^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 22.03.2004
^НР: 003
^ЗГ: ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
^ТТ:

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Мст. АФАНАСЬЕВ, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой государственных финансов ГУ-ВШЭ

Финансовый инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.

Зависимость налоговых доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть

Добыча и реализация нефти и нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках являются ключевыми видами деятельности в российской экономике. Существенные изменения мировых цен на нефть приводят к значительным колебаниям налоговых доходов федерального бюджета, создавая трудности финансирования расходов и осуществления платежей по внешнему долгу при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Необходимость создания стабилизационного фонда подтверждается анализом того, как изменение цен на нефть влияет на доходы федерального бюджета. Рассмотрим соответствующую диаграмму рассеяния (см. рис.).

Оценки для 2001-2003 гг. на основе фиктивной переменной, используемой для учета изменения зависимости налоговых доходов федерального бюджета от цен на нефть в результате налоговой реформы, дали следующие результаты (1).

При росте цен на нефть на 1 долл./барр. увеличение налоговых доходов федерального бюджета составляет примерно 0,28% ВВП, или около 980 млн. долл. в условиях 2002 г. Кроме того, из рисунка видно, что в 2001-2002 гг. вследствие налоговой реформы произошел рост доходов федерального бюджета примерно на 3,8% ВВП при тех же ценах на нефть и соответственно изменилась зависимость налоговых доходов от мировых цен на нефть.

Включение в конструкцию бюджета 2004 г. механизма стабилизационного фонда накладывает ограничение на рост непроцентных расходов даже в условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, поскольку основная часть дополнительных доходов формируется в виде экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, в данном случае -- на нефть, подлежащих зачислению в этот фонд. В расчете, подготовленном к проекту бюджета на 2004 г., было предусмотрено, что вся сумма дополнительных доходов бюджета образуется за счет указанных источников.

Огромные бюджетные поступления за счет природных ресурсов, таких, как нефть, газ, цветные металлы, ставят перед правительством России ряд проблем. Во-первых, данный источник доходов не вечен и поэтому следует планировать использование этого ресурса во временном интервале. Во-вторых, необходимо последовательно снижать зависимость объема государственных доходов и расходов (и в целом внутреннего спроса) от резких и непредсказуемых скачков мировых цен на полезные ископаемые. Многие нефтедобывающие страны создали для этого нефтяной стабилизационной фонд.

Принятая модель создания стабилизационного фонда в той форме, в какой она представлена в концепции правительства России, на наш взгляд, недостаточно проработана. К тому же в ней не учитывается опыт функционирования стабилизационных фондов в других странах, которые достигли положительных результатов в их использовании.

Международный опыт создания стабилизационных фондов

Любая модель стабилизационного фонда должна основываться прежде всего на необходимости сглаживания колебаний доходов, поступающих в бюджет и в значительной мере формируемых за счет природной ренты. При этом в долгосрочной перспективе в стабилизационном фонде следует постепенно накапливать ресурсы как минимум до величины, обеспечивающей ощутимый доход от инвестирования его средств. Международный опыт свидетельствует, что его формирование может основываться на двух различных моделях.

Первая модель. Базовая цена на экспортируемые природные ресурсы устанавливается на уровне ниже среднего долгосрочного прогноза. Краткосрочные и среднесрочные падения мировых цен не приводят к существенному сокращению ресурсов стабилизационного фонда именно благодаря низким пороговым ценам. Следует отметить, что такая модель применяется в странах, где себестоимость продукции добывающих отраслей намного ниже среднемировых показателей.

Вторая модель основана на разделении стабилизационного фонда по назначению и функциям и соответственно по механизму формирования его ресурсов. Это позволяет создавать независимый "фонд будущих поколений", ресурсы которого не тратятся на сглаживание колебаний в бюджетных доходах. Для выравнивания текущих и среднесрочных расходов создается специальный фонд. Его средства направляются на обеспечение бюджетной сбалансированности, в том числе и на покрытие кассовых разрывов при исполнении бюджета. Такая модель используется в странах с относительно ограниченными бюджетными ресурсами.

В целом надо отметить следующее обстоятельство. Несмотря на трудности в определении равновесной цены на нефть в долгосрочном периоде, стабилизационные фонды во многом позволяют решать указанные выше задачи. Несомненно, принципиальное значение при установлении базовой цены должна иметь себестоимость добычи. Это особенно актуально для российских условий, поскольку данный показатель на большинстве месторождений превышает среднемировой уровень.

