^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 19.07.2004
^НР: 007
^ЗГ: ПРОБЛЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ.
^ТТ:

ПРОБЛЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ.

В связи с проводимой в России пенсионной реформой особый интерес вызывают негосударственные пенсионные фонды - альтернативный способ вложения средств будущих пенсионеров. Фактически в 2003 г. завершился десятилетний период реформирования пенсионной системы бывшего СССР и перехода к новой системе, ориентированной на рынок. Поэтому можно сделать некоторые предварительные выводы о ходе реформ. Так, граждане не спешат доверять свои деньги частным пенсионным фондам(1. 10.01.2003 г. был принят Федеральный закон N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"", обновивший правовые нормы добровольного пенсионного обеспечения и сформулировавший условия участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.), хотя Пенсионный фонд России обещал жестко контролировать обеспечение сохранности средств и получение доходов от их инвестирования, которые будут зачисляться в специальную часть индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц(2. Суммы страховых взносов, поступающие на финансирование накопительной части пенсий, аккумулировались Пенсионным фондом. На них приобретались преимущественно государственные ценные бумаги и отчислялись средства на покрытие расходов по обеспечению формирования средств пенсионных накоплений. Подобное инвестирование осуществляется согласно Правилам размещения и инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии: агентами выступают Центральный банк РФ и Внешэкономбанк, а решение о структуре и размерах принимает Пенсионный фонд (с одобрения Министерства финансов). Заявленные условия соблюдались, поручения Пенсионного фонда выполнялись, а профессионализм работы Пенсионного фонда по инвестированию накопительной части трудовой пенсии в облигации федерального займа был достаточно высок. В результате в 2002 г. средневзвешенная доходность облигаций превысила запланированный уровень инфляции.).

В настоящее время в России много негосударственных пенсионных фондов(3. По состоянию на 01.07.2003 г. количество лицензированных негосударственных пенсионных фондов составило 286.), они оперируют большими средствами, однако их роль в отечественной экономике незначительна. В частности, в 2003 г. пенсионные резервы составили всего 0, 7% ВВП (для сравнения, в Нидерландах - 113%, в Швейцарии - 102, в Венгрии - 5, в Чехии -4%(4. OECD Secretariat Compilation from Various National Sources and Institutional Investors Database. OECD, 2002, July.)), а средний размер негосударственной пенсии был примерно в 2, 5 раза меньше государственной. Основная причина - недоверие населения к негосударственным структурам, опасения образования финансовых "пирамид" или прямого мошенничества. Поэтому основную часть средств в негосударственные пенсионные фонды вкладывают предприятия (в качестве работодателей). У большинства фондов резервы малы, только 10 фондов располагали пенсионными средствами, превышающими 30 млн. долл., в то время как в развитых странах именно они доминируют в качестве коллективных инвесторов.

В развитых государствах частные пенсионные планы функционируют на основе агентских отношений (с заключением особого соглашения) между членами плана и бенефициарами (получателями пенсий), с одной стороны, и лицами или организациями, вовлеченными в финансирование или администрирование пенсионного плана (такими, как спонсор плана или его администратор), - с другой. Управление этими планами охватывает все связи между различными учреждениями и личностями, имеющими отношение к функционированию пенсионного плана. Оно обеспечивает установление целей его работы и критериев их достижения, а также контроль исполнения (мониторинг). Это - зеркальное отражение корпоративного управления в акционерном обществе с ограниченной ответственностью (Public Limited Company), которое состоит из набора связей между менеджерами компании, советом директоров, акционерами (пайщиками) и другими заинтересованными лицами - долевыми собственниками.

Законодательством регулируется деятельность автономных, коллективных и групповых пенсионных фондов(5. Автономный пенсионный фонд юридически отделен от спонсора плана или администратора и управляется в интересах и от имени членов плана/фонда. В профессиональных и индивидуальных пенсионных планах их члены обладают юридическим взаимовыгодным правом или некоторыми другими клаузулами договора в отношении активов, хранимых в автономном пенсионном фонде.

