^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 16.02.2004
^НР: 002
^ЗГ: РОССИЯ НА ПУТИ АНТИУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?.
^ТТ:

РОССИЯ НА ПУТИ АНТИУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?.

Для значительного ускорения в России в ближайшем будущем темпов роста, двойного увеличения ВВП необходимо решить вопрос о качестве экономического роста и степени его устойчивости в долгосрочной перспективе. К каким социальным, экономическим, экологическим результатам приведет сохранение современных тенденций развития экономики? Является ли развитие страны устойчивым с позиций классического определения данного понятия, принятого в концептуальных документах ООН и одобренного правительствами всех стран мира? Попробуем ответить на эти вопросы, выделив прежде всего эколого-экономические аспекты устойчивости (В настоящее время имеется множество определений устойчивого развития. В данной статье оно трактуется с позиций концептуальных документов ООН. В них принципиальной чертой устойчивости является развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их нужды. Другая важная черта устойчивости - сохранение и увеличение во времени агрегированного производственного потенциала, определяемого в основном тремя факторами производства (человеческим, физическим и природным).).

В настоящее время в экономическом развитии России фактически игнорируется экологический фактор. В структурах власти различных уровней, в основных документах, правительственных программах, планах дальнейших реформ в экономике ему уделяется незначительное внимание. Так, в официальных программах Правительства России - его планах действий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочные перспективу - упоминание экологии минимально.

Между тем в российском национальном докладе "Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию", представленном на Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002), отмечается: "Проведенный анализ основных тенденций и факторов ... свидетельствует, что Россия уверенно становится на путь устойчивого развития" (Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию. М.: Минэкономразвития РФ, 2002.). Данное положение, на наш взгляд, носит достаточно дискуссионный характер. Есть основания полагать, что современные тенденции экономического развития России являются скорее антиустойчивыми, их сохранение формирует сейчас и закрепляет на будущее неустойчивый тип развития экономики страны. Можно отметить по крайней мере три аспекта этих тенденций:

- отрицательные динамика и величины макроэкономических показателей, в которых учитывается экологический фактор;

- рост показателей природоемкости по сравнению с дореформенным периодом, что отражает увеличение затрат природных ресурсов и объемов загрязнений на единицу конечного результата;

- структурные сдвиги в экономике, которые повышают удельный вес природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей.

Макроэкономические показатели и экологический фактор

Переход к устойчивому развитию, поддержанный всеми странами мира, вызывает необходимость включения экологического фактора в систему основных социально-экономических показателей. В традиционных макроэкономических показателях (ВВП, ВНП, доход на душу населения и пр.) не учитывается экологическая составляющая. Рост этих показателей сегодня может базироваться на техногенном, природоемком развитии. Тем самым создается основа для резкого ухудшения экономических показателей в будущем при истощении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды.

Ориентация на традиционные экономические показатели для России в ближайшей перспективе может быть чревата негативными последствиями. Получается, что быстрее всего роста этих показателей (тем самым формально добиться прогресса в социально-экономическом развитии) можно достичь, быстро выкачивая из недр нефть, газ, добывая руду и уголь поверхностным способом, вырубая леса, увеличивая нагрузку на землю, используя дешевые "грязные" технологии и пр. К сожалению, в какой-то мере это сейчас и происходит. Многие программы, в которых предусмотрена ориентация на рост добычи полезных ископаемых, позволяющий увеличить ВВП, имеют и негативные экологические последствия. Достижение обсуждаемого сейчас удвоения ВВП при сохранении современных эколого-экономических тенденций может привести к необратимой деградации природного капитала страны и ко все большему отдалению от траектории устойчивого развития.

В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития, содержащих нередко весьма сложную систему показателей. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН (система интегрированных экологических и экономических счетов - Integrated Environmental and Economic Accounting), Всемирный банк (показатель истинных сбережений - genuine savings), ОЭСР, Европейское сообщество (проекты GARP1, GARP2, TEPI) и др. (Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodologies. Backgroud Paper No 3. UN Commission on Sustainable Development. New York, 2001; Integrated Environmental and Economic Accounting: an Operational Manual / Studies in Methods. Handbook of National Accounting. New York, UN, 2000; Hamilton K. Genuine Savings as a Sustainable Indicator. The World Bank, Washington DC, 2000; Expanding the Measure of Wealth: Indicators of Environmentally Sustainable Development. The World Bank, Washington DC, 1997; Green Accounting in Europe - Four Case Studies. Ed. by A. Markandya and M. Pavan. London, 1999.) Принципиальным моментом таких подходов являются попытки учесть ущерб от загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов на макроэкономическом уровне, экологически скорректировать основные экономические показатели развития.

