^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 17.05.2004
^НР: 005
^ЗГ: БИЗНЕС-ГРУППЫ В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
^ТТ:

БИЗНЕС-ГРУППЫ В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

(В этом номере журнала мы продолжаем публиковать отдельные главы из учебного пособия "Институциональная экономика" под редакцией А. Олейника. Учебник готовится к печати коллективом авторов в составе: С. Авдашева, В. Андрефф, А. Гретченко (рук. авт. колл. ), К. Менар, Р. Нуреев, С. Соссье, Л. Тевено.)

Данная глава посвящена организации сделок между предприятиями в российской промышленности. В центре нашего внимания будут находиться бизнес-группы, представляющие в России важную форму координации деятельности экономических агентов. Кратко охарактеризовав исторические корни современной организации экономики, а также содержание происходивших в переходный период процессов, мы покажем, что формирование бизнес-групп выступает закономерным результатом институциональной динамики в переходной экономике.

Исторические корни: институты и нормы во взаимодействиях советских предприятий

Рассматривая формы организации российской промышленности, необходимо учитывать историю создания активов, которыми сейчас располагают компании. Подавляющая их часть сформировалась в условиях административной системы, где решения о размещении ресурсов принимались исходя из критериев эффективности, свойственных этой системе. Предприятия создавались как часть "единой фабрики" , что предопределило высокую специфичность большей части активов в экономике. В наследство от административной системы досталась и проблема безальтернативности поставщика и покупателя, то есть широкая распространенность двусторонней монополии как структуры рынка со всеми вытекающими отсюда проблемами.

При формально государственной собственности контролем над советским предприятием фактически обладал директор. На основе не закрепленных, но фактически существующих прав собственности директор получал внелегальные доходы. Непосредственным источником этих доходов служило участие в затратах. Именно теневой компонент затрат на производство продукции выступал причиной существования экономики дефицита: получение дохода менеджерами требовало установления официальной цены ниже равновесного уровня при фактическом согласии на совершение сделки на условиях некоторого теневого трансферта (1).

Формально действующие нормы централизованного планирования и распределения в советской экономике дополнялись неформальными связями между директорами предприятий, а также между директоратом и властями (партийными и государственными органами). Можно спорить о том, была ли сама система централизованного планирования лишь формой, скрывавшей фактическую координацию экономических решений на взаимной основе, но существование директората ("директорского корпуса") как формы сетевого объединения, выполнявшего те же функции, что и сети (networks) в рыночной экономике, сомнений не вызывает. Эффективное функционирование сетей на основе взаимного доверия было важнейшим условием совершения трансакций в экономике.

Начало переходных процессов с точки зрения изменения институциональной структуры экономики предполагало импорт институтов. Последний порождает двоякие последствия. В системе устанавливаются формальные правила, имеющие принципиально иные исторические корни и продемонстрировавшие эффективность в иной экономической и социальной среде. Формальные правила под воздействием накопленной институциональной традиции наполняются принципиально новым содержанием - происходит процесс, названный "деформализацией норм". Но одновременно импорт институтов служит важным толчком для эволюции норм и правил, фактически определяющих поведение участников трансакций. Среди широкого круга импортированных институтов для нашего анализа наиболее важны приватизация и отказ от централизованной административной координации.

Приватизация как передача формальных прав собственности из рук государства в частные руки вместе с созданием соответствующего законодательства дала возможность постепенно отказаться от следования нормам, регулирующим взаимоотношения между предприятиями в советский период. Отказ от централизованной административной координации означал разобщение высокоспецифичных активов, владельцы которых получали значительную квазиренту.

Какими же должны были быть трансакции между экономическими агентами в новой системе - рыночными или иерархическими. Величина квазиренты делала рыночные трансакции неэффективными и препятствовала их использованию в качестве основного инструмента координации. Новая иерархическая система координации быстро возникнуть не может. В сложившихся условиях важную роль должны были сыграть гибридные формы институтов - в первую очередь унаследованные от социализма сети (директорат).

Однако их эффективному функционированию препятствовало то, что отправной точкой развития стало отсутствие общепризнанных, распространенных на всех участников трансакций и одновременно централизованно защищаемых норм координации поведения владельцев разобщенных высокоспецифичных активов. Нормы поведения, принятые среди директорского корпуса советских предприятий, признавались внутри директората, но не за его пределами. Эти нормы распространялись только на членов определенной группы (сети). Важно, что санкции за отклонение от данных норм поведения были действенными также внутри ограниченной группы. Поэтому основным содержанием институциональной эволюции российской экономики переходного периода стала конкуренция норм.

Старые нормы и правила в новой институциональной среде: организационное развитие российской промышленности в 1990-е годы

История использования неплатежей и неденежных расчетов в российской промышленности в 1990-х годах - яркий пример размывания ранее существовавших (директорских) норм поведения. Неплатежи поставщикам и государству в этот период стали одной из наиболее острых макроэкономических проблем. Однако значительная часть неплатежей была ложной, обусловленной своеобразной системой размещения доходов и уклонения от уплаты налогов в промышленности.

Типичное предприятие, формально - самостоятельная экономическая единица - по сути представляет лишь одно из звеньев бизнес-группы (2). Бизнес-группа включает по крайней мере одно промышленное предприятие. Но помимо этого в группу входят:

- фирмы, продающие продукцию предприятия;

- фирмы, закупающие сырье и материалы у поставщиков;

- фирмы, организующие расчеты предприятия с поставщиками и потребителями;

- банки, осуществляющие финансирование деятельности предприятия.