), которые поддерживают пенсионные планы занятых в частном секторе. В отдельных странах оно может также распространяться на пенсионные фонды, созданные как соглашение о персональных пенсиях (Personal Pension Arrangements). Индивидуальные пенсионные фонды(6. Индивидуальные пенсионные фонды исключены, поскольку член плана управляет активами самостоятельно и в результате функционирует как управляющий орган фонда. Конечно, индивидуалы могут инвестировать средства этих фондов в широкий набор финансовых продуктов, таких, как банковские депозиты, схемы коллективного инвестирования, страховые проекты, которые приводят к результатам, превышающим доходность инвестирования в другие активы. Тем не менее управление этими финансовыми продуктами не является предметом пенсионного регулирования и наблюдения.) и страховые соглашения из области такого регулирования исключаются.

Автономные пенсионные фонды могут быть созданы как узаконенные учреждения специального назначения (пенсионные институты), такие, как трасты, фонды и корпоративные организации, которые владеют и могут контролировать пенсионный фонд от имени членов пенсионного плана/фонда. Альтернативно они могут состоять из отдельных счетов, управляемых финансовыми институтами и открытых в соответствии с контрактом между спонсором плана и финансовым учреждением, которое управляет фондом.

Основы деятельности негосударственных пенсионных фондов

Центральной фигурой в управлении пенсионным фондом! является управляющий орган, которым может быть физическое лицо, группа лиц или юридическая структура (организация), отвечающая за управление и гарантию сохранности средств пенсионного фонда. Если пенсионный фонд создан как пенсионное учреждение, его руководящий орган, естественно, также будет нести ответственность за управление фондом(7. Однако в некоторых странах управляющий орган пенсионной организации должен передать функции управления фондом финансовому институту.). Если фонд состоит из разделенных счетов, финансовый институт, управляющий счетом, является руководящим органом фонда. В некоторых странах только специализированным финансовым институтам (управляющим компаниям пенсионного фонда) разрешается управлять пенсионными фондами.

Управляющий орган служит объектом внешнего надзора. На одном уровне он может подвергаться мониторингу специализированных комитетов, созданных специально для этой цели (например, наблюдательный совет или надзорный комитет), члены которых могут быть избранными участниками плана или его бенефициарами. На другом уровне регулирование требует независимых профессионалов, таких, как актуарии (статистики страховых обществ)/ аудиторы и кастодианы (юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по хранению и учету вверенных им денежных средств и ценных бумаг клиентов) для мониторинга соответствия деятельности руководящего органа нормам законодательства. Наконец, управляющий орган является субъектом наблюдения соответствующих властей. Регулирование и детальное наблюдение, осуществляемые ими, будут отличаться в зависимости от сложности пенсионной системы и специфической роли актуариев, аудиторов и кастодианов.

В руководящих документах рассматриваются вопросы управления и регулирования деятельности пенсионных фондов, включая выбор юридической формы и структуры пенсионного учреждения, видов взаимодействия и отношений между различными сторонами, участвующими в управлении пенсионным фондом, и членов плана. В то время как руководящие документы идентифицируют хорошую практику в регулировании пенсионного фонда, возможны и иные решения. В частности, некоторые функции, обозначенные в них, такие, как аудит или кастодиальная деятельность, могут осуществляться одним и тем же институтом. В этом случае задача состоит в выявлении несоответствия регулированию посредством независимой внешней проверки решений и деятельности управляющего органа пенсионного фонда.

Имеющиеся различия в операционной деятельности пенсионных фондов стран ОЭСР не должны принижать факт создания пенсионных фондов с общей целью - служить надежным источником доходов для получателей пенсий. Управленческое регулирование должно отвечать этой важнейшей цели.

