^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 22.03.2004
^НР: 003
^ЗГ: ДЕСЯТИЛЕТИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В СТРАНАХ СНГ.
^ТТ:

ДЕСЯТИЛЕТИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В СТРАНАХ СНГ.

(итоги и проблемы)

Ю. ИВАНОВ, доктор экономических наук, зам. председателя Статистического комитета СНГ

Переход от баланса народного хозяйства, применявшегося в СССР для описания экономики, основанной на общественной собственности на средства производства, на Систему национальных счетов 1993 г. (СНС-93) был обусловлен процессами трансформации плановой экономики в рыночную. Основополагающие ее концепции и определения разработаны применительно к структуре, организации и механизмам функционирования рыночной экономики. Этот переход был связан также с обязательствами стран СНГ представлять статистические данные в соответствии с международными стандартами в ООН, МВФ и Всемирный банк. Наконец, проблема интеграции стран СНГ в мировую экономику может быть успешно решена при условии формирования статистики на базе общепринятых в мировой практике принципов. Все это - важное условие развития внешнеэкономических связей, привлечения иностранных инвестиций, создания совместных предприятий и т.д.

Работа по внедрению Системы национальных счетов 1993 г., являющейся международным стандартом национального счетоводства, в регулярную статистическую практику России и других стран СНГ была инициирована еще в начале 1990-х годов. Задачи, приоритеты и этапы в этой области сформулированы в правительственных программах реформирования отечественной статистики в соответствии с международными стандартами.

***

За прошедшие десять лет статистическими службами стран СНГ, разрабатывающими и систематически публикующими наиболее важные показатели СНС-93, проделана большая работа. В их число входят не только наиболее важные макроэкономические показатели - ВВП, национальный доход, конечное потребление и накопление, национальное сбережение как источник финансирования инвестиций и др., но и большой объем данных, характеризующих состояние и развитие экономики отдельных отраслей и секторов, а также взаимодействие этих структурных подразделений в экономическом процессе на основе выплат доходов от собственности, трансфертов, проведения операций по кредитованию и заимствованию. Эти показатели обеспечивают взаимосогласованное описание главных аспектов экономических процессов: производство, распределение и перераспределение доходов, потребление и сбережение, финансирование инвестиций, кредитование и заимствование, внешнеэкономические связи, элементы национального богатства.

Разработка показателей ВВП на квартальной основе, осуществляемая в большинстве стран СНГ, позволяет отслеживать изменения в экономической конъюнктуре в течение года, что важно для принятия управленческих решений. В России и некоторых других странах СНГ составляются региональные счета, на базе которых производятся оценки валового регионального продукта. Такие данные необходимы для определения темпов экономического роста в регионах, а также для принятия решений по вопросам бюджетной и трансфертной политики.

Все большее развитие получает разработка таблиц СНС-93, отражающих формирование ресурсов товаров и услуг и их использование (таблицы ресурсов и их использования, таблицы межотраслевого баланса). Эти разработки осуществляются большинством стран СНГ, но они во многом еще носят экспериментальный характер (кроме России), а используемые номенклатуры продуктов и отраслей недостаточно детализированы. Только Россия, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан составили относительно более детальные таблицы ресурсов и их использования и/или таблицы межотраслевого баланса. Однако степень этой детализации намного ниже, чем в других странах мира, которые регулярно составляют такие таблицы и применяют их в качестве инструмента для текущих расчетов ВВП, позволяющего обеспечивать сбалансированность производства и использования товаров и услуг.

В таблице 1 систематизированы данные об индексах физического объема ВВП стран СНГ, которые характеризуют темпы экономического роста за длительный период времени. Их исчисление стало возможным в результате последовательного применения принципов СНС-93, адаптированных к условиям развития экономик этих стран.

Переход к составлению данных на основе СНС-93 потребовал освоения новых концепций и постулатов политэкономического характера, определяющих границы экономического производства, содержание национального дохода, капитала и национального богатства, принципы разграничения отечественной (национальной) экономики от экономики остального мира, методы оценки экономических операций и др. Наряду с этим возникла необходимость введения в практику ряда новых классификаций, отражающих структуру современной рыночной экономики: классификации по институциональным секторам экономики, классификации экономических операций, классификации активов и обязательств и др. Наконец, составление национальных счетов потребовало создания новых источников первичной информации, в первую очередь создания регистров предприятий и организаций, проведения выборочных обследований, совершенствования бухгалтерского учета и отчетности и т.д.