Типичную бизнес-группу легче всего представить себе как компанию в обычном понимании этого слова, где практически все элементы иерархической системы управления превращены в самостоятельные фирмы. В этой системе формально рыночные сделки между самостоятельными участниками фактически обслуживали потребности иерархической координации. Подобная модель координации производственной активности использовалась и в других переходных экономиках, она описана Д. Старком как схема рекомбинированной собственности (3). Ввиду отсутствия устоявшегося термина будем называть такую модель организации "рассеянной компанией" - по аналогии с "рассеянной мануфактурой" как одной из первых форм организации капиталистического предприятия (5).

Неоформленные связи позволяли получать дополнительные доходы за счет уклонения от уплаты налогов. На протяжении 1990-х годов налоговые органы почти не контролировали уплату налогов формально самостоятельными аффилированными компаниями, па счета которых поступала выручка за продукцию предприятий. Основное внимание уделялось уплате налогов промышленными предприятиями, которые, в свою очередь, оправдывали их неуплату отсутствием денег из-за неплатежей покупателей.

Почему же такая система оказалась неустойчивой? Как можно объяснить резкое снижение масштабов неплатежей и неденежных расчетов после девальвации 1998 г.? Расширение совокупного спроса не может само по себе стимулировать отказ от организации расчетов внутри группы и использования неплатежей для ухода от налогов. Описанная схема позволяет экономить на уплате налогов при любом уровне платежеспособности покупателей.

Выбор между использованием неоформленных связей в группе и сосредоточением функций по управлению активами в рамках одной компании эквивалентен решению "производить или покупать" (make or buy decision). До тех пор пока выигрыши от использования рекомбинированной формы организации, включая экономию на уплате налогов, превышают связанные с координацией затраты, преобладающей формой организации экономической активности остается бизнес-группа. В свою очередь, затраты на координацию внутри бизнес-группы определяются именно нормами, лежащими в основе взаимодействия экономических агентов.

Масштабы распространения ложных неплатежей отражали высокое доверие, на которое опирались связи внутри бизнес-группы, в том числе не базировавшиеся па формальных контрактах. С другой стороны, далеко не всегда контрагенты в цепочках оправдывали оказываемое им доверие. В конце концов осознанная опасность оппортунистического поведения партнеров но группе, руководствовавшихся очень жесткими индивидуалистическими нормами, привела к повышению ожидаемых затрат па иерархическую координацию внутри формально разобщенной группы. Вместе со снижением налоговых ставок (что означало уменьшение выигрыша от формального разобщения компонентов единой бизнес-единицы) это привело к уменьшению масштабов использования неплатежей внутри "рассеянной компании".

Наряду с изменением организационной структуры бизнес-единиц переходный период был отмечен активным перераспределением, с одной стороны, контроля над приватизированными предприятиями, с другой - формально закрепленных прав собственности па акции приватизированных предприятий. И здесь существенным отличием российской экономики выступает то, что распоряжение формально закрепленными правами собственности не может быть достаточным основанием для осуществления контроля. Истоки этого явления лежат в традициях развития предприятий в советский период. Директорат и представители органов власти (включая органы управления и партийные органы) осуществляли эффективный контроль над предприятиями, формально принадлежавшими всем членам общества (государству). Именно директорат и властные органы фактически делили между собой реальные нрава собственности.

Основные участники сделок входили в переходный период глубоко убежденными в том, что значение формального распределения прав собственности невелико. Укреплению этого заблуждения способствовала практика принятия решений в созданных в период приватизации акционерных обществах. Целью ваучерной приватизации служило создание большого числа мелких собственников - в соответствии с англо-американской моделью корпоративного управления. Однако в отличие от Великобритании и США мелкие собственники в России не могли надеяться ни на дисциплинирующее воздействие фондового рынка, ни на защиту прав в законодательном порядке. Оба эти механизма в переходной экономике были неразвиты. Проблема усугублялась еще и тем, что на типичном приватизированном предприятии подавляющую часть мелких собственников составляли работники, в отношении которых директорат располагал значительными дополнительными рычагами воздействия. Таким образом, итогом приватизации стало дисперсное владение нравами собственности при концентрации контроля в руках директората.

Что же вызвало острое стремление сконцентрировать в своих руках не только контроль, но и собственно акционерный капитал? Причина этого процесса - активность новых собственников, которые стремились использовать новые возможности, предоставляемые российским акционерным законодательством. Одна из них - возможность установить контроль над предприятием на основании владения контрольным пакетом. Другая - возможность торговать голосами на общем собрании акционеров, приобретающая особенно высокую ценность при наличии корпоративных конфликтов. С точки зрения конкуренции норм мы вновь видим столкновение правил, которыми традиционно руководствовался директорат, и индивидуалистических норм "новых капиталистов".