Предварительная количественная оценка ряда эколого-экономических показателей на макроуровне (норма истинных сбережений, природоемкость , удельные загрязнения и др.) свидетельствует, что в нашей стране складываются антиустойчивые тенденции развития. Например, проведенные Всемирным банком на основе методики истинных сбережений расчеты для России выявили значительное расхождение между традиционными экономическими показателями и экологически скорректированными. В последние годы индикатор истинных сбережений был отрицательным. Это следует учитывать в условиях начавшегося экономического подъема в России. Например, если исходить из формальных позиций, то в 2000 г. экономика процветала - рост ВВП составил 9%. Однако истинные сбережения были отрицательными (-13%) главным образом вследствие истощения сырьевой базы.

В большинстве развитых стран и стран с переходной экономикой индикатор истинных сбережений является положительной величиной (см. табл. 1). Впечатляет этот показатель в Китае (26,8%), что свидетельствует о его экономическом прогрессе. Существенные расхождения между макропоказателями и их экологически скорректированными величинами отражает и система интегрированных экологических и экономических счетов ООН. Следовательно, учет экологического фактора в традиционных экономических показателях может привести к их значительному снижению вплоть до отрицательных величин.

Таблица 1 Показатель истинных внутренних сбережений в отдельных странах (в % к ВВП, 2000 г.)

Источник: The Little Green Data Book 2002. Washington DC, World Bank, 2002.

Конечно, наивно исходить из требований сокращения темпов роста в природоэксплуатирующих секторах, прежде всего в энергетическом, в условиях современной социально-экономической ситуации в стране. Однако для перехода к устойчивому развитию требуется компенсация истощения природных ресурсов за счет роста инвестиций в человеческий и физический капитал. Необходимо резкое увеличение инвестиций в науку, образование, здравоохранение, инновационное развитие, создание специальных фондов типа Фонда будущих поколений, которые имеются во многих странах мира.

Одним из примеров важности эколого-экономического учета на макроуровне является также оценка ущерба здоровью населения, наносимого загрязнением окружающей среды.Рост загрязнений в результате токсичных отходов и достаточно высокий уровень загрязнения воды и воздуха по сравнению с мировыми стандартами создают серьезную угрозу жизнедеятельности человека. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2000 г. Россия по общему состоянию здоровья населения находилась на 91 месте после своих прибалтийских и некоторых азиатских соседей. Критической национальной проблемой стала низкая продолжительность жизни, особенно мужчин.

В настоящее время существует методология оценки риска для здоровья человека, разработанная ВОЗ, Агентством по охране окружающей среды США и другими организациями. Подход на основе риска является наиболее широко распространенным и признанным в мире, он был применен для расчетов ущерба здоровью во многих европейских странах, США, Канаде. Полученные результаты учитывались в процессе принятия решений исполнительной и законодательной ветвями власти.

На базе оценки риска для России автором совместно с другими экспертами были рассчитаны экономические издержки для здоровья населения, вызванные загрязнением воздуха и воды. Они показывают, что эти издержки составляют от 3 до 6% ВВП (Бобылев С., Сидоренко В., Сафонов Ю., Авалиапи С., Струкова Е., Голуб А. Макроэкономическая оценка издержек для здоровья населения России от загрязнения окружающей среды. М.: Фонд защиты природы, 2002.). Полученные величины ущерба довольно впечатляющи и выступают весомым аргументом в пользу экологизации экономического развития, изменения ряда декларируемых и поддерживаемых правительством приоритетов развития страны.

Рост показателей природоемкости

В русле антиустойчивых тенденций находится и рост показателей природоемкости - удельных затрат природных ресурсов и удельных загрязнений на единицу конечного результата по сравнению с дореформенным периодом. Например, сравнения показателей природоемкости российской экономики и развитых стран очень наглядны. Так, в России энергетические затраты (энергоемкость) на единицу ВВП по сравнению с развитыми странами выше в 3 и более раз. Чрезвычайно велик разрыв и в показателях природоемкости для загрязняющих воздух веществ. Удельные выбросы окислов серы, которые приводят к кислотным дождям и деградации больших площадей лесов и земель, в стране в 20 раз больше, чем в Японии и Норвегии, и примерно в 6 - 7 раз, чем в Германии и Франции. Двуокись углерода - главный парниковый газ, приводящий к глобальному изменению климата, превышает показатели развитых стран на единицу ВВП в 3 - 4 раза (Более подробно см.: Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты). Под ред. С. Бобылева и П. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001.).

