^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 17.05.2004
^НР: 005
^ЗГ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ БЫВШИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН.
^ТТ:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ БЫВШИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН.

Развитие банковского сектора бывших социалистических стран (стран с переходной экономикой) в последние 10-15 лет происходило в необычайно сложных, а нередко и просто в экстремальных условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и ее банковского сектора от распределительных отношений и административных методов управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, осложнялись негативными внешними воздействиями, связанными с финансовой глобализацией.

Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельноть за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или о центральном банке. Кроме того, принимаемые законы зачастую не были достаточно детализированными. Наиболее сильное отставание наблюдалось в сферах банковского законодательства, связанных с предупреждением банкротств, финансовым оздоровлением, реструктуризацией. Недостатки в создании институциональной базы банковского бизнеса отмечались и в России (1). Вместе с тем некоторые страны оперативно формировали необходимую для трансформации банковского сектора правовую и институциональную инфраструктуру.

Например, в Венгрии двухуровневая банковская система (центральный банк и коммерческие банки) была законодательно оформлена еще в 1986 г. В 1991 г. после смены политического режима был принят целый пакет законов: об эмиссионном банке, о финансовых институтах, о банкротстве, об отчетности и др. В Польше законы "О банковской деятельности" и "О Национальном банке Польши" были приняты 31 января 1989 г. и предусматривали создание двухуровневой банковской системы: Национального польского банка (НПБ) и депозитно-кредитных банков (акционерных, кооперативных, частных), НПБ получил статус центрального банка и прекратил прямое кредитование и обслуживание предприятий. На него были возложены (функции эмиссионного банка и банковского регулятора. В Эстонии до сих пор действует достаточно прогрессивный закон "О банках" , принятый в 1989 г. (в то время как в Советском Союзе аналогичный закон вступил в силу только в 1991 г.), В Югославии в 1989-1990 гг. был принят пакет заколов, обеспечивших правовую основу для перехода к двухуровневой банковской системе.

Создаваемые в экстренном порядке институты (например, залога, аудита) нередко больше напоминали декорации, нежели эффективные инструменты рыночной экономики, поскольку в этих странах существовал огромный исторический разрыв в экономических, правовых, культурных и нравственных традициях. Институт собственности в силу специфики процессов приватизации также далеко не всегда играл должную роль. Многие государственные институты из-за коррупции и неэффективности не оказывали стабилизирующего воздействия на процесс реформирования экономики и банковского сектора.

Отставание от хода реальных процессов в банковском бизнесе еще отчетливее проявлялось на уровне подзаконных актов. Система расчетов, надзор и регулирование, валютное регулирование в странах с переходной экономикой не соответствовали практическим потребностям и тенденциям мирового развития. При этом правила регулирования и надзора не всегда учитывали новые виды рисков. Так, рекомендации и методики измерения рыночных рисков, рисков срочных операций, их учета в нормативах достаточности капитала появились только в середине 1990-х годов, хотя данные виды рисков начали стремительно повышаться под влиянием процессов финансовой глобализации еще с конца 1980-х годов.

В странах с переходной экономикой наблюдался серьезный макроэкономический дисбаланс, вызванный кризисом государственных финансов, высокой инфляцией, неэффективностью доминировавшего государственного сектора экономики (в том числе и государственных банков), нестабильностью торгового и платежного балансов, а следовательно, и курса национальных валют. Это, безусловно, негативно сказалось на становлении переходных банковских систем.

Капитализация коммерческих банков, особенно в сопоставлении с характером и уровнем принимаемых на себя рисков, была явно недостаточной. Капитал новых коммерческих банков быстро обесценивался в результате инфляционных процессов в экономике. Кроме того, на начальном этапе становления двухуровневых банковских систем отсутствовали жесткие требования к величине и качеству капитала кредитных организаций. В последующем их введение сталкивалось с жестким противодействием со стороны коммерческих банков и их лобби. Еще большее сопротивление встречали требования об установлении минимальной величины собственных средств кредитных организаций. Например, в России ее намеревались ввести только с 1 января 1999 г. (после 10 лет развития новой банковской системы), однако этим планам не суждено было сбыться вследствие системного банковского кризиса 1998 г.