Осознанная опасность недружественного поглощения подтолкнула менеджеров компаний (в том числе представителей старого директората) к концентрации в своих руках контрольного пакета акций предприятий. К началу нового тысячелетия большая часть российских предприятий стала характеризоваться и концентрированным контролем, и концентрированной собственностью. Процесс концентрации собственности сопровождался значительными затратами, связанными с выкупом не только акций у их предыдущих собственников, но и прав реального контроля, в том числе и у таких экономических агентов, которые не располагали никакими формально закрепленными правами собственности - в первую очередь у федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Российские реформы отмечены столкновением различных норм, конкурирующих за право определять поведение основной части участников трансакций. Конкуренция норм порождает большое число конфликтов в российской экономике. Она ограничивает возможности экономических агентов принимать рациональные решения, поскольку определение содержания тех норм, которыми руководствуются все участники конкретной трансакции, невозможно. Наличие конкурирующих норм позволяет экономическим агентам получать дополнительные выигрыши. Именно взаимная лояльность внутри директората дает возможность отдельным членам этой сети, руководствующимися исключительно индивидуалистическими соображениями, приобретать акции и контроль над предприятиями с относительно незначительными затратами.

Нормы директората до сих пор довольно устойчивы и уступают позиции нормам индивидуалистического принятия решений относительно медленно. Причина этого - неоднозначность сравнительной конкурентоспособности двух систем норм. Преимущество системы норм директората состоит в том, что они выступали общими для подавляющего большинства участников трансакций в экономике несмотря па то что эти нормы не находили формального отражения в законе и не защищались государственным инфорсментом. Именно поэтому импорт новых институтов, в первую очередь нового законодательства, не мог сам но себе серьезно угрожать старым нормам. Однако оппортунистическое поведение в новых условиях существенно облегчалось тем, что допускало в широких масштабах применение частного принуждения к исполнению правил (частного правоприменения). Так, директор, воспользовавшийся доверием партнеров по группе, которое позволило ему приобрести контрольные пакеты акций нескольких предприятий, для защиты своего приобретения может использовать повое законодательство, защищающее его индивидуальные интересы. Именно в этом кроется коренное изменение институциональной среды, где до сих пор действуют нормы директората и сетевых организаций советского периода. Широкое распространение индивидуалистических стандартов поведения (причем именно внутри сетевых организаций советского происхождения) в конечном счете ведет к постепенному ослаблению влияния старых норм и правил, регулирующих трансакции в экономике.

Бизнес-группы: замкнутые системы норм или рамки конкуренции норм?

Непосредственным источником бурного развития бизнес-групп стала правовая незащищенность контрактов. Провалы общего инфорсмента (в том числе обеспечиваемого государственными органами) требуют замены государственной защиты частной защитой прав собственности. Нерешенность этой проблемы в российской экономике существенно снижает эффективность инвестирования в объекты, находящиеся за пределами непосредственного контроля со стороны экономического агента. В определенном смысле большинство инвестиций в России являются высокоспецифичными - и как специфичные требуют дополнительных затрат па обеспечение реализации сделки. Из-за возникающих трансакционных издержек уменьшается ожидаемая доходность вложений за пределами личного контроля до отрицательных величин.

Незащищенность прав собственности повышает привлекательность инвестирования в активы, находящиеся под непосредственным контролем инвестора. Инвестору выгодно вкладывать деньги в компании, где он располагает контрольным пакетом акций либо но крайней мере имеет возможность определять стратегические и тактические решения компании на других основаниях (даже если при прочих равных условиях показатели доходности этих инвестиций ниже, чем доходность вложений за пределами непосредственного контроля).

Этим объясняется бурный рост бизнес-групп по инициативе владельцев высокоприбыльных компаний в сырьевых секторах - газовой и нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии.

Существует и целый ряд других факторов, обусловливающих интеграцию в отраслях промышленности России:

- стремление преодолеть неэффективность двусторонней монополии путем вертикальной интеграции;

- стремление устранить "двойную надбавку" (5) путем вертикальной интеграции;

- стремление повысить рыночную власть путем горизонтальной интеграции;

- необходимость увеличения размера компаний до приобретения возможности нарастить выпуск до минимально эффективного объема путем горизонтальной и/или вертикальной интеграции.

Широкие - в аспекте развитой рыночной экономики - масштабы распространения неэффективных схем организации компании связаны с происхождением большинства российских предприятий как звена общей производственной системы. Эффективность организационных структур в экономической системе советского типа и экономической системе с преобладанием рынка различается радикально. Поэтому типичное приватизированное предприятие не могло стать основой жизнеспособной компании без преобразования его организационной структуры, без пересмотра решений "покупать и производить". В большинстве случаев для снижения трансакционных издержек и повышения эффективности компаний требовались как выделение из компаний старых подразделений, так и включение в структуру компаний новых производств. В первой половине 1990-х годов преобладали процессы первого типа - разделение предприятий, выделение структурных подразделений в дочерние компании, продажа активов, во второй половине десятилетия начали набирать обороты процессы второго тина - присоединение компаний, создание бизнес-групп.

Говоря о российских бизнес-группах, следует рассмотреть несколько типов объединений. Это и компании, созданные путем использования специальных моделей приватизации ("Газпром" и вертикально интегрированные нефтяные компании), и новые стремительно растущие конгломераты, организованные как холдинги (например, "Сибирский Алюминий/Базовый элемент"), и объединения компаний, сформированные на основе специального договора (официально зарегистрированные финансово-промышленные группы), и неформальные объединения компаний ("промышленные сети"). Несмотря па то что эти типы бизнес-групп различаются по происхождению, структуре, степени .формализации принятия решений, по степени использования правовых инструментов для защиты собственности, они имеют целый ряд общих свойств,

Основным преимуществом бизнес-групп по сравнению с автономными компаниями является снижение трансакционных издержек благодаря эффективному частному правоприменению. Возможность частного правоприменения существует в различных системах норм, включая и традиции "сетевых объединений" директората и органов государственной власти, и новые индивидуалистические традиции. Фактором, повышающим устойчивость традиций советского директората, служит преобладание в российских компаниях инсайдерской собственности. В свою очередь, значительная доля инсайдеров - представители менеджмента советского периода. Накопленные персональные связи выступают для них важным ресурсом, позволяющим повышать эффективность трансакций.