Важное значение может иметь измерение показателей природоемкости в динамике с позиции главных критериев перехода к устойчивому типу развития. В 1990-е годы в условиях экономического спада сократились добыча и потребление многих природных ресурсов, снизились суммарные выбросы и загрязнения. Однако удельные показатели затрат природных ресурсов и загрязнений (в расчете на единицу конечной продукции) возросли, что во многом объясняется тем, что во время экономического кризиса 1990-х годов выжили загрязняющие и ресурсоемкие сектора. В этот период четко прослеживались более быстрые темпы падения ВВП по сравнению с темпами снижения большинства видов загрязнений, что нашло свое отражение в увеличении удельных показателей загрязнения водных ресурсов, отходов, выбросов двуокиси углерода, а также в росте водоемкости в 1,2 - 2,6 раза по сравнению с 1990 г.

В ближайшие годы при разработке макроэкономической политики и на среднесрочную перспективу особое внимание должно быть уделено такому показателю природоемкости, как энергоемкость. Это связано, в частности, с ключевой ролью энергетического сектора в российской экономике, в формировании ВВП, налогов, доходов бюджета, повышении занятости, доходов от экспорта.

Таблица 2 Энергоемкость ВВП по производству энергоресурсов (в ценах 1990 г.) и динамика энергоемкости в России

В таблице 2 представлен один из показателей энергоемкости -энергоемкость ВВП по производству энергоресурсов, который более комплексно отражает экологическое воздействие ТЭК по сравнению с традиционным показателем энергоемкости по потреблению. Энергоемкость по производству возросла примерно на 20% по сравнению с 1990 г., существенно превысив значения даже 1970 и 1980 годов, когда энергоемкость советской экономики была высокой. Тенденция сохранения высокой энергоемкости ставит под сомнение реализацию большинства правительственных социально-экономических и энергетических программ, поскольку важным условием их выполнения, как в них и записано, является значительное снижение рассматриваемого показателя.

Природоемкие структурные сдвиги в экономике

Формирование неустойчивого типа развития России во многом связано с макроэкономической политикой государства, которая приводит к широкомасштабной деградации окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Начавшийся подъем экономики может еще больше усугубить подобные процессы. Это связано с антиэкологической реструктуризацией экономики в 1990-е годы в пользу сырьевых и загрязняющих секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. Можно сказать, что идет "грязный" подъем экономики, тенденция которого прослеживается в течение 1980 - 2002 годов (см. табл. 3). Например, удельный вес топливной промышленности в 2002 г. увеличился по сравнению с 1980 г.в 2,5 раза, электроэнергетики - с 3,5 до 8,5%. В структуре промышленности за 1990 - 2002 годы повысился удельный вес черной и цветной металлургии в 1,5 - 1,8 раза и снизилась доля отраслей, оказывающих небольшое воздействие на окружающую среду. Так, в 1980 - 2002 гг. доля технологичных отраслей машиностроения и металлообработки сократилась с 33,6 до 20,5%. Катастрофический спад имел место и в легкой промышленности. В целом, таким образом, в обрабатывающей промышленности произошел сдвиг в сторону природоемких отраслей.

Таблица 3

Изменение отраслевой структуры промышленного производства в России (в %)

Источник: Расчеты автора. Россия в цифрах 2003. М.: Госкомстат, 2003.

Несбалансированная инвестиционная политика, ведущая к увеличению диспропорций между ресурсоэксплуатирующими и обрабатывающими отраслями экономики, несомненно, обостряет экологические проблемы. При отсутствии эколого-экономических барьеров и стимулов критерий эффективности один - получение быстрыми темпами огромной прибыли. А это возможно прежде всего на основе эксплуатации и/или продажи природных ресурсов (нефть, газ, лес и пр.).

