^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 17.05.2004
^НР: 005
^ЗГ: СПИСОК БЛАГОДЕЯНИЙ (о книге "Стратегический ответ России на вызовы нового века" *).
^ТТ:

СПИСОК БЛАГОДЕЯНИЙ (о книге "Стратегический ответ России на вызовы нового века" *).

В 1931 г. знаменитый советский писатель К). Олеша написал пьесу "Список благодеяний" , поставленную вскоре театром имени Вс. Мейерхольда. Ее главная героиня, осмысливая результаты революции 1917 г., составляет список, в который заносит на одной стороне благодеяния революции, а на другой - ее негативные последствия.

Можно по-разному относиться к социально-экономическим преобразованиям в России 1990-х годов и их результатам для каждого из нас и для страны в целом. Но, анализируя их итоги, хочется отметить один важный, на наш взгляд, аспект - резкое расширение кругозора и поля исследований отечественной экономической науки. Дело не только в "шорах" коммунистической идеологии, которые мешали кому-то видеть, а кому-то изучать и публично обсуждать весь спектр вариантов развития страны. Важно и "открытие" границ между российской и зарубежной экономической наукой, в ходе которого произошла взаимная диффузия парадигм, теорий, методов. В результате "допустимая область" и набор инструментов экономического анализа резко расширились и появилась возможность непредвзятого осмысления судьбы России. Книга, подготовленная коллективом авторов Института экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина, - одно из немногих изданий именно такого типа (1). Ее появление, по нашему мнению, увеличивает число позиций в вольном или невольном "списке благодеяний" реформ конца XX - начала XXI вв.

Как следует из введения, написанного Л. Абалкиным, замысел книги состоял в системном охвате важнейших компонент и факторов будущего развития России до 2025 г. К их числу относятся и тенденции общемирового цивилизационного развития, и императивы развития отечественной экономики (в частности, промышленности) на инновационной основе в долгосрочной перспективе, и "социальное измерение" эволюции, включая требования социальной справедливости и гармоничного развития личности. Таким образом, речь идет о построении целостного "здания" будущей России - от "фундамента до крыши".

Макроструктура книги вполне отвечает подобному замыслу. В ее первой части описываются сценарии возникновения внешних вызовов и логика стратегических ответов на них; во второй - раскрываются основные направления стратегии развития России; третья часть посвящена анализу связей реального и финансового секторов, а в четвертой - внимание концентрируется на социальных и институциональных механизмах и факторах осуществления рассматриваемой стратегии.

Вместе с тем указанный замысел реализован недостаточно последовательно. В соотношении функционального и институционального аспектов анализа явно превалирует первый. В оглавлении книги слово "институциональный" использовано только однажды - в названии последнего раздела, занимающего лишь 20 страниц и но сути посвященного другим проблемам. К сожалению, элементы институционального исследования, присутствующие в различных частях рассматриваемой работы, не складываются в единую институциональную стратегию - необходимый раздел общей стратегии развития экономики. Так, очень важному вопросу формирования модели корпоративного управления в России отведено лишь 6 страниц, ключевой проблеме преодоления дезорганизации управления - 10 страниц.

Понятно, что подобные структурные диспропорции в той или иной степени неизбежны при подготовке любых коллективных монографий. В этой связи отметим блестящую работу редакционной коллегии во главе с ответственным редактором академиком Л. Абалкиным. В итоге книга стала единым целым, а представленный в пей эскизный проект России в первой четверти XXI в. сложился в убедительную и продуманную картину. Подчеркнем, что ее реалистичность основана па детальном и комплексном анализе существующего потенциала страны и главных императивов нового века. В целом эволюцию России в качестве одной из ведущих мировых держав авторы видят как движение к социальному индустриальному государству, характеризующемуся значительным удельным весом в экономике технологий высших укладов, интенсивным развитием науки и культуры.

Стержневую основу книги образуют три главных идейных тезиса: во-первых, уверенность в необходимости движения России к информационно-индустриальному обществу в контексте мировых глобализационных процессов; во-вторых, признание личности и общества как важнейших целевых субъектов развития; в-третьих, утверждение стратегической роли государства как несущей конструкции и "локомотива" , обеспечивающего движение страны вперед. Рассмотрим данные тезисы подробнее.