Неудивительно, что нормы и правила, действующие в российских бизнес-группах, представляют собой своеобразный сплав обеих традиций. От традиций "сетевых объединений" российские бизнес-группы унаследовали высокую роль персональных связей и взаимоотношений предпринимателей друг с другом и с государственными органами. Персонификация хозяйственных связей снижает роль формальной организации бизнес-групп: многие из них годами существуют несмотря на значительные различия между формальной структурой контроля и реальным распределением ответственности и доходов. Персонификация отношений с представителями государственных органов необычайно повышает роль конкретных чиновников в координации экономической деятельности внутри бизмес-групп. Лишь немногие бизнес-группы созданы и функционируют без индивидуальной поддержки со стороны тех или иных властей (федеральных и региональных).

Другая важная традиция "сетевых объединений" , унаследованная российскими бизнес-группами, - форма получения дохода от собственности. До сих нор в России доминируют недивидендные доходы от собственносmu ( 6). Для директора компании, одновременно выступающего крупным собственником, основным источником дохода является не прибыль, а доходы контролируемых им компаний, поставляющих сырье и реализующих продукцию предприятия. Важным инструментом создания доходов служит трансфертное ценообразование. Компания - производственное предприятие платит аффилированным с директором поставщикам сырья завышенную цену и продает сбытовым компаниям продукцию по пониженной цепе. В "рассеянной компании" центрами получения прибыли становятся фирмы снабженческо-сбытовой специализации. Такая модель существует на уровне как отдельного предприятия, так и бизнес-групп, включающих значительное число производственных предприятий.

Нормы высокой роли персональных взаимоотношений и недивидендных способов получения дохода связаны между собой. С одной стороны, трансфертное ценообразование служит источником не только доходов от собственности, по и расходов компании в пользу членов "сетевой организации" - представителей органов власти, покупателей и поставщиков. С другой - открытое получение доходов от трансфертного ценообразования невозможно хотя бы из-за активности налоговых органов. Даже замаскированное получение доходов этим путем не вполне безопасно: оно возможно только в условиях "круговой поруки". Но маскировка абсолютно необходима - и для нее создается цепочка подставных фирм, владельцы и руководители которых формально не связаны с директором или директорами производственного предприятия. Парадоксально, что такая организация производственной деятельности создает широкие возможности для "вымогательства" (hold-up) со стороны формальных владельцев и руководителей подставных компаний, легальные рычаги воздействия на которых недоступны. "Рассеянная компания" может функционировать только на основе очень сильных внелегальных механизмов, один из которых - связи внутри "сетевой организации" , как правило, сохранившейся со времен советской промышленности.

Традициям "сетевых организаций" директората на российских предприятиях противостоят нормы новых собственников, основывающих частное правоприменение на владении контрольным пакетом акций. Само по себе приобретение контрольного пакета акций, даже если оно осуществляется через подставные компании, уже предполагает выход за пределы старых традиций игнорирования формальной собственности, опору на нормы и правила, предложенные рыночной экономикой. Используя эти нормы, новый собственник (неважно, инсайдер или аутсайдер) может по крайней мере частично отказаться от поддержки "сетевой организации" советского периода и снизить затраты, которые он несет в пользу этой "сетевой организации". Более того, применяющий базирующуюся на новых правилах систему правоприменения собственник объективно заинтересован в постепенном устранении копт-роля над компанией со стороны участников "сетевой организации" - традиционных поставщиков и покупателей, представителей федеральных и региональных властей, а также собственных менеджеров. Объективно интересы "нового собственника" совпадают с потребностями реструктуризации деятельности предприятия: как правило, эффективная адаптация деятельности предприятия к условиям рынка одновременно требует отказа по крайней мере от части старых связей. Такой отказ - полный или частичный выход из "сетевой организации" - облегчается устранением основного скреплявшего их механизма - всеобщего дефицита.

Даже если крупнейший собственник сам использует модель получения дохода от трансфертного ценообразования, он весьма заинтересован в ограничении доступа к нему со стороны собственных менеджеров, поскольку оно ограничивает доходы самого собственника. Но права менеджеров на получение подобных доходов чаще всего основаны на принадлежности к "сетевой организации": наличии тесных персональных связей с традиционными поставщиками и покупателями и представителями местных органов власти. Стремление бороться с дополнительными доходами менеджеров толкает директора к выходу из системы неформальных взаимоотношений в рамках "сетевой организации".

