^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 23.08.2004
^НР: 008
^ЗГ: УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ.
^ТТ:

УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ.

В январе 2004 г. вступило в силу Положение Центрального банка РФ "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" , заменившее действовавшее с 1997 г. Положение "Об организации внутреннего контроля в банках". В новом документе ужесточены требования к системе внутреннего контроля в российских кредитных организациях и к качеству корпоративного управления. Во многом он опирается на международные стандарты и рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору. В основе последних лежат три составляющие: минимизация требований к достаточности капитала, повышение открытости банковских операций и активное использование банками внутренних систем контроля за рисками. Таким образом, эффективное управление банковскими рисками становится одним из главных направлений приближения отечественных банков к международным стандартам. Рассмотрим подробнее само понятие "банковский риск".

В Положении "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" банковский риск определяется как "возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и/или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и/или внешними факторами деятельности кредитной организации" (пункт 1.1). Эта формулировка представляется неполной, поскольку указывает только на негативную сторону банковского риска.

С нашей точки зрения, банковский риск означает возможность определенного (положительного или отрицательного) воздействия ожидаемых или непредвиденных событий на капитал и доходы банка. В принципе наличие риска не должно быть причиной для беспокойства. Существуют две основные категории риска: гарантированный и негарантированный. Риск гарантирован, когда он понятен, измеряем и контролируем. Негарантированный риск связан с отсутствием превентивных мероприятий. Любая банковская операция сопровождается по крайней мере гарантированными рисками, наличие которых не свидетельствует о негативной ситуации при условии, что обстоятельства возникновения рисков учтены заранее и менеджментом приняты соответствующие меры, снижающие вероятность негативных последствий. Поэтому, на наш взгляд, правильнее говорить не о минимизации рисков, что легче всего достигается полным бездействием, а об их оптимизации и мониторинге.

Мониторинг включает широкий спектр действий по контролю, оценке, расследованию, проверке качества исполнения и следования нормам в деятельности основных и вспомогательных подразделений кредитной организации с целью выявления негарантированных рисков и отслеживания гарантированных, устранения выявленных недостатков в управлении всеми банковскими рисками. Работа банков в конкурентной среде невозможна без рисков, а их мониторинг позволяет сделать кредитную организацию более конкурентоспособной на рынке банковских услуг.

Контроль и оценка рисков в банковской деятельности обычно начинаются с их группировки. Однако следует иметь в виду, что группировка по какому-то заданному критерию производится в зависимости от целей исследования, то есть субъективно. Например, известная классификация рисков GARP (Generally Accepted Risk Principles) содержит 7 групп и 23 подгруппы, в то время как риски в "Ситибанке" контролируются через так называемую систему 16 "окон рисков"(1). В Положении "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (Приложение N 1) приводятся 15 типичных банковских рисков: кредитный, страновой, рыночный, фондовый, валютный, процентный, риск переоценки, риск кривой доходности, базисный, дополнительный, риск ликвидности, операционный, правовой, риск потери деловой репутации и стратегический. В данной классификации упущен риск партнерства, непосредственно обусловленный контрактными отношениями, в которые банк вступает со своими клиентами.

Риск партнерства, как правило, связан с тем, что партнер, подписавший с банком финансовый контракт (договор), по тем или иным причинам может отказаться от исполнения своих обязательств и оплаты процентов по ним. Здесь необходимо обратиться к теории трансакционных издержек, одной из основ которой является исследование контрактных отношений. С. Малахов справедливо отмечает, что высокие трансакционные издержки выступают неотъемлемой чертой развивающихся рынков, в том числе российского, и значительный теоретический и практический интерес представляет анализ их влияния на экономический рост(2).