Россия и глобализирующийся мир

Глобализация выражается в процессах не только стирания границ между государствами, объединения национальных информационных, товарных, трудовых и финансовых пространств, по и локализации, мгновенного возникновения локальных "сгустков" и "пустот" (например, возможен как быстрый приток финансовых средств, так и столь же быстрый и/или неожиданный их отток). В этих условиях национальное государство и общество должны играть роль своеобразного страховщика глобализационных рисков, способствуя в случае серьезных сбоев возобновлению устойчивого развития экономических и социальных агентов. Вот почему в стратегии развития должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности государства, общества, личности.

Неверно полагать, что глобализационные процессы непременно ведут к унификации производства и потребления. Тенденции развития западных стран свидетельствуют об усиливающейся дифференциации и в конечном счете индивидуализации спроса и соответственно предложения. Это приведет к превращению ведущих экономик из репликационных, то есть тиражирующих товары и услуги, в инновационные, стержневой проблемой которых станет разработка новых видов товаров и услуг, а не воспроизведение ранее созданных. Уникальный духовный, культурный, научный и интеллектуальный потенциал России должен быть востребован в данной области в существенно большей степени, чем сегодня.

Развитие информационно-индустриального общества, как представляется, имеет свои пределы. Следующей стадией должно стать общество, которое можно было бы назвать когнитивно-инновационным. Первая часть термина означает, что речь идет о конденсированной информации, прошедшей этап своеобразного "фазового перехода" и превратившейся в знание. Заметим, что данный процесс не носит технического характера, он затрагивает духовный мир человека. Вторая часть термина отражает доминирование инновационной части экономики над репликационной. В долгосрочном плане российскую экономику следует ориентировать на активную роль именно в таком мире. Правда, как справедливо отмечают авторы, страна не должна превратиться в "фабрику знаний". Необходимо соблюдать разумный баланс между интеллектуальной, индустриальной и культурной деятельностью. Именно из такого сочетания может родиться то самое "сокровенное знание" , продвижение к которому и есть, возможно, миссия России.

Социальный аспект национальной стратегии

Через всю книгу красной нитью проходит тезис о важности социального измерения экономики. Человеческий ресурс, человеческий потенциал, человеческое развитие справедливо рассматриваются не столько как факторы развития, сколько как его цели. Здесь авторы вплотную подходят к центральной проблеме общественного устройства, которую можно было бы назвать социально-экономическим синтезом. Как совместить социальное и экономическое? Если пренебрегать экономической стороной эффективности в пользу социальной, получается экономически неэффективный социализм. Если наблюдается смещение пропорций и приоритетов в сторону экономики, получается "звериный" капитализм. Причудливые сочетания рождала история общественного развития, когда принципы "1 человек - 1 голос" и "1 рубль -1 голос" при решении важных вопросов сменяли друг друга, а норой и мирно (или не мирно) сосуществовали. Президент РФ В. Путин сказал однажды, что хотел бы видеть Россию гигантской корпорацией, а себя - ее наемным менеджером. Но какую, условно говоря, организационно-правовую форму должна иметь эта "корпорация": хозяйственное товарищество или кооператив, в котором голосование идет по социальному принципу "1 человек - 1 голос" , или хозяйственное общество, где торжествует экономический принцип "1 рубль (или доллар, или акция, или ваучер) - 1 голос"? При выборе стратегии развития страны этот вопрос встает во весь рост.

Универсального ответа на него в книге нет. Вместе с тем указано направление поисков: социальная эффективность должна стать в один ряд с экономической. Важно, что при таком подходе принятие решения о том, нужно ли данное предприятие экономике или продолжение его деятельности нецелесообразно, нельзя доверить одному лишь товарному или финансовому рынку. Здесь требуется комплексный анализ с учетом многофункциональности предприятия: оно необходимо не только как товаропроизводитель, по и как потребитель ресурсов, в том числе трудовых, интеллектуальных и иных, как источник средств существования для его работников. Евангельский принцип "не человек для субботы, а суббота для человека" не позволяет считать человека только "фактором производства". Нужно иметь в виду многообразие функций каждого предприятия в отношении работников, потребителей, кредиторов, акционеров, жителей данной местности и т.д. Особую роль социальные факторы играют в России, где личностный мотив является едва ли не доминирующим при выборе тех или иных экономических решений.