Если даже собственник-инсайдер (директор) имеет стимулы к ограничению роли "сетевых взаимоотношений" на предприятии, то тем более высока заинтересованность в этом собственника-аутсайдера, инвестирующего прибыль в предприятия, где он не осуществляет оперативного управления. Объективно собственник-аутсайдер заинтересован во всемерном укреплении на предприятии механизмов корпоративного управления и корпоративного контроля. Потребность в них тем более велика в условиях, с одной стороны, отсутствия эффективного фондового рынка, с другой - тяготения российского акционерного законодательства к англо-американской модели, где основную роль в предотвращении корпоративных конфликтов играет именно фондовый рынок. Однако развитие корпоративных механизмов возможно только при одновременном уменьшении значения традиционных норм "сетевых организаций" директората для деятельности предприятия. Таким образом, функционирование российских бизнес-групп основано на двух разнородных наборах правил и норм, которые объективно вступают друг с другом в противоречие. Рассмотрим теперь, как это противоречие воздействует на организационную структуру и состав российских бизнес-групп.

Российские бизнес-группы используют два типа инструментов координации: акционерные и неимущественные. Значительная роль неимущественных инструментов координации, с одной стороны, порождена традициями "сетевых организаций" советского периода, с другой - связана с высокой степенью неопределенности, свойственной переходной экономике вообще. Большое значение неимущественных инструментов составляет важную особенность российских бизнес-групп.

Примером неимущественного инструмента координации, на котором основывался целый ряд относительно устойчивых бизнес-групп, выступает давальчество ( толлинг или процессинг). Давальческая сделка - такая организация производства, в рамках которой промышленное предприятие осуществляет переработку сырья независимого (хотя и не обязательно) поставщика, который расплачивается за услуги по переработке либо деньгами, либо частью готовой продукции. Основанная на давальческих сделках группа выступает как одна из разновидностей "рассеянной компании" , в которой формально независимое предприятие выполняет роль подчиненного производственного подразделения. В течение 1990-х годов из давальческого сырья производилась самая разная продукция - от сахара до цветных металлов (7). Использование давальческих поставок сырья было обусловлено многими причинами: обесценением оборотных средств предприятий перерабатывающей промышленности в начале реформ, неразвитостью инфраструктуры товарного кредита, стремлением уйти от уплаты налогов и т.д. Однако при различии непосредственных причин результатом применения давальческой схемы является фактическое установление контроля, приобретение фактических прав собственности па активы формально не принадлежащего поставщику сырья предприятия.

Самый интересный вопрос в связи с давальческими поставками заключается в следующем. Почему в некоторых отраслях - иногда на протяжении десятилетия - поставщики сырья не стремятся закрепить фактический контроль при помощи приобретения оформленных прав собственности? Ведь переработка давальческого сырья, очевидно, снижает затраты на поглощение такого предприятия. Обстоятельством, определяющим выбор между использованием давальческих поставок и приобретением пакета акций предприятия, служит соотношение между величиной спроса на готовую продукцию и имеющимися у перерабатывающих предприятий мощностями. Если производственные мощности действующих на рынке компаний используются далеко не полностью, директора перерабатывающих предприятий могут соглашаться на такие условия поставок, при которых денежный эквивалент остающейся в их распоряжении доли готовой продукции или сумма оплаты услуг по переработке покрывает только переменные расходы. В подобных условиях поставщикам сырья может быть выгодно не нести дополнительные затраты па приобретение пакетов акций перерабатывающих предприятий, а использовать их на основе давальческих поставок. Чем выше доля фактически используемых мощностей, более стабильны отношения собственности в компаниях, владеющих этими мощностями, тем выше альтернативная ценность переработки сырья для директоров предприятий, тем выше стимулы поставщиков сырья к приобретению акций данного предприятия.

Роль акционерных инструментов координации внутри российских бизнес-групп неуклонно повышается. Во многом это связано с успешным развитием тех компаний, которые изначально были созданы в форме вертикальных холдингов, и в дальнейшем своем расширении опирались преимущественно на акционерные инструменты - в первую очередь "Газпрома" и нефтяных компаний.

Каково соотношение между акционерными и неимущественными инструментами координации в российских бизнес-группах? Неимущественные инструменты могут заменять акционерные, но, как правило, их дополняют.В краткосрочной перспективе обращает на себя внимание использование неимущественных рычагов вместо акционерных. Однако в долгосрочной перспективе фактические собственники стремятся закрепить реальный контроль в виде формальных имущественных прав. В таком случае неимущественные инструменты интеграции используются в 'дополнение к акционерным.

Акционерные связи внутри российских бизнес-групп характеризуются рядом отличительных особенностей, формирующих национальную модель корпоративного управления.

1. В большинстве российских бизнес-групп акционерные связи непрозрачны. Очень редко материнская компания непосредственно владеет контрольным пакетом акций дочерних компаний. Гораздо чаще контрольным пакетом акций дочерней компании совместно владеют несколько фирм, аффилированных с материнской компанией. При этом связи между материнской компанией и аффилированными с ней владельцами дочерней компании иногда определить очень сложно, если вообще возможно.

2. Даже такие непрозрачные связи часто бывают нестабильными. При устойчивом контроле материнской компании над деятельностью дочерней формальные владельцы пакета акций последней могут относительно часто меняться. Стимулом подобной ротации формальных владельцев компаний служит именно стремление материнской компании снизить прозрачность структуры собственности и управления и создать таким образом российский аналог "отравленной пилюли" для потенциальных захватчиков.