Управление рисками банковской деятельности в странах с переходной экономикой было неэффективным. На начальном этапе становления двухуровневых банковских систем ощущался острый дефицит профессиональных кадров, отработанных технологий совершения банковских операций и управления рисками, необходимых информационных систем. Отсутствовали институты для решения проблемы информационной асимметрии, в частности, кредитные бюро, информационные центры но анализу ситуации в тех или иных отраслях экономики. Серьезной проблемой были доступность и качество информации о макроэкономической ситуации, состоянии банковского сектора.

В бывших социалистических странах не была сформирована комплексная система защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Вклады в банках не подлежали страхованию, и вкладчики в любой момент могли потерять свои сбережения. Обычными стали внезапные банкротства коммерческих банков со столь же внезапным исчезновением всех реальных активов, возникновение финансовых "пирамид". Неразвитость законодательства и процедур банкротства и санации банков делала уязвимыми перед лицом недобросовестных банкиров не только рядовых вкладчиков, но и всех кредиторов за исключением тех, кто участвовал в доведении банков до банкротства. Однако незащищенность нрав кредиторов была губительна и для самих банков, поскольку в те годы недобросовестность заемщиков также получила широкое распространение (2).

В ходе реформ бывшие социалистические страны сделали чрезмерную ставку на открытость своих экономик для иностранных инвесторов. Это не привело к существенному росту капиталовложений в модернизацию национальных экономик, но зато повысило привлекательность их финансовых и валютных рынков для спекулятивного капитала. Во многих странах проводилась политика масштабных государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках, причем ее стратегия и тактика были крайне выгодными для спекулянтов, игравших на понижение курсов государственных ценных бумаг и национальных валют.

Отмеченные факторы способствовали возникновению общеэкономических, валютных и системных банковских кризисов в странах с переходной экономикой (3). Существенную роль в этом сыграло и неблагоприятное внешнее воздействие. Например, кризисы в России, Украине, Грузии и ряде других стран были спровоцированы наряду с прочими факторами и паникой инвесторов после начала масштабного кризиса в странах Юго-Восточной Азии (4). Рассмотрим подробнее ситуацию в некоторых бывших социалистических странах Восточной Европы.

В 1991 г. в Польше большинство крупных государственных банков (7 из 9), Банк продовольственного хозяйства и кооперативные банки столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Денежные власти предприняли шаги по рекапитализации банковского сектора (в 1993 г. семи государственным банкам на эти цели было предоставлено 750 млн. долл.Банку продовольственного хозяйства и кооперативным банкам - 900 млн. долл.).

В 1994 г. произошли серьезные изменения в банковском законодательстве Польши, призванные обеспечить успешную трансформацию банковского сектора и стабильное развитие национальной банковской системы. Законом о реструктуризации кооперативных банков была введена трехступенчатая структура кредитной кооперации (кооперативные банки, региональные банки, Банк продовольственного хозяйства), предусмотрены меры но поддержанию ликвидности и платежеспособности кооперативных банков (предполагается солидарная ответственность всех кооперативных банков, объединенных в региональный банк), определены источники финансирования убытков кооперативного банковского сектора. Закон о банковском гарантийном фонде установил гарантии не только для физических, но и для юридических лиц и стал важным элементом антикризисной политики польских властей.

Другая важная особенность посткризисной банковской системы Польши (как и других центральноевропейских стран) - значительное присутствие иностранного капитала, на долю которого в конце 1990-х годов приходилось 25% всего капитала национальной банковской системы. В стране функционируют 15 банков со 100-процентным иностранным участием, 3 отделения и 37 представительств иностранных банков.

Для Польши характерна высокая степень концентрации банковских активов. На два крупнейших банка, в первую очередь на Сберегательный банк, приходится 32% активов банковского сектора, а на 21 банк - 86% активов. В последние годы в активах польских банков увеличивается доля выданных кредитов, причем удельный вес плохих кредитов - уменьшается.

В ходе реформирования банковской системы Чехии в 1990-е годы Центральный банк отказался от использования методов прямого административного контроля и перешел к рыночным методам регулирования. Неоднократно повышались требования к достаточности капитала банков, а требования Базельского комитета по адекватности капитала (8%) применяются к чешским банкам с 1994 г. Вместе с тем в 1990-е годы доля плохих кредитов в совокупном кредитном портфеле чешских банков находилась па достаточно высоком уровне (в 1994-1995 гг. -38%, в 1996 г. - 35, к концу 1990-х годов - 30%). В 1996-1997 гг. банковская система Чехии пережила системный банковский кризис. Центральный банк и правительство Чехии в целях недопущения дальнейшей дестабилизации ситуации были вынуждены реализовать дорогостоящую (12% ВВП) программу реструктуризации проблемных банков.