Таким образом, главная причина деградации природы в России -неэффективная, природоемкая структура экономики. Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, сферы распределения, отсталые и "грязные" технологии приводят к сохранению или вынужденному росту нагрузки на природу, колоссальным потерям природных ресурсов и сырья, дополнительному загрязнению атмосферы. В сложившейся ситуации возможный экономический рост в стране на ближайшую перспективу при сохранении техногенных тенденций развития будет во многом базироваться на сверхэксплуатации природы. Правительственные программы в явном или неявном виде ориентируются на экстенсивное природоемкое развитие энергетического, лесного, аграрного и других комплексов. Таким образом, можно сделать вывод, что на ближайшие десятилетия закрепляется тенденция формирования антиустойчивого развития.

В этих условиях нельзя переоценивать значение факта снижения нагрузки на окружающую среду в России, произошедшего в результате кризиса и падения производства в 1990-е годы. При сохранении сложившихся тенденций есть вероятность того, что российская экономика в недалеком будущем останется экономикой природоэксплуати-рующих отраслей с небольшим удельным весом высокотехнологичных отраслей и машиностроения. Старая экономическая система умерла, и сейчас практически формируется "эмбрион" будущей экономической системы, которая начала развиваться в новом столетии. Она несет "в своих генах" антиэкологичность, поэтому те или иные экологические программы, жесткие природоохранные меры вряд ли смогут предотвратить деградацию окружающей среды.

"Утяжеление" с экологических позиций структуры экономики усугубляется и ухудшением возрастной структуры производственных фондов, их массовым старением и как следствие увеличением числа экологических аварий и катастроф в ближайшем будущем. Сегодня во многих отраслях степень изношенности техники достигает 60 -80%, а старое оборудование практически не заменяется новым из-за ограниченности инвестиций. Нередки аварии в энергетическом секторе - нефтепроводов в Западно-Сибирском регионе, республиках Коми, Башкортастан, Татарстан, в районах Среднего и Нижнего Поволжья. На месторождениях страны происходит около 50 тыс. аварий в год на магистральных и внутренних объектах нефте- и газопроводов. В результате разрушаются естественные экосистемы на огромных территориях. По некоторым оценкам, за последние годы примерно 70 млн. га тундры деградировало в результате разрушения почвы и растительного покрова из-за геологоразведочных работ, расширения добычи полезных ископаемых, передвижения транспортных средств, строительства и т.д.

Пути к устойчивому экономическому росту

Переход к устойчивому развитию предполагает изменение макроэкономической политики. Для России можно выделить следующие важные направления экономических преобразований, которые прямо или косвенно могут привести к снижению нагрузки на окружающую среду:

- эколого-сбалансированная реструктуризация экономики, поддержка инновационного развития;

- адекватные оценки природных ресурсов и услуг и их отражение в экономических показателях при принятии экономических решений;

- изменение инвестиционной политики в направлении эколого-сбалансированных приоритетов;

- создание непротиворечивых систем налогов, кредитов, субсидий, таможенных тарифов и пошлин с точки зрения учета экологических последствий;

- четкое определение прав собственности на природные ресурсы;

- совершенствование механизмов приватизации с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий, экологическое страхование и т.д.);

- преобразование банковских структур и рынка капитала с целью создания условий для развития инновационных форм финансирования природоохранной деятельности - экологических банков, экологических фондов, страховых систем;

- изменение экспортной политики в направлении сокращения удельного веса в экспорте первичных природных ресурсов при увеличении удельного веса высокотехнологичной наукоемкой продукции, товаров с высокой долей добавленной стоимости и т.д.

Важнейшим направлением перехода к устойчивому экономическому росту должна стать эколого-сбалансированная структурно-технологическая перестройка экономики с целью эффективного ресурсосбережения, снижения уровня загрязнения окружающей среды. Суть такой реструктуризации экономики состоит в опережающих темпах развития на современной технологической базе всех производств в природно-продуктовой вертикали (цепочке), связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта ("послеприродные стадии"), по сравнению с природоэксплуатирующими сырьевыми отраслями. В целом она позволит существенно снизить природоемкость производимой продукции и услуг и уменьшить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах.С учетом опыта развитых стран природоемкость в нашей стране можно снизить как минимум в 2 - 3 раза. Для России уменьшение показателей природоемкости на макроуровне явится важным свидетельством начала перехода от сформировавшегося техногенного типа экономического развития к более устойчивому. Структурно-технологическая рационализация экономики даст возможность высвободить 30 - 50% неэффективно используемых природных ресурсов при увеличении конечных результатов, существенном снижении уровня загрязнения. Можно значительно сократить добычу и площади разработок энергетических ресурсов, полезных ископаемых, территории обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубку леса и т.д. за счет улучшения использования и углубления переработки природных и сырьевых ресурсов и существенно повысить уровень благосостояния населения. Так, в соответствии с Энергетической программой России (1997 г.) на основе распространения достаточно простых энергосберегающих технологий в промышленности, жилищно-коммунальном секторе, на транспорте и пр. можно сберечь 40 - 50% потребляемой сейчас энергии.