3. Российские холдинги отличаются большим числом уровней контроля. Если принять управление дочерней компанией со стороны материнской за один уровень контроля, то для российских бизнес-групп характерны структуры с пятым, шестым и даже седьмым уровнями контроля. Нельзя сказать однозначно, насколько уровни акционерных связей соответствуют уровням реального контроля. Не исключено, что в вертикальной цепочке из семи компаний три встроены исключительно в целях снижения прозрачности организационной структуры.

4. Важнейшая тенденция консолидации реальных прав собственности в промышленности на протяжении нескольких последних лет сопровождается процессом сосредоточения пакетов акций в руках либо собственников, либо аффилированных с ними компаний. Однако второй процесс существенно отстает от первого - консолидация пакета акций как переход их из рук множества распыленных владельцев в руки крупнейшего владельца происходит медленнее, чем концентрация фактического контроля над деятельностью компаний,

5. Собственность и контроль внутри российских бизнес-групп отличаются высокой степенью персонификации. Состав совета директоров компаний, входящих в российские бизнес-группы, характеризует фактический контроль над входящими в группу компаниями лучше, чем распределение пакетов акций.

6. В российской промышленности значительную долю акционерного капитала составляет инсайдерская собственность. Относительно редко директор открыто владеет значительным пакетом акций компании. Чаще он владеет акциями через сеть аффилированных с ним компаний. В этом смысле развитие российских бизнес-групп стало отражением борьбы между моделью инсайдерской собственности и контроля и внешними поглощениями, неизбежно приводящими к развитию модели контроля со стороны аутсайдеров. Противоречие между двумя указанными моделями собственности и копт-роля наложило существенный отпечаток па развитие российских бизнес-групп.

Как можно оценить эффективность организации акционерных связей внутри российской бизнес-группы? С одной стороны, российская модель корпоративного управления отражает сложившиеся хозяйственные условия, в том числе унаследованную от социализма систему норм и правил координации экономических решений в сочетании с неразвитостью системы правовой защиты собственности. Способом снижения реальной угрозы перераспределения собственности стало создание чрезвычайно непрозрачной структуры распределения акционерного капитала и управления с высокой ролью непосредственного распределения полномочий и ответственности менеджеров входящих в бизнес-группы предприятий.

С другой стороны, в созданной системе распределения собственности и контроля реализация нрав собственности сопряжена с крупными дополнительными затратами. В этой связи нужно отметить одно важное обстоятельство. В последние годы российские бизнес-группы часто сравнивают с корейскими чеболями. У российских и корейских групп много общего: в первую очередь конгломератная структура, при которой вопросы отраслевой специализации являются подчиненными. Однако есть принципиальное различие междуроссийскими и корейскими промышленными группами. Чеболи основаны на семейной собственности: входящие в группу предприятия принадлежат семье, члены которой одновременно выступают менеджерами входящих в группу предприятий. Доверие внутри семьи - важный инструмент, цементирующий корейские чеболи, или индийские бизнес-группы. Ослабление семейных связей - в результате как естественного расширения семьи и ухода от дел отцов-основателей, так и движения к более индивидуалистическому мировосприятию - уже порождает конфликты и противоречия внутри корейских групп.

В российских же бизнес-группах семейный капитал и семейные связи никогда не играли сколько-нибудь значительной роли. Вплоть до сегодняшнего дня примеры семейных предприятий в России чрезвычайно редки и ограничены сектором средних и малых предприятий (8). Поэтому в российских бизнес-группах конфликты интересов собственников-аутсайдеров и менеджеров-инсайдеров должны быть очень острыми. Дополнительным фактором, обостряющим противоречия и повышающим издержки на реализацию нрав внешних собственников, является глубоко укоренившаяся и сохраняющаяся традиция фактической собственности директората независимо от формального распределения прав собственности.

Сравнивая масштабы горизонтальной и вертикальной интеграции в формировании бизнес-групп, необходимо отметить, что второй процесс на протяжении последних десяти лет развивался существенно активнее. Это неудивительно, если вспомнить, чем была для российской промышленности приватизация - разделением на отдельные экономические единицы частей единого технологического процесса при одновременной попытке запуска механизмов рыночной координации. Это не могло не породить высоких трансакционных издержек у административно выделенных экономических агентов, в первую очередь в отношениях между продавцами и покупателями промежуточной продукции. Стремление снизить трансакционные издержки путем замены модели двусторонней монополии координацией внутри холдинга привело к решительному преобладанию процессов вертикальной интеграции на протяжении десятилетия преобразований. Вот почему многие авторы видели в создании российских бизнес-групп процесс восстановления советских объединений и трестов (9). Горизонтальная интеграция активизировалась только в ходе экономического подъема, начавшегося в 1999 г. Рост конкурентных преимуществ экспортеров и расширившиеся возможности импортозамещения привели к резкому повышению ожидаемой дополнительной прибыли, которую может получить компания благодаря увеличению своей рыночной доли. Именно поэтому увеличение рыночной доли путем горизонтальной интеграции стало фактором создания целого ряда бизнес-групп в этот период.