О. Уильямсон пишет: "Экономическая теория трансакционных издержек утверждает, что переговорные процессы по любой сделке невозможно ограничить лишь ex ante стадией контрактных отношений. Напротив, переговорный процесс пронизывает все стадии контрактных отношений, в связи с чем учет институтов частного улаживания конфликтов и изучение контрактации в ее целостности имеют исключительно важное хозяйственное значение. Этот вывод основывается на анализе характеристик экономического поведения человека, представляющих собой соединение ограниченной рациональности и оппортунизма, и сложных атрибутов трансакций, среди которых особую роль играет специфичность активов"(3). В условиях, когда российские банки стремительно развивают розничный бизнес, в том числе потребительское кредитование:, основанное на работе с большим количеством клиентов, это замечание О. Уильямсона становится весьма актуальным.

Актуальность исследования рисков партнерства обусловлена также тем, что мировая банковская система в целом несет намного больше потерь от классической деятельности по кредитованию, чем, например, от рыночных операций с ценными бумагами. И в России большая часть банкротств банков связана именно с рисками партнерства, то есть "провалами" на рынке ссудных капиталов. Это имело место в 1995 и 1998 гг., наблюдается и сейчас, когда внутри банковского сообщества царит недоверие к партнерам, вызванное различными слухами и домыслами.

В Рекомендациях Базельского комитета "Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков" (Базель, январь 2002 г.) также отмечается, что с учетом исторического опыта понесения убытков к наиболее высоким банковским рискам относится риск неполного выполнения клиентом или контрагентом своего обязательства в срок либо в любое время после его истечения. В обязанности надзорных органов не входит контроль за кредитной и депозитной политикой банков, но они должны быть уверены в том, что банки используют надежную систему управления этим риском.

Стоимость риска партнерства в каждый конкретный момент определяется рядом факторов: вероятностью несостоятельности или банкротства заемщика, величиной невыполненных обязательств, долей погашения долга и суммой полученных кредитором гарантий. Эту зависимость можно выразить следующей формулой:

[формула]

где: [формула] - стоимость риска партнерства для заемщика i на момент t; [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания - вероятность банкротства заемщика i, рассчитанная на момент t; [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания - сумма обязательств заемщика i на момент t; [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания - доля погашенных обязательств заемщика i, оцененная на момент t; [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания - сумма гарантий, полученных кредитором от заемщика i.

Риск партнерства связан с активами банка (в этом случае он выступает как кредитный риск), с его пассивами, а также с забалансовыми операциями. Он может затрагивать интересы любого экономического субъекта - кредитора, заемщика и финансового посредника. Наиболее серьезным является риск потери капитала (активов). Риск, связанный с пассивами, заставляя экономических субъектов диверсифицировать источники финансовых ресурсов, создает угрозу их удорожания.

Как показывает зарубежный опыт управления рисками партнерства, его организация и методы зависят от двух главных факторов: природы банковских продуктов или услуг и жизненного цикла финансового контракта. Можно выделить четыре основных типа банковских продуктов или услуг:

- займы и кредиты физическим лицам и индивидуальным предприятиям. Как правило, они многочисленны, но каждый из них невелик по объему;

- финансирование инвестиций предприятий и местных органов власти. Количество инвестиционных займов обычно небольшое, но сумма каждого займа значительна;

- казначейские займы и краткосрочные кредиты для погашения денежных обязательств предприятий и органов власти. Их объемы могут быть различными, а сроки, как правило, меньше, чем инвестиционных займов;

- межбанковские кредиты, предоставляемые на короткие сроки, но на очень большие суммы.

Жизненный цикл финансового контракта включает три этапа: выбор рисков (заключение контракта); реализация контракта (мониторинг выполнения обязательств); завершение (закрытие) контракта, то есть полное погашение обязательств в намеченный им срок.

На стадии подготовки и заключения контракта осуществляется так называемый отбор рисков, в ходе которого анализируются не только надежность и качество партнера, но и вероятные их изменения в процессе реализации контракта. В свою очередь, эволюция качества партнера зависит от его финансового положения и перспектив бизнеса, а также от изменения общей макроэкономической ситуации в стране- или отрасли. При анализе надежности партнера и оценке вероятности его несостоятельности учитываются многочисленные факторы, в том числе отраслевая и страновая принадлежность, размер предприятия и масштабы его деятельности, рейтинг или репутация партнера, его кредитная история, перспективы платежеспособности и т.д. В расчет принимаются также действующие правила и нормативы, особенно величины собственного капитала банка. Оценка вероятности несостоятельности партнера, полученные от него гарантии и доля обязательств, которая может быть погашена в случае его банкротства, и определяют уровень процентной ставки по кредитам данному партнеру, то есть стоимость заемного капитала.