Полученный большой объем макроэкономической информации, разрабатываемой в рамках Системы национальных счетов, все шире применяется органами государственного управления стран СНГ для анализа экономических процессов и выработки экономической политики, для определения мер по стимулированию темпов роста, для анализа влияния изменений в налоговой системе и субсидировании на экономику. В этом контексте прежде всего следует отметить использование правительственными учреждениями данных о ВВП при разработке государственного бюджета, а также при составлении краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического развития, которые облегчают принятие решений по формированию экономической политики.

Сегодня в качестве одного из важных показателей эффективности фискальной политики правительства интерпретируется отношение дефицита/профицита государственного бюджета к ВВП. Отношение налогов к ВВП рассматривается органами государственного управления как показатель налоговой нагрузки на экономику, имеющий важное значение для формирования государственного бюджета и совершенствования налоговой системы. Задачи повышения темпов экономического роста правительственные учреждения формулируют на основе данных об индексах физического объема ВВП. Результаты его международных сопоставлений в рамках реализации Европейской программы сопоставлений (ЕПС), в которой активное участие принимают и страны СНГ, используются органами государственного управления при решении вопросов организации международного экономического сотрудничества, определения их места в мировой и региональной экономике.

В таблице 2 содержатся данные о структуре использования ВВП, которые важны для анализа как экономической политики, так и влияния структурных показателей на темпы экономического роста; они также необходимы для анализа некоторых элементов уровня жизни населения и других аспектов экономических процессов.

Сказанное выше не означает, что работа по внедрению СНС-93 в регулярную статистическую практику стран СНГ завершена. Пока не разработан ряд ключевых счетов и показателей системы, что не позволяет анализировать некоторые существенные аспекты экономических процессов. Речь идет прежде всего о счетах накопления - финансовом счете и счете других изменений в активах, а также о балансе активов и пассивов. Финансовый счет содержит ценную информацию о механизмах процесса кредитования и заимствования, заключающегося в операциях по приобретению финансовых активов и принятию обязательств. Сальдо по этому счету, составленному для секторов экономики, отражает либо чистое кредитование, то есть передачу временно свободных ресурсов другим секторам экономики на возвратной и возмездной основе, либо чистое заимствование средств у них. Сальдо по этому счету, составленному для экономики в целом, показывает либо чистое кредитование остального мира, либо чистое заимствование у него. Данный показатель важен в контексте анализа динамики внешнего долга страны.

Следует отметить, что концепция кредитования намного шире показателя предоставленных кредитов и ссуд. Например, кредитование остального мира может происходить путем: приобретения и накопления иностранной валюты; приобретения акций и других ценных бумаг, эмитированных нерезидентами; предоставления нерезидентам авансов, отсрочек по платежам и т.д. С помощью аналогичных инструментов может происходить процесс заимствования.

Счет других изменений в активах содержит необходимую информацию о динамике запасов активов и обязательств по причинам экстраординарного характера, таким, как пожары, наводнения, истощение запасов полезных ископаемых и др. В этом же счете отражается изменение запасов активов и обязательств в результате инфляции. Данные счета других изменений в активах дополняют сведения об экономических операциях, определяющих процесс накопления (инвестиции в основной капитал и др.). Поэтому они важны для установления связи между показателями запасов активов на начало и конец года и для их анализа. Обеспечение такой связи является одним из главных требований СНС, поскольку одновременно речь идет о расширении направлений анализа и о контроле за согласованностью и достоверностью различных данных.

Баланс активов и пассивов как один из ключевых счетов СНС-93 в полной мере пока не составляется ни в одной из стран СНГ. Между тем он обеспечивает требуемые характеристики состояния экономики и ее секторов, поскольку содержит ценную информацию о наличии активов (нефинансовых и финансовых) на ту или иную дату и обязательствах как для каждого сектора, так и для экономики в целом. Он позволяет рассчитывать чистый капитал секторов, а также национальное богатство, которое может быть определено либо как сумма чистого капитала секторов экономики, либо как сумма нефинансовых активов, держателями которых являются резиденты данной страны, и чистых финансовых требований к остальному миру. На практике страны СНГ составляют лишь отдельные элементы баланса активов и пассивов, на основе которых невозможно рассчитать упомянутые выше важные аналитические показатели (чистый капитал секторов, национальное богатство).