Для России наибольший интерес, на наш взгляд, представляет опыт работы государственного нефтяного фонда в Норвегии, медного стабилизационного фонда в Чили и фонда макроэкономической стабилизации в Венесуэле. Образование указанных фондов в этих трех странах направлено на обеспечение макроэкономической стабилизации и стабильности доходов бюджетной сферы в долгосрочном периоде независимо от колебаний поступлений от экспорта нефти (меди - - в случае Чили).Государственный нефтяной фонд Норвегии. Будучи одной из крупнейших стран - экспортеров нефти, Норвегия в 1990 г. учредила нефтяной фонд с целью поддержания устойчивости бюджета в долгосрочном периоде. Причинами, подтолкнувшими к его созданию, явились, с одной стороны, повышение нагрузки на пенсионную систему из-за увеличения среднего возраста населения, с другой - снижение объемов добычи нефти.

Ресурсы аккумулируются в фонде только при условии исполнения государственного бюджета с профицитом. Первоначально все доходы, включая доходы от нефти, консолидируются в бюджете, а решение о переводе части средств на счет фонда принимается каждый год с учетом исполнения бюджета. Таким образом, нет строгой процедуры пополнения фонда, что дает возможность более гибко управлять его средствами. Они идут не только на поддержание уровня доходов и расходов бюджета в краткосрочном периоде при резких скачках цен на нефть, но и на улучшение бюджетного планирования в долгосрочном периоде. В этой связи целью правительства является межвременное выравнивание уровня жизни нынешнего и последующих поколений с учетом факторов уменьшения запасов нефти и увеличения среднего возраста населения.

В целом бюджетная политика правительства Норвегии базируется на консервативных ожиданиях: в долгосрочном плане бюджетное планирование ориентируется на уровень цены 13 долл./барр., поэтому на протяжении последних пяти лет фонд аккумулировал ресурсы несмотря на снижение цен на нефть в 1998 г.

Кроме формирования средств фонда за счет трансфертов из бюджета, значительная его часть создается в результате собственной инвестиционной деятельности. Так, в 1999 г. его объем вырос на сумму, эквивалентную 3,2% ВВП, в том числе на 1,1% ВВП -- за счет инвестиционного дохода. В целом к 2000 г. сумма средств стабилизационного фонда достигла 26 млрд. долл. (17,7% ВВП) (2). Существует установленная процедура финансового управления фондом (управляющая организация - - ЦБ Норвегии) и выработки общей стратегии инвестирования его средств (Минфин).

Порядок использования средств фонда отражает задачи накопления. Правительство имеет право запросить у парламента разрешение на использование средств как для краткосрочных целей (для компенсации падения доходов бюджета) при снижении текущих цен на нефть ниже базового уровня, так и для долгосрочного межпоколенческого выравнивания объема доходов бюджета по мере роста социальных расходов.

Основные направления инвестирования средств рассматриваемого фонда определяет министерство финансов, равно как и состав базового портфеля, относительно доходности которого оценивается эффективность использования средств фонда. В настоящее время его активы приравнены к золотовалютным резервам страны. Выбор активов обусловливается в том числе необходимостью замедления роста реального курса национальной валюты в периоды высоких цен на нефть. Средства фонда размещены в иностранные финансовые активы как с фиксированным доходом, так и в акции. В основном это финансовые инструменты с низким риском - иностранные государственные бумаги, облигации финансовых институтов с высоким рейтингом. Для снижения зависимости доходности от цен на нефть средства фонда инвестируются в сектора, не связанные с нефтяной отраслью.

Создание нефтяного фонда и поддержание сбалансированного бюджета позволило снизить колебания совокупного внутреннего спроса, уменьшить инфляционное давление и постоянно сдерживать удорожание национальной валюты. Следует отметить, что в последние годы он функционировал в условиях жесткой консервативной фискальной политики на фоне экономического подъема в стране. Максимальное годовое перечисление средств из бюджета составило 6% ВВП (3).

Медный стабилизационный фонд в Чили. В 1995 г. для снижения влияния колебаний доходов от торговли медью на обменный курс и доходы бюджета в Чили был организован медный стабилизационный фонд. Особенностью его создания и функционирования является наличие единственной государственной компании по экспорту базовых природных ресурсов, доходы которой и составляют часть государственного бюджета, выступающие источником формирования фонда. Речь идет о государственной компании по производству меди (CODELCO), ресурсы которой трактуются как международные резервы и управляются центральным банком.