Развитие принципов руководства пенсионными фондами базировалось на исследовании, проведенном Рабочей группой ОЭСР по частным пенсиям (включая "15 принципов регулирования частных пенсий"), а также по руководству подобными организациями, такими, как схемы коллективного инвестирования и страховые компании. Использовались и принципы корпоративного управления ОЭСР.

В 1971 г. Комитет по финансовым рынкам ОЭСР опубликовал "Стандартные правила операций учреждений коллективного инвестирования в ценные бумаги". В 1994 г. были выработаны "Принципы регулирования инструментов коллективного инвестирования", позднее подвергшиеся доработке. Они не предписывают создания какой-либо специфической структуры управления, но требуют обеспечить:

- назначение кастодиана, депозитария или попечителя (доверенного лица);

- разработку Стандартов поведения и их минимальное соответствие стандартам операторов схем коллективного инвестирования;

- право инвесторов отзывать средства из схемы коллективного инвестирования;

- право инвесторов на получение полной, своевременной и точной информации (то есть по сути - раскрытие информации).

Эти требования к схемам коллективного инвестирования имеют много общего с требованиями к пенсионным фондам. Однако следует учитывать, что инструменты коллективных инвестиций базируются на принципе паритетности (Defined Contribution Principle) с равными взносами работодателя и работников. То есть они обычно не обеспечивают страхование финансовых или биометрических рисков.

"Принципы корпоративного управления ОЭСР" также способствуют пониманию специфики управления пенсионным фондом. Собственники или бенефициары могут быть идентифицированы как с акционерами, так и с заинтересованными лицами - долевыми собственниками. В частности, Принципы требуют, чтобы и акционерам, и долевым собственникам были гарантированы возможность получения эффективной защиты от нарушения их прав и доступ к соответствующей информации.

"Принципы корпоративного управления ОЭСР" идентифицируют ключевую ответственность совета директоров корпорации, которая имеет сходство с ответственностью управляющего органа пенсионного фонда. Так, корпоративная структура управления должна обеспечить стратегическое руководство компанией, эффективный мониторинг деятельности менеджмента со стороны совета директоров компании и подотчетность последнего перед акционерами.

11 ноября 2000 г. Европейская комиссия внесла поправки в Директиву Европейского парламента и Совета Европы по координации законов, регулирования и административных положений, относящихся к институтам профессионального выхода на пенсию. Они содержат требования к управлению профессиональными пенсионными институтами, которые включают и пенсионные фонды. Директивой регулируется преимущественно деятельность автономных пенсионных фондов (в которых существует юридическое разделение спонсора и пенсионного института). Директива требует калькуляции и сертификации всех технических положений со стороны актуария или другого специалиста и, разумеется, их назначения.

Правила Директивы в отношении управляющей структуры концентрируются на ответственности администраторов и критериях регулирования их деятельности. Администраторы должны раскрывать определенную информацию как перед участниками плана, так и перед наблюдательным органом. Достаточность регулирования требует соблюдения прав и обязанностей сторон, участвующих в управлении пенсионным планом, в управлении и минимизации рисков пенсионной схемы. Другая информация, которая должна быть доступна, включает годовые счета и отчеты, а также сведения об изменении правил пенсионных схем и о финансировании пенсионных прав и инвестиционных активов.

Директива обязывает страны-члены обеспечить полномочия наблюдательных органов в отношении доступа к специфической информации, которая должна быть раскрыта перед ними коллективным инвестором, включая информацию о бизнесе, контрактах, регулирующих его деятельность, годовых отчетах, годовых счетах и других отчетах, актуарную оценку, аудиторский доклад и пр. Дополнительно от пенсионных учреждений требуется раскрывать свою пенсионную политику каждый год или после любого изменения их финансовой положения.