При составлении баланса активов и пассивов для экономики в целом особое значение имеет отражение в нем внешней задолженности страны перед остальным миром (понимаемой как сумма финансовых обязательств резидентов данной страны перед остальным миром) и внешней задолженности остального мира перед резидентами данной страны. Такая информация должна составляться центральными банками стран как дополнение к платежному балансу в таблице, именуемой "Иностранная инвестиционная позиция", однако в полном объеме она пока не разрабатывается. Нет ясности и по вопросу о статистике внешнего государственного долга, в частности, о том, соответствуют ли публикуемые время от времени в прессе оценки международным определениям.

Справедливости ради следует отметить, что отсутствие прогресса в разработке упомянутых счетов связано главным образом с проблемами получения исходной информации для оценки финансовых активов и обязательств, а также непроизведенных материальных активов (земля, полезные ископаемые и другие природные ресурсы).

Общепризнано, что валовой внутренний продукт как объем произведенных в стране товаров и услуг не может быть использован для анализа уровня жизни и благосостояния населения. Не решают полностью проблему анализа уровня жизни и такие показатели СНС-93, как располагаемые доходы населения и конечное потребление, поскольку благосостояние представляет собой многоаспектную категорию, в которой доходы и потребление населения - это только элементы обшей картины (хотя и достаточно важные). Поэтому в Системе национальных счетов 1993 г. предусмотрен особый раздел "Матрицы для анализа социальных процессов" (Social accounting matrices). Они предназначены для анализа некоторых аспектов благосостояния, например, распределения доходов по отдельным группам населения, отражения деятельности домашних хозяйств по производству услуг для собственного потребления, учета тендерного фактора и др. К сожалению, ни в одной из стран СНГ работа по составлению указанных матриц не начата, хотя известен успешный опыт их разработки для анализа социальных процессов в таких странах, как Нидерланды и Германия. В ряде стран дальнего зарубежья производятся экспериментальные оценки влияния изменений в окружающей среде на экономику, делаются оценки валового экологического продукта, учитывающего истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды в результате производственных процессов.

Для повышения точности и надежности макроэкономических показателей необходимо решить ряд вопросов. В первую очередь следует провести работу по совершенствованию методов оценки так называемой ненаблюдаемой экономики, которая включает теневую экономику (подпольное производство товаров и услуг с целью уклонения от налогов), незаконную экономику (производство юридически запрещенных товаров и услуг), неформальную экономику (деятельность некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам) и производство домашними хозяйствами товаров для собственного использования.

Начиная со второй половины 1990-х годов все страны СНГ осуществляют оценки деятельности в теневой и неформальной экономике, а также производство товаров домашними хозяйствами для собственного использования. Однако методы таких оценок, с нашей точки зрения, остаются весьма приближенными и не случайно эти оценки, публикуемые отдельными исследователями, существенно отличаются от официальных данных. Настораживают и различия по странам СНГ в данных о доле теневой экономики в ВВП, которые, возможно, отражают несовершенство методов измерения.

В 2002 г. совместными усилиями ряда международных организаций - - ОЭСР, МВФ, МОТ и Статистического комитета СНГ опубликовано "Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики". Оно содержит обобщение наиболее совершенных методов измерения ненаблюдаемой экономики, которое детализирует и уточняет соответствующие положения СНС 1993 г. Применение рекомендаций этого Руководства на практике должно повысить точность оценок теневой и неформальной экономики.

Следует отметить, что в оценки ВВП пока не включаются доходы от незаконных и запрещенных видов деятельности (производство и реализация наркотиков, проституция и др.), хотя СНС-93 рекомендует учитывать оценки деятельности, запрещенной во многих странах мира. В настоящее время такая работа проводится лишь в двух странах - в Австралии и Нидерландах. С нашей точки зрения, оценки доходов от запрещенных видов деятельности необходимы органам государственного управления для принятия решений по ряду социально-экономических проблем независимо от того, надо их включать в ВВП или нет.