Пополнение фонда или изъятие средств из него происходит в строгом соответствии с величиной отклонения текущей цены на медь от установленного долгосрочного уровня. Условием поступления средств в стабилизационный фонд является превышение текущих экспортных цен на природные ресурсы некоторого их долгосрочного среднего уровня. Оценка долгосрочной цены меди определяется ежегодно правительством. Объем перечислений в фонд рассчитывается в зависимости от превышения фактической текущей цены меди по экспортным контрактам над базовой долгосрочной ценой: при превышении текущей цены на 4 - 10 центов за фунт меди в фонд направляется 50% дополнительных доходов CODELCO, при превышении текущей цены более чем на 10 центов за фунт - - все дополнительные доходы компании (4). При падении цены ниже установленного уровня средства из него изымаются в той же пропорции. Возможным негативным последствием симметричной формулы пополнения и использования средств фонда является вероятность исчерпания средств в случае длительного сохранения низких цен на медь.

К 1998 г. в фонд поступило примерно 3,9 млрд. долл., часть из них (около 0,9 млрд. долл.была израсходована в 1998-1999 гг., когда цена на нефть упала почти на 25% (5). Однако средства стабилизационного фонда использовались не только на выравнивание государственных расходов. Часть их была направлена на погашение внешнего долга.

Использование средств фонда для выравнивания доходов бюджета разрешается правительству Чили в случае, если фактическая текущая цена ниже базовой. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам. Запрещены инвестиции в любые финансовые операции, займы, гарантии, выпуск долговых бумаг (например, покупка опционов, страхование, предоставление кредитов), которые могут повлечь возникновение у фонда финансовых обязательств. Фонд в Чили, как и в Норвегии, функционирует в условиях преимущественно жесткой фискальной политики.

Фонд макроэкономической стабилизации в Венесуэле. Особенностью создания (1998 г.) и функционирования этого фонда является наличие единственной государственной нефтяной компании по экспорту базового природного ресурса -- нефти (как в Чили -- меди). Средства, поступающие в фонд, рассчитываются на основе разницы между текущими экспортными ценами и долгосрочными, определяемыми как среднее значение цен на нефть за пять лет. К началу 2000 г. общий объем средств фонда составлял около 1,7 млрд. долл. (6)

Средства фонда могут расходоваться (с одобрения конгресса) в двух случаях: если доходы от экспорта нефти ниже базовой величины или объем его средств превышает 80% среднего годового объема доходов от экспорта нефти за 5 лет. В последнем случае центральное правительство имеет право использовать средства фонда на погашение внешнего долга (7).

Стабилизационный фонд в федеральном бюджете на 2004 год

Создание Стабилизационного фонда Российской Федерации является главной и принципиальной особенностью федерального бюджета на 2004 год. Механизм образования и использования этого фонда был отражен в федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации". Цель его формирования заключается в том, чтобы предотвратить возможные риски при проведении структурных реформ и ликвидировать нехватку средств по какому-либо источнику доходов. Кроме того, ставится задача не допустить роста непроцентных расходов и в дальнейшем снизить налоговое бремя. Предполагается, что это должно происходить при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов.

В соответствии с изменениями Бюджетного кодекса РФ стабилизационный фонд создается для ослабления зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Он представляет собой резерв денежных средств, накапливаемых на специальном счете. В качестве базовой цены на нефть заложена цена 20 долл./барр. нефти марки Urals. В федеральном бюджете на 2004 год предусматривается (с внесением поправок в Бюджетный кодекс) сумма стабилизационного фонда в размере 83403,4 млн. руб., или 0,5% ВВП (8).

Источники формирования стабилизационного фонда (расчет и перечисление средств осуществляются в порядке, установленном правительством России) следующие:

- доля поступлений вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты (пропорционально превышению текущей ставки над расчетной при базовой цене), ежемесячно;

- доля поступлений налога на добычу полезных ископаемых (нефти);

- остатки средств федерального бюджета на начало финансового года (частично или полностью, по решению правительства России).

Средства стабилизационного фонда направляются на:

- финансирование дефицита в случае неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в размере, не превышающем расчетного сокращения доходов;

- мероприятия по снижению расходов федерального бюджета будущих периодов, включая замещение государственных заимствований, досрочное погашение государственного долга и прочие мероприятия, но не допуская уменьшения базового объема фонда (достаточного для покрытия дефицита при цене на нефть 15 долл./барр. в течение 3 лет).