Государство и экономика

Представленный в книге стратегический подход к анализу роли государства (понимаемого в узком смысле как политическая организация, управляющая обществом) исходит из признания в качестве его важнейшей задачи воспроизводственной функции. И общество, и рынок состоят из социальных и экономических субъектов, руководствующихся главным образом принципом "здесь и сейчас". В отличие от этого государство, не связывая себя с конкретной группой физических лиц, должно играть роль несущей конструкции, устойчивого каркаса страны. Поэтому обеспечение условий для сохранения и продолжения ее развития - важнейшая компетенция государства. Следовательно, вопросы наращивания экономического потенциала, развития науки, образования, инновационной деятельности, поддержки лучших образцов культуры и искусства не могут быть ни отданы па откуп рынку, ни передоверены обществу. Это предполагает и разработку государственной промышленной политики, которой в книге уделено значительное внимание. Государственные органы выступают и адресатом предлагаемой в книге стратегии.

Строго говоря, даже в совокупности разделы книги не представляют полной стратегии развития России как системы взаимосогласованных и однонаправленных стратегических вариантов. Да и вряд ли это возможно с учетом жанра книги как научной монографии. Вместе с тем в ней, вне всякого сомнения, содержатся концептуальные основы, или ядро стратегии развития России, охватывающие практически все главные сферы, общества и экономики: промышленность, сельское хозяйство, область научных исследований, финансово-кредитную сферу, организационный механизм, социальную сферу, включая ее нравственную составляющую. Кроме того, достаточно четко сформулированные авторами важнейшие меры социально-экономической политики России, распределенные по подпериодам до 2025 г., сами могут рассматриваться как своеобразный "список благодеяний" в сфере социально-экономических решений.

Рецензируемая книга - одна из тех, чей жизненный цикл не заканчивается ни после ее прочтения широким кругом читателей, ни после публикации отзывов и рецензий. On, безусловно, должен получить продолжение в разработке реальной детализированной стратегической программы России на предлагаемый период, в ее обсуждении и принятии в качестве основы для экономической политики.

Однако России нужна не просто стратегия на период до 2025 или какого-либо иного года. России как воздух необходимы система стратегического планирования, а также институты, реализующие связь общества, государства, бизнеса и экономической науки в контексте разработки, обсуждения, апробации и принятия такой стратегии. Создание подобной системы, на наш взгляд, должно стать одним из стратегических ответов России на вызовы нового века.

И последнее замечание, касающееся общей концепции книги. Выработка политики России как ответа на внешние изменения - несомненно, важная и актуальная задача. Но представлять развитие нашей страны только как "стратегию ответа" - значит сужать проблему. Сегодня уже ясно, что в XX - начале XXI вв. образ и сущность мира сложились под сильным влиянием России -ее успехов, неудач, проблем и решений. Первая и вторая русские революции, первая и вторая мировые войны, расцвет тоталитаризма и идейный взлет коммунизма, наконец, процессы трансформации конца XX в. - все эти события в значительной мере сформировали духовный и социальный облик мира. Не менее значимым станет для него и развитие России в новом веке.

Какими будут вызовы для окружающего мира со стороны. России? Каким окажется его стратегический ответ на них? Как это, в свою очередь, отразится на России? Хотелось бы надеяться, что данные вопросы будут исследованы в новых фундаментальных работах Института экономики РАН.

(*)- Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004.

1- В качестве жанровых предшественников данной монографии следует в первую очередь упомянуть предыдущую книгу авторского коллектива под редакцией акад. Л. Абалкина "Россия 2015: оптимистический сценарий" (М.: ММВБ, 1999); книгу под редакцией акад. Д. Львова "Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики" (М.: Экономика, 1999), а также работу акад. Н. Федоренко " Россия: уроки прошлого и лики будущего" (М.: Экономика, 2001).

Hosted by uCoz