На уровне отдельных стран принимаются меры, направленные на разработку руководства по развитию пенсионного управления. В частности, упомянем Канадскую ассоциацию пенсионных наблюдательных органов (Canadian Association of Pension Supervisory Authorities - CAPSA). Руководящие документы управления применяются здесь к пенсионным планам, но большинство из них может использоваться и для пенсионных фондов.

Принципы регулирования частных профессиональных пенсий

Основываясь на зарубежных источниках, можно выделить пятнадцать основных принципов регулирования частных (не гарантируемых государством) профессиональных пенсий, то есть пенсий для занятых в частном секторе.

Принцип N 1. Адекватная структура регулирования. Структура регулирования частных пенсий должна быть всеобъемлющей, динамичной и гибкой (принимая во внимание комплексность проблематики и сложность пенсионных схем) с целью обеспечения защиты бенефициаров пенсионных схем (планов), прозрачности и финансового благополучия пенсионных фондов и стабильности экономики в целом. Тем не менее эта структура не должна увеличивать бремя выплат пенсионных взносов для институтов и предпринимателей (работодателей).

Принцип N 2. Эффективное регулирование финансовых рынков. Продуктивные, диверсифицированные объекты инвестирования пенсионных накоплений, способствующие распространению риска, требуют наличия хорошо функционирующих рынков капитала и развитой системы финансовых институтов. Формирование накопительной (Advance-Funded - предварительно фондируемой) пенсионной системы должно осуществляться одновременно с укреплением инфраструктуры финансового рынка и системы его регулирования, включая развитие новых финансовых инструментов и секторов рынка и совершенствование функционирования рынков пенсионных аннуитетов (Retirement Annuity - ежегодная пенсионная рента).

Принцип N 3. Права получателей пенсий (бенефициаров). Должен быть предоставлен недискриминационный доступ к схемам частных пенсий. Основная цель регулирования - избежание исключений по возрасту, размеру заработной платы, половой принадлежности, периоду службы, условиям занятости, полноте занятости и гражданскому статусу. Необходимо обеспечить защиту пенсионных прав и выплату пенсий, а также разграничение взносов работников и работодателей. Следует поощрять практику индексации. Нужно разрабатывать и даже стимулировать использование механизмов защиты бенефициаров в случае раннего выхода на пенсию.

Принцип N 4. Адекватность частных схем. Требуется разработать методы правильной оценки адекватности частных схем (с точки зрения рисков, доходов, покрытия расходов и др.), особенно в случаях, когда эти проекты играют важную дополнительную роль по отношению к государственным схемам или являются обязательными. Адекватность должна быть оценена с учетом различных источников пенсионного дохода.

Принцип N 5. Системы регулирования и разделение полномочий. Установленная законом институциональная и функциональная система адекватных юридических, учетных, технических, финансовых и управленческих критериев призвана соответствовать планам пенсионных фондов, но не возлагать на них чрезмерное административное бремя. Пенсионный фонд должен быть юридически (законодательно) отделен от спонсора или, по крайней мере, такое разграничение нужно гарантировать соответствующими механизмами.

Принцип N 6.Фондирование. Частные схемы должны быть фондируемыми, то есть обеспеченными фондами средств. Гибкость допустима в случае временно ограниченных, недофондируемых схем при строго определенных условиях. Нужно уделять внимание развитию адекватных, но гибких требований к минимальному размеру капитала (гарантий в пенсионных фондах) с акцентом на долгосрочной природе их обязательств. Налоговая система и пруденциальное регулирование должны поощрять достижение благоразумного уровня фондирования. Частные нефондируемые схемы, например, "платим, когда уходишь" (Pay-As-You-Go Schemes), на уровне отдельной компании следует запретить.

Принцип N 7. Техника калькуляции. Должны быть разработаны соответствующие методы калькуляции для оценки активов и обязательств фондирования, включая актуарную технику и правила амортизации. Их главные характеристики - прозрачность и сравнимость стандартов. Особое внимание необходимо уделить развитию техники управления требованиями и обязательствами пенсионных фондов, а также риск-менеджменту.