После заключения контрактов банки должны постоянно отслеживать риски, связанные с возможными изменениями отношений с партнерами. Хотя каждый банк организует эту работу индивидуально, все они так или иначе осуществляют следующие операции.

/. Идентификация партнеров. Она означает разделение партнеров по категориям: физические лица; малые и средние предприятия; местные органы власти; крупные предприятия; другие банки. При этом обращается внимание на связи партнеров с иными экономическими субъектами (в том числе банками), на их участие в промышленных или финансовых группах и т.д., поскольку в данном случае вероятность банкротства может зависеть от банкротства одного из членов группы.

2. Определение границы риска для каждого партнера. Здесь учитываются как объективные (внешний или внутренний рейтинг партнера, наличие гарантий или поручительств со стороны третьих лиц и др.), так и субъективные факторы - качество отношений с партнером, результаты реализации прошлых контрактов с ним, наличие у партнера контрактов с другими банками и т.д.

3. Постоянное отслеживание соблюдения лимитов обязательств, сроков платежей и т. д., установленных для каждого партнера.

4. Разработка правил и процедур измерения рисков. Сегодня чаще всего используются два метода исчисления суммы риска: а) в процентах от номинальной суммы кредита; б) на основе статистических методов, учитывающих рыночную стоимость кредита в данный момент и перспектив ее эволюции. Более сложной методологической задачей является разработка правил и методов определения суммы страховых резервов, предназначенных для покрытия риска несостоятельности партнеров, и распределение собственных фондов банка с учетом уровней рисков, присущих тому или иному виду деятельности или группе партнеров. По этому вопросу среди теоретиков и практиков банковского дела ведутся острые споры.

5. Отделение служб банка, занимающихся расчетом и контролем рисков партнерства, от функциональных служб. Органы контроля определяют общую политику в отношении рисков партнерства, правила создания страховых резервов, структуру распределения рисков. Коммерческие службы, выполняющие обязательства банка и действующие в соответствии с четко разработанными инструкциями, следят за тем, чтобы заранее установленные лимиты рисков не были превышены''.

В 1980-1990-е годы в США и странах Западной Европы под воздействием быстрых технических, институциональных и организационных перемен контроль и управление рисками претерпели существенные изменения. В свою очередь, инновации были предопределены действием таких факторов, как обострение конкуренции в банковской сфере, глобализация финансовых рынков и диверсификация финансовых инструментов.

Как справедливо отмечал М. Фридмен, конкуренция вызывает инновации, а последние стимулируют конкуренцию. Конкурентная борьба между банками ведется в первую очередь за денежные средства клиентов. В условиях, когда крупные корпорации уже отдали предпочтение тем или иным банкам, основными поставщиками ресурсов становятся средний (малый) бизнес и физические лица. В привлечении этих клиентов, а также переманивании крупных не последнюю роль играет уровень технологического сервиса. Поэтому любую банковскую инновацию (реализованный проект в форме нового банковского продукта) можно назвать удачной лишь в той мере, в какой она нужна клиенту в качестве инструмента решения его проблем, за который он согласен заплатить.

В 1990-е годы в развитых странах под воздействием усиления инновационной составляющей в банковской конкуренции претерпел серьезные изменения и контроль за рисками партнерства. Получил широкое распространение метод VAR (Value at Risk), который прежде использовался при измерении рыночных рисков. VAR представляет собой статистическую оценку максимальной суммы возможных потерь, рассчитанной на весь портфель активов. Потенциальные потери исчисляются на данный период времени с вероятностью, составляющей, как правило, 90%, 95 или 99%. Метод VAR позволяет одновременно определять сумму риска по каждому его фактору (изменению процентных ставок, валютных паритетов, курсов ценных бумаг и т.д.) с учетом корреляции между ними. В результате общая оценка рисков выступает не просто их суммой, а некой совокупностью. В рамках VAR используются различные методы расчетов.