В настоящее время в банковской системе Чехии очень сильны позиции иностранного капитала, прежде всего немецкого, австрийского и французского. Из 57 банков страны иностранному капиталу принадлежат полностью 22 и частично - 19 банков. Банковская система Чехии, как и Польши, активно интегрируется в банковскую систему Европейского союза.

В конце 1980-х годов в Болгарии начался процесс перехода от централизованной модели экономики к рыночной. На балансе бывших государственных банков к началу 1990-х годов накопились значительные суммы безнадежной ссудной задолженности неплатежеспособных предприятий государственного сектора экономики. Правительство реструктурировало эту задолженность в долгосрочные государственные облигации. Впоследствии из-за неисполнения правительством взятых на себя обязательств Центральный банк был вынужден признать данные облигации сомнительным активом, но которому должны формироваться 100-процентные резервы.

В 1996 г. совокупный кредитный портфель банковского сектора страны составлял 924 млрд. левов (около 12 млрд. долл.), однако из-за низкого качества управления рисками и неблагоприятной ситуации в экономике в целом доля сомнительной задолженности в кредитном портфеле достигла 33,3%, а безнадежной - 16,4%. Убытки, обусловленные прежде всего потерями кредитов, привели к резкому падению величины собственных средств болгарских банков. В 1995 г. их совокупный капитал снизился с 16 млрд. до 10,5 млрд. левов, или на 34%. Его отношение к сумме активов, взвешенных с учетом риска, составило к началу 1996 г. -1,3% при минимально допустимом уровне 8%. В результате соотношение безнадежных кредитов и совокупного капитала банковского сектора повысилось к началу 1997 г. до 214%.

Действие негативных макроэкономических и институциональных факторов, а также фактора структурных диспропорций в банковском секторе усилилось из-за валютного кризиса 1995 г., в результате чего в Болгарии разразился системный банковский кризис, нанесший экономике убытки в размере 13% ВВП. Для устранения его последствий в 1996-1997 гг. при участии МВФ и Всемирного банка была разработана и успешно осуществлена программа реструктуризации банковской системы. Она основывалась на обеспечении макроэкономической стабилизации благодаря оздоровлению государственных финансов и ужесточению денежно-кредитной политики Болгарского народного банка. В результате заметно снизились темпы инфляции, ставка рефинансирования БНБ, банковский процент, что сделало кредит доступным для реального сектора экономики и способствовало выходу страны из экономического кризиса.

В Закон о банках и банковской деятельности были внесены изменения, заложившие правовую базу для активного регулирования центральным банком ситуации в банковской сфере. Расширились полномочия Болгарского народного банка как в содействии оздоровлению проблемных банков, так и при отзыве лицензий у несостоятельных банков и инициировании их банкротства.

В 1996 г. в стране была введена государственная система страхования депозитов, предусматривающая 100-процентное возмещение вкладов частных лиц и приватизационных фондов и 50-процентное возмещение депозитов юридических лиц (за исключением финансовых институтов). Это позволило стабилизировать ресурсную базу кредитных организаций, привлечь деньги частных вкладчиков в банковский сектор.

Банковский сектор Болгарии был переведен па международные стандарты учета, отчетности, аудита и надзора. В практике банковского надзора были закреплены базельские стандарты оценки капитала и рисков.

В 1991 г. в Румынии были приняты законы "О банковской деятельности" и "О статусе Национального банка Румынии (НБР)" , разработанные при активном участии экспертов Всемирного банка и ряда международных финансовых организаций. В результате сложилась двухуровневая банковская система с развитым банковским законодательством. Деятельность Сберегательного банка была ограничена расчетно-депозитными операциями, а создававшиеся коммерческие банки играли роль универсальных кредитных институтов. По инициативе НБР в банковском секторе были введены международные стандарты финансовой отчетности, регулирования и надзора. Так, в 1992 г. требование к достаточности капитала было установлено на отметке 2 млн. экю, в 1996 г. - 5 млн. экю, впоследствии - 5 млн. евро. В 1996 г. коэффициент достаточности капитала был установлен на уровне 8% (ранее - 6%).