Согласно предложениям Минфина России, базовый размер стабилизационного фонда должен составить 688 млрд. руб. в ценах

2003 г. (5,25% ВВП 2003 г.). Этот объем средств предполагается накопить за 3-4 года. Если его средства превысят запланированную сумму, то излишек может быть израсходован на досрочное погашение внешнего долга, на проведение структурных реформ и др. В фонд также предполагается направлять остаток профицита после исполнения всех расходов бюджета.

Зачисление в стабилизационный фонд дополнительных доходов от более высоких по сравнению с прогнозными цен на нефть требует от Минфина России жесткого ограничения роста непроцентных расходов, которые в реальном выражении замораживаются на уровне предыдущего года. Непроцентные расходы федерального бюджета в 2004 г. составят 1929,8 млрд. руб., или 12,6% ВВП, вместо 12,4% в 2003 г. Дополнительно в состав непроцентных расходов в 2004 г. включены средства на содержание вневедомственной охраны МВД России и Государственной фельдъегерской службы.

Дополнительные доходы, получаемые за счет источников, не имеющих отношения к ценам на нефть (повышение уровня собираемости налогов, эффективности управления государственным имуществом и др.), должны накапливаться на счете в качестве свободных остатков по учету средств федерального бюджета. При рассмотрении отчета о его исполнении часть накопленных остатков на счетах решением правительства может также перечисляться на увеличение стабилизационного фонда.

Ограничение расходов федерального бюджета на дальнейшую перспективу при цене на нефть марки Urals 20 долл./барр. при прогнозируемом росте ВВП и сохранении благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры обеспечит дальнейший рост профицита федерального бюджета и накопление средств в стабилизационном фонде, которые выводятся из экономики. Это используется в качестве инструмента стерилизации денежной массы.

Между тем предусмотренное на постоянной основе изъятие из процессов воспроизводства всех дополнительных доходов федерального бюджета, обусловленных реализацией не только конъюнктурных, но и конкурентных преимуществ российской экономики на мировом нефтяном рынке, может привести к сужению финансовых основ экономического роста и повышения качества жизни населения. Вот почему темпы накопления стабилизационного фонда, а точнее, размеры изъятия бюджетных ресурсов из экономики должны быть более взвешенными и умеренными.

Концепция создания фонда предусматривает возможность инвестирования его средств в высоколиквидные активы. Это могут быть депозиты в иностранной валюте и ценные бумаги иностранных государств. Структура такого инвестирования средств будет ежегодно утверждаться постановлением правительства. В нем должно определяться соотношение между депозитами и ценными бумагами в различных валютах, а также сроки обращения ценных бумаг, в которые предполагается инвестировать средства фонда. Доходы от их инвестирования предполагается направлять на выполнение расходных обязательств, предусмотренных законодательством о бюджете.

Управление средствами стабилизационного фонда находится в ведении Минфина России. Оно может делегировать Банку России отдельные полномочия на основе открытия специального счета, на котором будут размещаться средства в долговых обязательствах иностранных государств согласно перечню, утвержденному правительством. Минфин ежемесячно публикует информацию об остатках средств в стабилизационном фонде и ежеквартально направляет отчет об операциях с его средствами.

Предусмотренные источники формирования фонда являются логичными и, хотя не учитывают увеличения поступлений прочих налогов, позволяют сгладить значительную часть колебаний доходов федерального бюджета при изменении цен на нефть. Выделим ряд важных проблем, связанных с формированием и использованием средств стабилизационного фонда.

1. Увеличение непроцентных расходов за счет заимствований с последующим их замещением средствами стабилизационного фонда дает возможность достаточно просто использовать его средства на данные цели в условиях благоприятной конъюнктуры (в этом смысле ограничение на сохранение базового объема фонда трехлетним дефицитом при цене 15 долл./барр. является чрезвычайно важным и должно быть сохранено).

2. Целесообразно установить дополнительные условия, при выполнении которых средства фонда могут расходоваться на мероприятия по сокращению федеральных расходов будущих периодов, например, при сравнении объема расходов на данные меры с приведенной стоимостью ожидаемой экономии.

3. Следовало бы предусмотреть авансовые платежи в стабилизационный фонд и выплаты из него в бюджет для проведения более гибкой бюджетной политики и оперативного расходования средств фонда (в установленных пределах) в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры и резкого падения доходов бюджета.