1. Статистический метод Riskmetrics, разработанный банком JP Morgan и впервые обнародованный в сентябре 1994 г. В его основе лежит прогнозирование матрицы "изменчивость факторов риска/корреляция между ними" на базе фактических данных за предшествующий период. В середине 1997 г. JP Morgan представил на рынок новый программный продукт Greditmetrics, разработанный им в сотрудничестве с рядом американских, немецких и швейцарских банков и предназначенный для управления кредитным риском. Установка программы стоила 10 тыс. долл., годовая лицензия - 25 тыс. долл.

2. Метод исторического анализа заключается в расчете стоимости портфеля активов за некий прошлый период, в том числе и в условиях возможного (или реального) кризиса. Крайние оценки портфеля (максимальная и минимальная) отбрасываются и определяется сумма, которая рассматривается как VAR. Этот метод является простой экстраполяцией прошлых тенденций и факторов риска на будущий период.

3. Метод моделирования Монте-Карло, в основе которого лежит прогнозирование суммы рисков, обусловленных вероятностью наступления или не наступления различных событий.

Одной из самых серьезных инноваций стало появление новых продуктов, связанных с продолжающимся процессом секьюритизации, то есть оформления задолженности: с помощью выпуска различных обращаемых долговых обязательств и других типов ценных бумаг. Оборот этих ценных бумаг на финансовых рынках дает возможность частично или полностью перекладывать кредитный риск на их покупателей. В то же время, приобретая ценные бумаги других эмитентов (например, паи взаимных фондов), банки берут на себя часть их кредитных рисков.

Таким образом, в результате движения капиталов происходит своего рода перераспределение рисков между различными финансовыми учреждениями, что отягощает балансы многих банков. Для ослабления подобных тенденций с середины 1990-х годов банки стали использовать новые производные финансовые инструменты, в том числе и кредитные деривативы, позволяющие управлять рисками партнерства, относящимися к финансовым активам - кредитам, ценным бумагам и забалансовым контрактам. Появление деривативов обусловлено тем, что любой финансовый актив можно рассматривать как совокупность различных характеристик: рентабельности, срока действия, номинальной стоимости, валюты, в которой номинирован актив, и т.д. При этом в течение всего периода существования финансового актива такие характеристики независимо друг от друга могут быть объектом торговых сделок, что и приводит к быстрому развитию рынка деривативов.

Кредитные деривативы представляют собой контракты типа своп (swap) или опцион (option), широко используемые на рынках ценных бумаг. Базовыми активами, которые положены в основу кредитных деривативов, выступают обращаемые долговые обязательства (ценные бумаги), банковские кредиты, "корзины" однородных банковских займов и др. Контрактами с кредитными деривативами предусматривается, что покупатель компенсирует продавцу часть потерь, связанных с такими событиями, как банкротство эмитента соответствующей ценной бумаги, ухудшение качества подписи эмитента (например, вследствие снижения его рейтинга), перенос даты погашения кредита и др. В настоящее время используются три типа кредитных деривативов:

- Total Return Swap - контракт на суммарный годовой доход на тот или иной тип финансового актива, выраженный в процентах; при этом, как правило, в качестве референтной применяется оценка прибыльности актива по ставке Libor;

- Default Swap (или Credit Event Swap) - контракт, позволяющий покупателю, уплачивающему эмитенту премию, получать компенсацию в случае наступления события, вызывающего повышение уровня риска для соответствующего актива;

- Credit Spread - контракт, гарантирующий выплату разницы между прибылью на соответствующий актив и доходом на референтный актив (чаще всего это государственные облигации) и имеющий форму сделки своп.