Важной проблемой повышения точности оценок ВВП и других макроэкономических показателей является совершенствование расчетов, связанных с отражением в СНС-93 деятельности органов государственного управления. Дело в том, что отчеты об исполнении государственного бюджета, которые служат основным источником данных при составлении счетов для сектора государственного управления, не вполне приспособлены для такой цели. Определения, классификации доходов и расходов, методы оценки операций, используемые в этих отчетах, не соответствуют требованиям разработки СНС-93. Например, отсутствует полная информация о поступлении и расходовании средств, получаемых бюджетными организациями из внебюджетных источников, не проводится четкого различия между операциями - с доходами и расходами, с нефинансовыми активами и с финансовыми инструментами. Не соответствует требованиям СНС-93, а также международным стандартам определение субсидий, доходов от собственности. Для оценки операций применяют так называемый кассовый метод, тогда как для составления счетов в СНС должен использоваться метод начислений.

В 2001 г. МВФ выпустил "Руководство по статистике государственных финансов, гармонизированное с СНС 1993 года". Одно из существенных его положений - определение сектора государственного управления и государственного сектора, которым должны руководствоваться составители статистики государственных финансов (и составители отчета об исполнении государственного бюджета). Применение этого Руководства в статистической практике стран СНГ является важным условием повышения надежности статистики государственных финансов и оценок деятельности сектора государственного управления в СНС-93. Однако его внедрение в практику может занять несколько лет, поскольку предполагает большие изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных организаций.

Одно из ключевых направлений повышения надежности оценок ВВП и других показателей Системы национальных счетов обусловлено отражением влияния инфляции на экономические процессы. Эта проблема имеет два аспекта, из которых один связан с холдинговой прибылью. В соответствии с концепциями СНС-93 показатели добавленной стоимости, ВВП и доходов должны исчисляться в текущих рыночных ценах за вычетом так называемой холдинговой прибыли, отражающей изменение стоимости активов в результате инфляции за время нахождения товаров в запасах. При достаточно высоких темпах инфляции величина холдинговой прибыли может быть значительной и ее нельзя игнорировать при исчислении ВВП и других показателей этой системы. Определение холдинговой прибыли требует проведения сложного экономического расчета и привлечения данных о товарной структуре запасов, индексов цен на отдельные товарные группы, разрабатываемые по месяцам, оценки средней продолжительности пребывания товаров в запасах. Не все страны СНГ ведут расчет таких данных и поэтому применяют упрощенные методы, не обеспечивающие требуемой точности. Вот почему совершенствование методов определения холдинговой прибыли остается важной задачей специалистов статистических служб стран СНГ, отвечающих за разработку СНС-93.

Другой аспект проблемы отражения влияния инфляции на экономические процессы затрагивает совершенствование системы индексов цен (дефляторов) для определения ВВП в постоянных ценах с целью исчисления темпов экономического роста. В СНС-93 г. предусмотрены специальные рекомендации по определению таких дефляторов, касающиеся выбора индексной формулы, отражения в индексах цен изменения в качестве товаров, трактовки появления новых товаров и замещения одних товаров другими. В этих рекомендациях особое внимание уделяется трактовке различий в ценах, регистрируемых в разных типах магазинов как в городской, так и сельской местности.

Далеко не все упомянутые рекомендации реализуются странами СНГ на практике. Например, не во всех из них разрабатываются дефляторы для переоценки в постоянные цены промежуточного потребления, а для целей дефлирования данного показателя применяются индексы цен выпуска продукции. Это, несомненно, сказывается на точности оценок добавленной стоимости, может быть источником расхождений в оценках ВВП, получаемых производственным методом и методом конечного использования. Особенно трудные проблемы возникают при определении индексов цен на сложные в технологическом отношении товары, например, компьютеры, мобильные телефоны, телевизоры, автомобили. Непросто связать изменение технико-экономических параметров этих товаров с изменением цен, например, улучшение технических характеристик компьютеров нередко сопровождается снижением цен на них. С другой стороны, повышенные цены на некоторые модификации отдельных товаров могут быть далеко непропорциональны улучшению качественных характеристик.

В ряде развитых стран, имеющих адекватную статистическую базу, для исследования зависимости между изменениями цен товаров и их технико-экономическими параметрами используется аппарат регрессионного анализа, разработанный еще в 1920-1930-е годы американской компанией Рэнд-корпорейшн и получивший известность под названием "гедонических индексов". К сожалению, метод гедонических индексов пока не применяется ни в одной из стран СНГ.