Стабилизационный фонд в контексте современной российской бюджетной политики

В федеральном бюджете на 2004 г. к объему прогнозируемых дополнительных доходов в размере 83 млрд. руб. в стабилизационный фонд будет добавлен остаток средств финансового резерва на конец 2003 г. - 103,5 млрд. руб. Его средства, как было отмечено, будут использованы на покрытие возможного дефицита бюджета, возникающего из-за падения цены на нефть ниже базового уровня 20 долл./ барр. После накопления в нем средств в размере до базового уровня допускается использование дополнительных сумм на другие цели. Среди основных приоритетов -- погашение государственного долга, пополнение Пенсионного фонда и "поддержание здоровья нации".

Погашение государственного долга опережающими темпами уже давно не является для России острой необходимостью. Его величина за последние годы снизилась до 33% ВВП. Более насущной в ближайшие годы может стать задача финансирования выплат текущих пенсий. Правда, в настоящее время Пенсионный фонд не испытывает трудностей с исполнением своих обязательств. Однако начиная с 2005-2006 гг. из-за обострения демографической ситуации, отвлечения средств в накопительную честь пенсий и планируемого снижения ЕСН может образоваться дефицит в распределительной части пенсионной системы, который, согласно действующему законодательству, должен покрываться за счет средств бюджета.

При ограниченном увеличении объема непроцентных расходов приток дополнительных доходов обеспечит, как и в предыдущие годы, высокий профицит бюджета. Его размер по итогам 2004 года в зависимости от величины дополнительного финансирования расходов составит 1,6-1,7% ВВП против 0,6% ВВП по закону о бюджете. Это свидетельствует об устойчивом финансовом положении бюджета.

После прохождения пика платежей по внешнему долгу в 2003 г. в бюджете на нынешний год объем погашения внешнего долга составляет 8,96 млрд. долл. Это более чем на 0,8 млрд. долл. превышает расчеты Минэкономразвития России. Можно предположить, что данное обстоятельство вызвано изменением прогноза курса евро (погашаются еврооблигации, номинированные в евро) и ростом доли погашаемой части платежей по основному долгу Парижскому клубу. Тем не менее ясности в причинах достаточно сильных расхождений в определении суммы платежей по внешнему долгу в правительственных оценках нет. Снижение выплат скорее можно объяснить исходя из предпосылки о досрочном выкупе дорогих в обслуживании долговых обязательств с учетом благоприятной внешнеэкономической ситуации. Объем процентных выплат увеличен в 2004 г. до 7,1 млрд. долл. (6,7 млрд. долл. в расчетах Минэкономразвития России), что связано с привлечением займов еврооблигаций и планируемым обменом второго транша коммерческой задолженности и задолженности перед МИБ и МБЭС.

В бюджете на 2004 год, как и в прошлые годы, предусмотрена возможность внешних заимствований в виде еврооблигаций до 3 млрд. долл. Однако предполагается, что правительство займет на внешних рынках 2 млрд. долл. С одной стороны, это возобновит кредитную историю в наиболее благоприятных внешних условиях низких процентных ставок, с другой стороны, что более важно, позволит ограничить заимствования на внутреннем рынке в размере 1,6% ВВП (около 260-270 млрд. руб.). Такой объем привлечений соответствует ресурсной базе российской банковской системы и потенциалу пенсионных инвестиций (предполагается, что часть средств в размере 10-30% от объема погашаемого внутреннего долга может быть реинвестирована на рынке государственных облигаций).

Размер чистых внутренних заимствований практически позволяет полностью покрыть дефицит внешних источников финансирования (около 170 млрд. руб.). Это дает возможность использовать образующийся профицит для пополнения стабилизационного фонда (примерно на 100 млрд. руб.). С учетом бюджетного профицита при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре можно вполне обойтись без внешних заимствований. Однако активизация долговой политики облегчает правительству дальнейшее наращивание стабилизационного фонда и снижение стоимости заимствований на внутреннем рынке.

Проблемы создания стабилизационного фонда в России

Как правило, стабилизационные фонды формируются по принципу изъятия части ренты, хотя формы реализация могут быть разными: в одних случаях изымается роялти, в других - проценты от доходов госбюджета. Необходимо на длительный срок установить цену отсечения экспортных товаров, при превышении которой доходы от экспорта следует направлять в стабилизационный фонд. Его средства должны быть размещены за пределами страны за исключением тех редких случаев, когда цены на экспортные товары падают существенно ниже цены отсечения.