При использовании кредитных деривативов банки могут отказаться от таких традиционных методов управления рисками партнерства, как предварительная оценка уровня риска, установление лимита риска для каждого партнера, диверсификация рисков, создание страховых резервов и др. Например, банк может продолжить предоставление займов сверх установленных лимитов, если он сумеет найти партнера по заключению контракта с кредитными деривативами; стоимость этой операции включается в начальную стоимость кредита.

Таким образом, управление рисками партнерства входит в новую технологическую, организационную и институциональную эру, которая характеризуется использованием сложных методов оценки и управления рисками и обусловливает необходимость обновления теории финансового посредничества банков. При всем разнообразии концепций авторы современных теоретических и эмпирических работ сходятся в том, что в основе функции финансового посредничества лежит способность банков решать проблемы, вызванные асимметрией рынка информации, ведь кредиторы, заемщики, инвесторы и другие субъекты финансового рынка имеют неодинаковый доступ к ней. В этих условиях финансовые посредники, обладающие такой информацией, позволяют кредиторам и заемщикам экономить расходы на ее получение, поскольку берут на себя функции по сбору, обработке и обновлению информационных данных.

В результате использования кредитных деривативов и возросшего уровня стандартизации способов обработки информации происходит ослабление роли финансового посредничества банков в сфере управления рисками партнерства. Некоторые крупные банки международного масштаба уже сейчас вынуждены считаться с этим: их отделы по управлению рисками партнерства все чаще сталкиваются с конкуренцией специализированных агентств.

Усложнение техники управления рисками партнерства таит опасность образования разрыва между банками, способными освоить и использовать новые процессы и продукты, с одной стороны, и банками, которые не в состоянии сделать это, - с другой. Первые будут оказывать все большее влияние на эволюцию регулирования банковской деятельности в рамках переговоров с международными органами банковского надзора, а именно с Базельским комитетом, а вторым придется подчиняться принципам, выработанным без их участия. К сожалению, российские банки относятся к последним и справедливо опасаются усиления конкуренции со стороны иностранных банков на своей территории. Поэтому они выступают против допуска зарубежных банковских филиалов на российский рынок, в чем Центральный банк их пока поддерживает. Однако в упомянутом выше Положении внимание коммерческих банков не было привлечено к важности контролирования рисков партнерства, которое давно уже осуществляется на Западе.

Как справедливо отмечает И. Бойко, "создание государством условий для свободного доступа национальным компаниям к результатам фундаментальных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности. Тем более это важно в условиях современной конкурентной борьбы, когда усиление стратегических позиций национального бизнеса на мировом рынке зависит от его способности производить новые товары..."(5). Это целиком относится и к банковской системе, где контролирующим и надзорным органом со стороны государства выступает Центральный банк. Рынок кредитных деривативов точно так же, как и рынок, например, виртуального банкинга, в России находится на начальной стадии развития. И ЦБ РФ должен, согласно рекомендациям Базельского комитета, настойчиво пытаться разработать системы измерения степени подверженности специфическим рискам, связанным с внедрением банками новых банковских продуктов и технологий.

Это особенно важно в настоящее время, когда один из четырех главных типов банковских продуктов - межбанковский кредит - испытывает значительные риски партнерства в связи с событиями вокруг Содбизнесбанка, Кредиттрастбанка, Гута-банка, некоторых других кредитных организаций и их партнеров. Данные события, влекущие угрозу системного банковского кризиса, еще раз подчеркивают необходимость совершенствования управления банковскими рисками при непременном условии добросовестной конкуренции и недопущения распространения различных "черных списков" и другой необоснованной негативной информации, ведущей к снижению ликвидности кредитных организаций.

***

Примечания:

1 Гордиенко А. Внутренний контроль: минимизация операционных (технологических) рисков. - Бизнес и банки, 2001, N10, с. 4.

2 Малахов С. Трансакционные издержки, экономический рост и предложение труда. - Вопросы экономики, 2003, N 9, с. 49.

3 Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996, с. 70.

4 Реферативный сборник ИНИОН РАН "Банки: мировой опыт" , 1999, N 1, с. 26.

5 Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика. - Вопросы экономики, 2003, N 2, с. 141.

Hosted by uCoz