Принцип N 8. Структура наблюдения (контроля). Должна быть разработана эффективная система наблюдения (контроля) за пенсионными фондами и планами в полном соответствии с законодательством с акцентом на финансовом контроле, актуарных проверках и наблюдении за деятельностью менеджеров. Необходимо наделить органы наблюдения полномочиями для осуществления контроля над индивидуальными планами с целью предотвращения возможных злоупотреблений.

Принцип N 9. Саморегулирование. Нужно поощрять развитие саморегулирования и самоконтроля. Роль независимых актуариев, кастодиальных центров и внутренних независимых наблюдательных органов также должна быть повышена.

Принцип N 10. Частная конкуренция. Добросовестная конкуренция пойдет на пользу потребителям и будет способствовать развитию адекватных рынков частных пенсий.

Принцип N11. Инвестирование. Инвестиции пенсионных фондов должны адекватно регулироваться, что подразумевает необходимость использования интегрированного подхода на основе моделей управления "активы/обязательства". Меры количественного регулирования и персонифицированные пруденциальные принципы должны быть внимательно оценены с учетом как безопасности, так и выгоды (доходности) при достижении целей пенсионных фондов. Самоинвестирование должно быть ограничено, пока не будет осуществлено соответствующее страхование (гарантирование). Либерализация инвестиций пенсионных фондов за рубежом должна поощряться, но оставаться предметом пруденциального регулирования.

Принцип N 12. Страховые механизмы. Потребность в принудительном страховании неплатежеспособности и/или других гарантийных схем должна быть тщательно оценена. Нужно разработать методы применения механизмов страхования (в том числе группового и перестрахования).

Принцип N 13. Окончание деятельности. Следует сформировать механизмы завершения работы пенсионной схемы. Необходимо обеспечить уплату взносов работодателем даже в случае его неплатежеспособности (в соответствии с национальным законодательством). Принцип N 14. Раскрытие информации. Основное показатели и характеристики доходности пенсионных схем должны быть доступны всем заинтересованным сторонам. Бенефициаров следует информировать по вопросам возможного злоупотребления пенсионными доходами (особенно в случае единовременной выплаты крупной суммы) и адекватной охраны их прав. Раскрытие структуры выплат (в том числе гонораров, комиссионных) должно особенно поощряться при использовании пенсионных планов, предлагающих индивидуальный выбор (персонифицированный подход).

Принцип N 15. Корпоративное управление. Здесь важны: роль руководящих документов (обязательных в соответствии с законом или добровольных) об управлении деятельностью пенсионного фонда; степень влияния (активности) участника пенсионного фонда на корпоративное поведение; руководство самоуправляемыми пенсионными фондами и роль доверенного лица (попечителя).

Управление пенсионным фондом

Приведенные в данном разделе положения применимы к автономным, коллективным и групповым пенсионным фондам, которые поддерживают профессиональные пенсионные планы. В некоторых странах они также могут использоваться для пенсионных фондов, созданных для выплат так называемых "персональных пенсий". Отметим, что выстраивание эффективной системы управления пенсионными фондами имеет приоритет над целями, для выполнения которых они созданы, чтобы обеспечить надежный источник средств для пенсионеров.

Структура управления

Структура управления должна способствовать разделению оперативной и наблюдательной ответственности, подотчетности и обеспечению соответствия органов с одинаковым уровнем ответственности.

Идентификация ответственности. Для улучшения деятельности пенсионного фонда необходимо идентифицировать и распределить операционную и наблюдательную ответственность управленческих органов пенсионного фонда. Также следует четко определить и зафиксировать юридическую форуму этой организации, главные цели ее работы, структуру внутреннего управления в соответствии с нормативной базой, контрактом или трастовым соглашением или любым другим связанным документом. Если пенсионный фонд создан как отдельный счет, управляемый финансовым институтом, как пенсионный план или контракт между спонсорами/членами плана с финансовым институтом, необходимо оговорить ответственность последнего перед правлением пенсионного фонда.