В соответствии с рекомендациями Системы национальных счетов 1993 г.страны должны дефлировать стоимость нерыночных коллективных услуг (общее управление, оборона, обеспечение правопорядка и т.д.), оказываемых органами государственного управления, с помощью индексов цен на компоненты затрат, связанных с предоставлением указанных услуг. Однако страны СНГ применяют упрощенную версию данного метода, используя для получения стоимости этих услуг в постоянных ценах экстраполяцию данных базисного года с помощью индекса численности занятых в названных секторах экономики (кроме Украины, где применяется метод переоценки по элементам затрат). Недостаток метода переоценки по элементам затрат и его упрощенных модификаций состоит в том, что он не учитывает изменений в производительности труда и качестве услуг. Следовательно, его применение, возможно, занижает оценки темпов экономического роста.

В отношении индивидуальных нерыночных услуг (образование, здравоохранение) в качестве альтернативы описанному выше методу в международных рекомендациях с целью экстраполяции данных базисного года допускается использование показателей, косвенно отражающих объем услуг (например, число обслуженных пациентов, число студентов и преподавателей и т.д.). Это можно признать некоторым улучшением метода переоценки по элементам затрат. Однако большинство стран СНГ и при оценке этих услуг применяет метод экстраполяции данных базисного года с помощью индексов численности занятых.

Общепризнано, что упомянутые методы, как рекомендуемые международными организациями, так и используемые странами СНГ, требуют дороботки. В специальной литературе и на международных совещаниях экспертов по национальным счетам обсуждаются различные предложения по совершенствованию методов дефлирования нерыночных услуг. Например, предлагается внесение корректив на изменение производительности труда на основе данных об улучшении технической оснащенности труда в таких отраслях экономики. Некоторые страны экспериментируют с этими методами или даже внедряют их в свою регулярную практику, что могло бы быть использовано и в странах СНГ. В 2000 г. Статистический комитет СНГ опубликовал документ "Рекомендации по совершенствованию методов оценки ВВП в постоянных ценах", в котором сформулирован ряд предложений по корректировке показателей нерыночных услуг в постоянных ценах на изменения в производительности труда, однако пока эти предложения не реализуются.

Таблица 3 содержит данные, важные для сравнительной характеристики состояния экономик стран СНГ. В ней приведены показатели международного сопоставления ВВП, полученные в результате участия этих стран в Европейской программе сопоставлений. Приведенные данные выявляют различия в уровнях экономического развития, они также отражают соотношения в объемах расходов органов государственного управления и валового накопления.

В 2003 г. состоялась 17-я Международная конференция статистиков по труду, на которой большое внимание было уделено вопросам совершенствования статистики цен и индексов потребительских цен в частности. Был выработан ряд рекомендаций по улучшению методологии исчисления индекса потребительских цен. Их реализация в странах СНГ будет содействовать в первую очередь повышению качества расчетов ВВП в постоянных ценах.

Анализ практики применения рекомендаций СНС-93 свидетельствует о необходимости дальнейшей работы в этой области. Так, в соответствии с ее положениями показатели различных потоков должны регистрироваться на основе принципа начисления, то есть на момент создания, преобразования, обмена, передачи или исчезновения стоимости, а не на момент поступления платежа, что характерно для так называемого кассового метода регистрации. Например, в счетах доходов населения оплата труда должна быть отражена на момент ее начисления, а не фактической выплаты. Применение метода начисления представляется особенно важным при значительных задержках с выплатами заработной платы. Одновременно его применение предполагает отражение финансовых обязательств предприятий и учреждений, задерживающих выплаты. К сожалению, при составлении национальных счетов в странах СНГ метод начисления пока не получил должного применения, что связано с трудностями перехода на международные стандарты в бухгалтерском учете и отчетности.

Важная проблема касается оценки запасов основных фондов в Системе национальных счетов стран СНГ при исчислении национального богатства или его элементов. В соответствии с ее принципами запасы основных фондов должны быть оценены в рыночных ценах на тот момент, к которому относятся данные о них (так называемые восстановительные цены). Однако состояние бухгалтерского учета и отчетности не позволяет в полной мере следовать указанному правилу, поэтому для оценки фондов нередко используются цены на момент их приобретения. Чем выше темпы инфляции, тем больше разрыв между ценами приобретения и восстановительными ценами. Таким образом, использование для оценки основных фондов цен приобретения затрудняет определение потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС.