Мировой опыт свидетельствует о значительной экономии первичных природных ресурсов, снижении природоемкости в результате ресурсосберегающей структурной перестройки и технологических изменений. В большинстве стран ОЭСР расход энергии на единицу ВВП, потребление на душу населения таких базовых материалов, как сталь, дерево, медь, стабилизировались, а в некоторых странах даже снизились при повышении эффективности конечных экономических результатов. Так, в 1970 - 1990 гг. энергоемкость промышленной продукции стран - членов ОЭСР уменьшилась на 35%. Некоторые страны при быстром экономическом росте практически не увеличили потребление энергии в последние 20 - 30 лет. Например, в Дании при общем сокращении потребления энергии по сравнению с 1970 г. ВНП возрос в 1,5 раза.

Таким образом, для уменьшения нагрузки на окружающую среду, снижения показателей природоемкости необходимы технологические изменения, осуществление технологического "скачка", реконструкция экономики на базе наукоемких, ресурсосберегающих технологий. На этом направлении имеются огромные резервы. В докладе Римскому клубу "Фактор четыре" ("Factor Four", 1997) (Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Новый доклад Римскому клубу. М.: Academia, 2000.) показано, как можно увеличить производство вдвое при сокращении наполовину объемов привлекаемых ресурсов. По имеющимся оценкам, можно снизить мировое потребление энергии в 2 раза при современной промышленной инфраструктуре, а в условиях новой инфраструктуры, базирующейся на имеющихся технологиях, - на 90%. Для России это означает, что, например, потребление энергии может быть сокращено в 3 - 6 раз на основе традиционных (даже не новейших) западных технологий при росте конечных результатов.

Для снижения природоемкости конструктивным представляется подход "наилучшей имеющейся технологии" (best available technology), задающий высокие научно-технические стандарты для используемого оборудования. Сейчас этот подход широко используется в развитых странах. Например, в США и Англии власти задают такие стандарты путем выбора наиболее совершенной технологии, которая коммерчески приемлема, легко контролируется и имеет разумную цену. Снижению удельных затрат природных ресурсов и загрязнений на единицу конечной продукции также будет способствовать широкое распространение международных стандартов ISO 14000 по управлению качеством окружающей среды и ISO 9000 по управлению качеством продукции.

Существенную роль в переходе к устойчивому развитию, проведении структурно-технологических изменений играют рыночные механизмы. Речь идет о создании эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития эколого-адаптированных видов деятельности, предпринимательства, привлечения инвестиций. Следовательно, должны быть сформированы более благоприятные по сравнению с природоэксплуатирующей деятельностью условия для развития ресурсосберегающих предприятий в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуре. Государство должно проводить эффективную селективную экономическую политику для изменения структуры инвестиций как в отдельные сектора экономики, так и внутри них на основе макроэкономического регулирования, индикативного планирования с помощью налоговых инструментов, льгот, кредитов, субсидий, таможенных тарифов, платежей и пр.

Экологическая реструктуризация налоговой системы

В реструктуризации налоговой системы в рамках всей экономики можно выделить два важных аспекта: увеличение удельного веса "природных" налогов и создание налоговых стимулов для рационального использования и экономии природных ресурсов, а также снижения уровня загрязнения. Необходимо изменить пропорции и повысить долю налогов природоэксплуатирущего сектора экономики в общей их сумме. Такая мера будет способствовать адекватному отражению роли огромного природного потенциала в российской экономике, более рациональному использованию природных ресурсов, изъятию природной ренты в пользу общества.

Идущая сейчас в стране в научной и политической сферах оживленная дискуссия о сверхприбылях природоэксплуатирующих компаний, природной ренте, необходимости изменения пропорций в распределении сверхдоходов между компаниями и государством свидетельствует о "перезревшей" актуальности этих проблем. В частности, президент РФ отметил возможность дополнительного изъятия 30% сверхприбыли у сырьевых гигантов в пользу государства, что составило бы 3 млрд. долл. (Известия, 2003 г., 19 декабря.) В России сверхприбыль делится между государством и добывающими компаниями в соотношении 50:50, тогда как в мире до 80% такого дохода идет государству.