Отраслевая специализация бизнес-группы выступает результатом процессов вертикальной и горизонтальной интеграции. Она существенно зависит от размера группы. Среди более мелких бизнес-групп встречаются и горизонтальные, и вертикальные объединения, специализирующиеся на выпуске небольшого числа близких заменителей. Крупные бизнес-группы редко бывают специализированными. Гораздо чаще они имеют конгломератную структуру с доминированием вертикальных связей над горизонтальными. Горизонтальная интеграция в форме установления контроля бизнес-группы над производителями однотипной продукции чаще всего служит результатом поглощения этих компаний поставщиком важнейших наименований промежуточной продукции. История возникновения бизнес-группы оказывает не столь большое влияние на ее отраслевую специализацию. Компании, вошедшие в переходную экономику как вертикально интегрированные (ОАО "Газпром" и нефтяные компании), дольше сохраняют четкую отраслевую специализацию, нежели компании, возникшие самостоятельно уже после завершения приватизации (например, "Сибирский алюминий/ Базовый элемент"). Однако направление развития - включение в группу предприятий самой разной отраслевой принадлежности - совпадает для разных бизнес-групп независимо от их происхождения (см. вставки).

Типичная крупная российская бизнес-группа выглядит как "экономика в экономике". Она включает в себя и промышленные предприятия, и торговые дома, и банки, и страховые компании, и негосударственные пенсионные фонды (10). Так называемые кэптивные банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды составляют очень высокую долю (но разным оценкам, не менее 1/2) и ближе к 2/3) российского финансового рынка. При этом организационная структура большинства крупных бизнес-групп довольно рыхлая. Она характеризуется не только разделением центра управления пакетами акций, центра оперативного руководства промышленными предприятиями, центра управления финансовыми потоками, по и зачастую отсутствием единого подразделения, которое бы осуществляло соответствующие функции.

"Старые" бизнес-группы па протяжении десяти лет преобразований развивались но пути усложнения организационной структуры. Помимо иерархии собственно оперативного управления производством, создавалась иерархия координации рыночного поведения. Примечательно, что новые подразделения, как правило, выделялись из структуры основной компании. Пример этого - компания "Межрегионгаз" , созданная "Газпромом" специально для оптимизации взимания платежей с потребителей газа. "Новые" бизнес-группы начинали развитие, как правило, с очень нечеткой организационной структуры, в рамках которой осуществление не только оперативного, но и стратегического руководства включенными в нее компаниями было под вопросом. Способом консолидации управления но отраслевому принципу часто служит создание отраслевых субхолдингов, которым передаются в управление пакеты акций предприятий, производящих однотипную продукцию. Пример - отраслевые субхолдинги группы "Сибирский алюминий/ Базовый элемент".

Рыхлость организационной структуры обусловливает чрезвычайно высокие издержки, сопряженные с трансакциями между фактически независимыми экономическими агентами. Одновременно при отсутствии четкой структуры иерархического контроля в российских бизнес-группах чрезвычайно велика роль персональных отношений и персонального доверия.

ОАО "Газпром": развитие советского концерна при переходе к рынку

Акционерное общество "Газпром" было создано в феврале 1993 г. в соответствии е Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 г. и постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17 февраля 1993 г. "Газпром" является крупнейшей и по российским, и по международным масштабам компанией, владеющей около 1/3 мировой добычи и более чем 1/3, мировых запасов газа. Значительный пакет акций "Газпрома" (около 40%) находится в государственной собственности.

В течение десяти лет, прошедших с момента создания, "Газпром" расширил границы за пределы газовой промышленности, превратившись в конгломератную группу. Получая значительную прибыль от экспорта газа и выступая его поставщиком как энергоносителя и как сырья для широкого круга компаний па внутреннем рынке, ОАО "Газпром" располагает беспрецедентными возможностями и одновременно сильными стимулами к приобретению промышленных предприятий - помимо традиционного для всех российских групп создания кэптивных банков, страховых компаний, негосударственного пенсионного фонда и т.д., "Газпром" является 100-процентным учредителем 58 дочерних обществ (по состоянию на 1.09.2002), а также участвует в уставном капитале почти 100 российских и зарубежных компаний.

Развитие организационной структуры "Газпрома" в течение 1990-х годов демонстрирует две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит централизация полномочий и укрепление иерархических инструментов координации. В 1999 г, входящие в РАО "Газпром" предприятия газовой промышленности (до тех пор имевшие уникальную организационно-правовую форму, которая отличалась сохранением определенной - по крайней мере формальной - независимости) были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью, учрежденные РАО "Газпром". С другой - приобретение пакета акций компаний других отраслей - производителей минеральных удобрений, синтетического каучука, шинной промышленности, предприятий черной металлургии - сопровождается созданием специальных управляющих компаний, и следовательно, усложнением системы иерархического управления.

"Сибирский Алюминий/Базовый элемент": быстрый рост нового конгломерата**

Группа "Сибирский алюминий" , созданная в 1997 г., за пять лет существования превратилась в один из крупнейших промышленных конгломератов России. Как и в случае ОАО "Газпром" , источником активного инвестирования выступает прибыль, полученная от экспорта алюминия.

Организационная структура группы "СибАл" развивалась путем последовательного создания ряда отраслевых холдингов, сопровождавшегося приобретением пакетов акций компаний данной специализации.

В марте 2000 г. группой "СибАл" совместно с "Сибнефтью" была создана компания "Русский алюминий (РусАл)" , которая включала около 20 промышленных предприятий, охватывающих полный цикл - от добычи сырья до переработки алюминия, и занимала по объему производства алюминия второе место в мире. В декабре 2000 г. оформился отраслевой холдинг "РусПромАвто" , управляющий Горьковским автомобильным заводом и примерно десятью другими предприятиями автомобилестроения - в основном производителями автобусов и различных комплектующих. На начало 2002 г. группа "СибАл" включала еще два отраслевых холдинга - "СоюзМеталлРесурс" (горнодобывающая, угольная, машиностроительная промышленность) и "Авиаресурсхолдинг" (авиастроение).