Одним из сложных вопросов теории и методологии СНС-93 является вопрос об отражении в расчетах ВВП деятельности финансовых посредников, который на страницах специальной литературы и на международных совещаниях экспертов обсуждается с начала ее возникновения, то есть более 60 лет. Основная трудность состоит в том, что финансовые посредники не взимают за свои услуги платежи в прямой форме. В этой связи стоимость услуг финансового посредничества определяется, согласно СНС-93, косвенно как разность между суммой процентов, полученной ими при предоставлении ссуд, и процентами, выплачиваемыми при привлечении депозитов. Сложный вопрос, дискутируемый экспертами на протяжении десятилетий, возникает при определении характера использования услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК): следует ли их относить к конечному или промежуточному потреблению. От его решения зависят показатели ВВП и его структуры.

Страны СНГ относят полностью УФПИК к промежуточному потреблению, что не противоречит рекомендациям СНС-93, однако такой подход заведомо занижает величину ВВП, поскольку игнорирует использование услуг финансового посредничества домашними хозяйствами и экспортерами. В Системе национальных счетов предложен и более совершенный подход, предусматривающий частичное отнесение УФПИК к промежуточному потреблению производителей товаров и услуг, конечному потреблению домашних хозяйств и экспорту. Но реализация такого подхода требует привлечения большого объема дополнительной информации и проведения трудоемких расчетов, к чему статистические органы стран СНГ пока, по-видимому, не готовы.

Как было отмечено выше, значительная часть классификаций, рекомендуемых СНС, внедрена в регулярную статистическую практику стран СНГ (классификация институциональных единиц по секторам экономики, классификация активов, классификация налогов и субсидий). Однако многие из них пока не применяют последнюю версию международной классификации видов экономической деятельности по отраслям экономики (МСОК, версия 3), используемую в СНС 1993 г., что затрудняет международные сопоставления данных о структуре ВВП. Не внедрены также Классификация индивидуального потребления по целям, предназначенная для анализа фактического потребления домашних хозяйств, и Классификация функций органов государственного управления, используемая для группировки расходов сектора государственного управления на конечное потребление. Отсутствие этих классификаций в статистической практике стран СНГ затрудняет анализ и достижение международной сопоставимости соответствующих данных.

Для совершенствования национальных счетов необходимо расширение источников первичной информации, переход в бухгалтерском учете и отчетности на международные стандарты. При этом очень важны гармонизация отраслевой статистики и национальных счетов в отношении используемых определений и классификаций, усиление сотрудничества с другими экономическими ведомствами, отвечающими за разработку смежных систем макроэкономической статистики (центральными банками, министерствами финансов, таможенными комитетами).

В последние годы на международном уровне активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию СНС-93. На различных международных форумах обсуждается круг вопросов и тем, которые могут стать предметом для пересмотра. К ним, в частности, относятся исчисление затрат капитала в связи с определением общей производительности труда, трактовка расходов на приобретение товаров длительного пользования, трактовка расходов на научно-исследовательские цели, трактовка расходов на приобретение органами государственного управления средств вооружения, классификация непроизведенных нематериальных активов и др.

В недавно вышедшей в Нидерландах книге известного специалиста в области макроэкономической статистики Ф. Боса "Национальные счета как инструмент анализа и политики" сформулированы предложения о включении в ВВП стоимости услуг, оказываемых членами домашних хозяйств для собственного потребления, об интеграции в СНС концепции человеческого капитала, уточнении методов оценки нерыночных услуг и др. Специалисты стран СНГ, занимающиеся разработкой национальных счетов, должны отслеживать результаты международных дискуссий, по возможности вносить свой вклад в формирование программы будущей работы по пересмотру СНС-93 с учетом накопленного десятилетнего опыта и специфики их экономик.

Таблица 1

Индексы физического объема валового внутреннего продукта стран СНГ

(в постоянных ценах; в % к предыдущему году)

Таблица 2

Структура использования валового внутреннего продукта стран СНГ в 2002 г.

(в текущих ценах; в % к итогу)

* 2001 г.

** Включая чистое приобретение ценностей.

Таблица 3

Индексы физического объема валового внутреннего продукта стран СНГ по основным компонентам использования на душу населения в 2000 г.

(исчислено по паритету покупательной способности валют)

Hosted by uCoz