеру и доход. В условиях дефицита на рынке труда менеджеров высокой квалификации рост ожидаемого дохода уже в первые несколько лет после завершения обучения даст возможность выплатить кредит. Формирование системы эффективных образовательных кредитов позволит увеличить число аппликаций на мастерские программы в 2 - 2,5 раза и поднять доходность программ в среднем в 1,3 - 1,5 раза. Именно система бизнес-образования может стать первым полигоном реформы образования.

***

1 Pierson F. The Education of American Business: A Study of University College Programs in Business Administration. New York, McGraw-Hill, 1959; Gordon R., Howell J. Higher Education for Business. New York, Columbia University Press, 1959.

2 Porter L., McKibbin L. Management Education and Development: Drift or Thrust into 21st Century. New York, McGraw-Hill, 1988.

3 Мы не будем рассматривать реализуемые в России программы зарубежных учебных заведений, поскольку их число незначительно, сколь незначительно и влияние, которое они оказывают па российское бизнес-образование в целом.

4 Заметим, однако, что эта ситуация может в ближайшем будущем измениться. Ведущие профессиональные объединения в области бизнес-образования - североамериканская (при Университете Торонто) Ассоциация продвинутых университетских школ бизнеса (AACSB International - The Association to Advance Collegiate Schools of Business) и Европейский фонд развития управления (efmd - European Foundation for Management Development) - в последнее время все больше внимания уделяют первому высшему образованию. В частности, в сентябре 2003 г. efmd провел специальную конференцию па эту тему, символично, что она прошла в Москве на базе Государственного университета управления.

5 Этот очень важный для страны результат получен благодаря сотрудничеству общественной организации и государственного органа, что, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, поскольку он может и должен быть интерпретирован как свидетельство движения России к построению гражданского общества.

6 Около 50% студентов медицинских, аграрных, педагогических вузов не собираются работать по специальности; это относится и к студентам инженерных и военных вузов, хотя динамика предпочтений по ним сейчас начинает меняться в лучшую сторону.

7 Подробнее см.: Высшее образование. Нормативные документы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002.

8 Wolf A. Does Education Matter? Myths about Education and Economic Growth. L.: Penguin Books, 2002.

9 Первая программа, построенная па описанных принципах, реализуется Высшей школой менеджмента ГУ - ВШЭ. Подробнее см.: Денисова Д. Интеллектуальная тусовка. - Эксперт, 2003, N 27-28, с. 20-24.

Hosted by uCoz