В 1994 г. НБР ужесточил систему управления кредитными рисками в коммерческих банках, введя пять категорий надежности банковских кредитов и пять категорий заемщиков. Норматив риска на одного заемщика был установлен на уровне 20% от капитала банка. По всем кредитам, превышающим 10% величины капитала, банки обязаны ежемесячно представлять отчетность в НБР. Для открытия кредитных линий, характеризующихся повышенным риском, требуется разрешение НБР. Инвестиционные кредиты не должны превышать 20% величины собственных вложений заемщиков. В 1996 г. НБР выделил специальные стабилизационные кредиты двум крупным банкам, находившимся на грани банкротства. Одновременно правительство приняло постановление о создании фонда гарантирования депозитов физических лиц. На НБР возложены функции надзора за проблемными банками и процессом их реструктуризации.

Румынское законодательство достаточно благоприятно для иностранных инвестиций, в том числе в банковский сектор. В 1990-е годы в стране было открыто 8 отделений иностранных банков и 19 банков с иностранным участием. Акционером двух банков стал Европейский банк реконструкции и развития.

Румынии удалось избежать полномасштабного системного банковского кризиса, а банковская система в целом доказала свою устойчивость. Этому способствовали следующие факторы:

- НБР установил жесткие требования к лицензированию деятельности банков, достаточности собственного капитала и его адекватности уровню рисков, к системе управления рисками в банках;

- в банковском секторе осуществлялось эффективное регулирование процентных ставок но кредитам, депозитам и другим видам активов и пассивов банков;

- была введена обязательность регулярного раскрытия информации о финансовом состоянии кредитных организаций;

- бюджетные средства проводились исключительно но счетам казначейства, что позволило предотвратить их использование в целях спекуляции на финансовых рынках.

Вместе с тем для банковской системы Румынии характерны проблемы, во многом схожие с проблемами в других странах с переходной экономикой. Назовем прежде всего высокую степень монополизации на рынке банковских услуг. Так, на долю крупнейшего Коммерческого банка Румынии приходится почти 70% кредитов банковского сектора. Основная часть депозитов населения находится в Сберегательном банке. Почти 70% совокупных банковских активов сконцентрированы в четырех крупнейших банках (5). Неэффективно соотношение работающих и неработающих активов из-за недостаточного развития рынка ценных бумаг и ограниченности кредитования реального сектора экономики. Слаба ресурсная база коммерческих банков, сильно зависящая от рефинансирования со стороны центрального банка. Отметим и высокий уровень проблемных кредитов в совокупном кредитном портфеле банковского сектора вследствие неплатежеспособности многих предприятий.

Наш анализ выявил причины возникновения валютных и системных банковских кризисов в большинстве стран с переходной экономикой. Об их тяжести свидетельствуют следующие данные. Так, в Чехии потери, связанные с ними, составили 12% ВВП, в Венгрии - 10, в Македонии - 32, в России - 5-7, в Словакии - 15% ВВП. При этом в ряде стран с переходной экономикой системные банковские кризисы наблюдались неоднократно (6).

Реструктуризация банковских систем бывших социалистических стран, как правило, требовала длительного периода времени и нередко приводила к значительному усилению позиций иностранного капитала. В большинстве этих стран были образованы системы страхования депозитов, что позволило укрепить ресурсную базу банковского сектора, повысить доверие к пей кредиторов и инвесторов. Создание в них института кредитных бюро способствует решению проблемы информационной асимметрии, повышению качества управления банковскими рисками.

Бывшие социалистические страны предприняли большие усилия по модернизации своих банковских систем, интеграции их в региональные и международные финансовые и денежно-кредитные организации и рынки. Вместе с тем имеющийся запас прочности банковских систем в этих странах еще не позволяет говорить об их неподверженности валютным и системным кризисам, и полностью исключать возможность развития последних в обозримом будущем нельзя.

1- Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, с. 170.

2- Caprio G. Safe and Sound Banking in Developing Countries. The World Bank, 1997.

3- Caprio G., Klingebici D. Episodes of Systemic and Borderlinc Financial Crises.Managing the Real and Fiscal Effects of Banking Crises. The World Bank Discussion Paper No 428,2003.

4- Caprio G., Hunter W., Kaufman G., Leipziger D. Preventing Bank Crises: Lessons from Recent Global Bank Failures. Wash., D.C.: The World Bank, 1998.

5- Bcncivcnga V., Brucc S. Deficits, Inflation, and the Banking System in Developing Countries. - Oxford Economic Papers, 1992, October.

6- Ковзанадзе И. Системные банковские кризисы в условиях финансовой глобализации. Тбилиси, 2003.

Hosted by uCoz