Контролирующий орган. Каждый пенсионный фонд должен учредить руководящий орган или администратора, наделенного властью управлять (администрировать) им и полностью отвечающего за обеспечение строгого соблюдения условий договора и защиту интересов членов плана и пенсионеров. Ответственность руководящего органа должна совпадать с целями работы пенсионного фонда, то есть служить сохранности источника пенсионного дохода. Руководящий орган не должен обладать возможностью освобождать себя от ответственности путем передачи определенных функций внешним провайдерам услуг.

Экспертный совет. При отсутствии достаточной квалификации для принятия компетентного решения и выполнения своих обязанностей руководящий орган может получить экспертное заключение совета или назначить профессионалов для выполнения конкретных функций..

Аудитор. Для проведения периодического аудита соответствующим органом должен быть назначен аудитор, независимый от пенсионной организации, руководящего органа и спонсора плана. Выполняя свои задачи, аудитор должен немедленно докладывать руководящему органу и если последний не принимает соответствующих мер, то компетентным властям о фактах, которые могут оказать негативное влияние на финансовую ситуацию или на административное или бухгалтерское подразделение пенсионного фонда.

Актуарий. Для всех планов, финансируемых через пенсионный фонд, руководящим органом должен быть назначен актуарий. Как только ему станет ясно, что фонд не выполняет или не соблюдает установленные законом требования, он должен незамедлительно проинформировать руководящий орган и если он не принимает соответствующих действий по исправлению положения, то наблюдательные (контролирующие) власти.

Кастодиан. Ответственное хранение активов пенсионного фонда может осуществляться пенсионной организацией, финансовым институтом, управляющим пенсионным фондом, или независимым кастодианом. Если кастодиан назначен руководящим органом с целью управления и ответственного хранения активов пенсионного фонда, необходимо обеспечить разделение активов фонда и активов кастодиана. Последний не должен иметь возможности освобождать себя от ответственности путем передачи третьей стороне всех или части активов на ответственное хранение.

Подотчетность. Руководящий орган должен быть подотчетным членам пенсионного плана (программы) и бенефициарам, а также компетентным властям. Он может также отчитываться перед спонсором плана в. рамках своей ответственности как провайдера дохода.

Соответствие. Руководящий орган должен отвечать минимальным стандартам соответствия с целью обеспечения высокого уровня интеграции и профессионализма в администрировании пенсионного фонда.

Механизмы управления

Пенсионные фонды должны разработать и ввести в действие механизмы контроля, передачи информации, а также стимулирования, поощряющие принятие верных решений, их точное и своевременное исполнение, прозрачность, регулярную отчетность и оценку.

Внутренний контроль. Необходимо разработать методы контроля для реализации операционной и наблюдательной функций уполномоченных физических лиц и организаций в соответствии с целями, установленными законами для пенсионных организаций, статусом, контрактом или трастовым договором. Такой контроль должен охватывать все базовые организационные и административные процедуры. В зависимости от размера и комплексности (сложности) плана он включает оценку исполнения, компенсационные механизмы, информационные системы и процессы и процедуру управления риском.

Доклады (отчетность). С целью обеспечения эффективности и своевременности передачи нужной информации необходимо создать каналы отчетности между всеми лицами и организациями, вовлеченными в управление (администрирование) пенсионным фондом.

Раскрытие информации. Руководящий орган должен своевременно раскрывать требуемую информацию перед всеми заинтересованными сторонами (главным образом перед членами пенсионного плана и бенефициарами, контролирующими органами и др.).

Возмещение ущерба. Членам пенсионного плана и бенефициарам должен быть предоставлен доступ к установленным законом механизмам возмещения ущерба, восстановления прав и исправления ошибок посредством обращения к регулирующим/наблюдательным органам или в суды.

Hosted by uCoz