Хотя архитектура имущественных прав в группе "СибАл" по сравнению с другими объединениями в российской промышленности также считается одной из наиболее прозрачных, тем но менее, по данным программы раскрытия информации ФКЦБ, непосредственно "СибАл" не владеет пакетами акций контролируемых акционерных обществ, контрольные пакеты распределены между группой афиллированных компаний. Создание в декабре 2001 г. компании "Базовый элемент" , на которую возлагаются обязанности по управлению всеми принадлежащими группе "СибАл" активами за исключением относящихся к алюминиевой промышленности, представляет собой следующий шаг на пути усложнения иерархического контроля внутри группы.

(*)- Подробнее см.: Паппэ Я. Олигархи; экономическая хроника 1992-2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000; Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. - Вопросы экономики, 2001, N 10; www. gazprom. ru.

(**)- Подробнее см.: Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля; www.sibal.ru; программа раскрытия информации ФКЦБ России (www. disclosure.fesm.ru).

Подводя итоги, следует отметить, что до настоящего времени большинство бизнес-групп в российской промышленности остаются нестабильными. Если "старые" группы (такие, как "Газпром" и вертикально интегрированные нефтяные компании) с течением времени сохраняют неизменным но крайней мере контроль над активами основного бизнеса, вновь формирующиеся группы демонстрируют резкие изменения отраслевой структуры и системы управления. Контроль над промышленными предприятиями быстро приобретается, по может быть и быстро потерян. Кажущийся парадокс - организационные формы, охватывающие большую часть российской промышленности, одновременно являются неустойчивыми - объясняется масштабами изменений в экономике, нормах и правилах, регулирующих взаимодействие между участниками трансакций.

Российские бизнес-группы возникли в ответ па потребность в частном инфорсменте, но при этом в условиях отсутствия в экономике общепринятых норм и правил, которые одновременно защищались бы действующим законодательством. Низкая эффективность законодательной защиты прав собственности создает потребность в урегулировании конфликтов на основе единообразного подхода, что и обеспечивает бизнес-группа. Высокие трансакционные издержки в сделках между независимыми участниками обусловливают предпочтительность иерархической координации по сравнению с рыночной.

Однако внутри самих бизнес-групп нормы и правила неоднородны, они включают традиции советского директората и индивидуалистические традиции "новых собственников". В краткосрочной перспективе это увеличивает жизнеспособность бизнес-групп, обеспечивая их дополнительными инструментами для координации участников. В долгосрочной перспективе влияние разнородности норм на эффективность организации выглядит сложнее.

Тенденции развития российских бизнес-групп связаны с динамическим процессом конкуренции норм. Чем большую роль будет играть государственный инфорсмент (правоприменение) в экономике, тем меньше будет потребность в частном принуждении к исполнению норм и правил. Изменится соотношение затрат па координацию иерархического и гибридного тина в бизнес-группах и на рыночную координацию за их рамками. Если предпочтительнее будет иерархическая координация, начнется ее постепенное упрощение, увеличится прозрачность системы контроля материнской компании над дочерней. Если же предпочтительнее будет рыночная координация, можно ожидать выделения компаний из состава бизнес-групп в форме продажи контрольного пакета акций или активов, а также в форме разрыва неформальных контрактов. В целом скорость этого процесса зависит от темпов развития государственного инфорсмента в экономике.

1- Schleifer A., Vishny R. Porvaisive Shortages under Socialism. - Rand Journal of Economics, 1992, vol. 23, No I, p. 237-246.

2- Кузнецов П., Горобец Г., Фоминых А. Неплатежи и бартер как отражение новой формы организации промышленности в России. В кн.: Российские предприятия: корпоративное управление и рыночные сделки. М.: ГУ-ВШЭ, 2002, с. 28-78.

3- Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма. - Вопросы экономики, 1996, N 6, с. 4-24.

4- Парадокс состоит в формальном сходстве "рассеянной компании" с фирмой, активно использующей аутсорсинг. Отличия очевидны: аутсорсинг не предполагает передачу стратегических решений за пределы фирмы. Однако именно этим и отличается "рассеянная компания" российской переходной экономики.

5- Проблема "двойной надбавки" возникает в условиях самостоятельного принятия решений компаниями на последовательных стадиях технологической цепочки, когда обе компании обладают рыночной властью. Последовательное ограничение выпуска в целях повышения прибыли каждой из компаний приводит к тому, что их суммарная прибыль снижается. Подробнее см.: Тироль Ж. Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 2001, гл. 4.

6- Розинский И. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике. В кн.: Российские предприятия: корпоративное управление и рыночные сделки, с. 168-181.

7- Авдашева С. Давальчество в российской промышленности: причины и результаты использования. - Вопросы экономики, 2001, N 6.

8- Долгопятова Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности. В кн.: Российские предприятия: корпоративное управление и рыночные сделки, с. 129-167.

9- Радыгии А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции) - Вопросы экономики, 2001, N 5.

10- Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике. - Вопросы экономики, 2002, N 4.

Hosted by uCoz