Современные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, с добавленной стоимости и пр., то есть основной упор делается на труд и капитал. По оценкам академика Д. Львова, прямо и косвенно только на труд приходится около 70% бюджетных поступлений. При сохранении общей суммы налогов (фискальная нейтральность) целесообразно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов, налогов на экологически неблагоприятную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды. В мире для изъятия сверхдоходов у сырьевых структур используются дифференцированные налоги на добычу полезных ископаемых и регулирование экспортной пошлины, доказавшие свою эффективность.

Экологизация налоговой системы должна способствовать проведению рассмотренной выше структурно-технологической политики, в частности, переносу центра тяжести с использования первичных природных материалов на применение вторичных рециклируемых материалов и отходов. Это приведет не только к снижению экологической деградации, но и повышению занятости, так как утилизация и рециклирование - более трудоемкие технологии по сравнению с добычей природных ресурсов.

Принципы экологической реструктуризации налоговой системы получают все большее распространение в мире. Здесь пионерами являются европейские страны, девять из которых снизили налоги на личный доход и зарплату, повысив налоги на экологически деструктивную деятельность (см. табл. 4).

Таблиц а 4 Экологическая реструктуризация налоговых систем в некоторых европейских странах

В Европе в настоящее время широко облагается налогами экологически деструктивная деятельность, в том числе выбросы углерода, серы, добыча угля, отчуждение земель, продажа электричества и средств передвижения. Также вводятся налоги с учетом индивидуальных особенностей стран: за превышение потребления воды, использование сельскохозяйственных земель не по назначению, за вырубку деревьев, применение пестицидов и т.д.

Особенно следует отметить возможности структурирования налоговой системы по изъятию природной ренты, которая сейчас монополизируется природоэксплуатирующими секторами. Те 250 - 300 млрд. долл., по имеющимся оценкам, нелегально вывезенные из России за границу, в своем подавляющем большинстве имеют "природное" происхождение.

***

Давно пора считать некорректным тезис о безграничных природных богатствах России, который во многом связан с игнорированием экономических подходов, отсутствием должного анализа затрат и выгод в природоэксплуатирующей сфере.

Основной "локомотив" современной российской экономики -энергетический сектор - находится под дамокловым мечом мировых цен на энергоресурсы. В силу сложных природных условий, удаленности мест добычи себестоимость нефти в нашей стране в 3 - 5 раз выше, чем на Ближнем Востоке и Латинской Америке, и в дальнейшем, во всей вероятности, она будет расти.

Все это повышает риски разработки новых месторождений на неосвоенных территориях. Падение мировых цен может "отсечь" значительную часть нефтедобычи в отдаленных северных районах и на шельфах с неразвитой инфраструктурой, заморозить огромные инвестиции, расширить экологически деградированные территории и морские акватории. В этих условиях и с экологических, и с экономических позиций России выгоднее повышать отдачу на месторождениях в освоенных районах страны и за рубежом: новые месторождения на севере Каспия, более активное участие в разработке энергоресурсов Средней Азии и т.д.

На экологическую устойчивость в России в ближайшей перспективе будет влиять ряд факторов. Экологическое воздействие некоторых из них можно однозначно определить как негативное: наращивание экстенсивной добычи сырьевых ресурсов; продолжение природно -экспортной политики; вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий и разрушение обширных естественных экосистем; рост числа техногенных аварий из-за износа оборудования; изменение структуры энергетического баланса в результате частичной замены газа углем и др. Большие опасения вызывает также возможное закрепление сырьевого характера экономики при вступлении России в ВТО.

Наряду со сложившимися негативными экологическими тенденциями в будущем могут возникнуть и новые проблемы. Например, энергетики намерены провести реструктуризацию топливного баланса за счет сокращения поставок природного газа для внутренних нужд и повышения использования угля и мазута. Известно, что продукты сгорания угля токсичнее, чем газа, в 10 - 50 раз, мазута - в 3 раза. Это, безусловно, увеличит загрязнение воздуха в городах, повысится уровень заболеваемости и смертности населения.

Таким образом, требуются глубокие структурно-технологические изменения, инновационные трансформации в экономике. Только тогда нашей стране удастся перейти на траекторию, ведущую к устойчивому развитию.

Hosted by uCoz