В таком фонде при помощи специальных правил аккумулируются дополнительные доходы, получаемые в периоды благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Как отмечалось выше, фонд может формироваться за счет как части налоговых доходов от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, так и суммарных налоговых доходов федерального бюджета. При формировании фонда за счет суммарных налоговых доходов можно дополнительно учесть влияние благоприятных внешних условий на общий уровень экономической активности и на доходы бюджета, однако формула для расчета объема отчислений в этом случае требует дополнительных обоснований.

Создание стабилизационного фонда и инвестирование его средств за рубежом либо погашение (досрочное погашение) внешнего долга помогут решить проблемы, связанные с положительным текущим сальдо платежного баланса и укреплением реального обменного курса российского рубля. Уровень расходов из фонда должен соответствовать уровню доходов при базовой цене на нефть. Если в ходе налоговой реформы происходит сокращение поступлений вследствие снижения ставок или отмены отдельных налогов и соответственно уменьшения доходов, то поддерживаемый уровень расходов, отвечающий базовой цене на нефть, также должен быть снижен. Следовательно, если основной целью создания фонда является ослабление или устранение влияния мировых цен на расходы бюджета, то накапливаемые в фонде средства не должны использоваться на компенсацию выпадающих в результате налоговой реформы доходов.

Важно не допускать снижения отчислений в стабилизационный фонд с одновременным увеличением непроцентных расходов. При этом необходимо исключить погрешности, связанные с занижением прогноза цены на нефть и (или) доходов федерального бюджета в процессе его разработки и утверждения.

Правила, определяющие объем средств, перечисляемых в стабилизационный фонд из бюджета, должны оставаться неизменными и зависеть только от установленного законом критерия - мировой и базовой (средней многолетней) цен на нефть.

Объем отчислений в фонд может рассчитываться как по фактическим результатам каждого месяца (квартала), так и по прогнозным значениям с использованием авансовых платежей с пересчетом на конец квартала (года). При этом механизм отчисления средств в него должен обеспечивать возвращение определенной суммы в бюджет при снижении цен на нефть в течение года. Кроме того, следует предусмотреть .временное заимствование небольшой части средств фонда на покрытие кассового разрыва при финансировании расходов (с обязательным возвратом, даже если он сопровождается секвестром расходов). Это может быть реализовано через аккумулирование на отдельном счете средств, предназначенных к перечислению в стабилизационный фонд в текущем году, с зачислением их по результатам года. На расходование данных средств на другие цели должны быть наложены жесткие ограничения.

Для обеспечения сохранности средств, а также сдерживания темпов роста реального обменного курса в условиях высоких цен на нефть средства фонда должны храниться в иностранной валюте и инвестироваться в первоклассные высоколиквидные зарубежные финансовые активы. Механизм инвестирования международных резервов, отработанный Банком России, можно применять и для стабилизационного фонда. Управление средствами фонда Банком России предпочтительно с точки зрения использования средств фонда для согласования денежно-кредитной политики и политики обменного курса. Кроме того, необходимо взять на вооружение практику функционирования стабилизационных фондов в развитых странах, где инвестирование средств осуществляется в направлениях, не имеющих значимой корреляционной зависимости от цены на нефть ни в страновом, ни в отраслевом аспектах.

Диаграмма зависимости налоговых доходов от цен на нефть марки Urals

***

1 Diamond J. The New Russian Budget System: An Assessment and Future Reform Agenda. IMF, 2003, p. 51-55.

2 О стратегии роста и основных требованиях к макроэкономической политике. Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа", июнь 2001, N28, с. 65.

3 Strauss T. Growth and Government: Is There a Difference between Developed and Developing Countries. Stockholm School of Economics Working Paper in Economics and Finance No 275, 1998, p. 156.

4 Hausman R., Stein E. Searching for the Right Budgetary Institutions for a Volatile Region. In: Securing Stability and Growth in Latin America. Paris, OECD, 1997, p. 143.

6 Ibid., p. 135-136.

6 Claessens S., Varangis P. Oil Price Instability, Hedging and Oil Stabilization Fund: The Case of Venezuela. World Bank Working Paper 1290, 2002, p. 25.

7 Ibid., p. 13-14.

8 Федеральный закон о федеральном бюджете па 2004 год N 186-ФЗ от 23 декабря 2003 г.

Hosted by uCoz