^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 23.08.2004
^НР: 008
^ЗГ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АНАЛИЗЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ.
^ТТ:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АНАЛИЗЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ.

В общественных науках в последние годы незаслуженно мало внимания уделяется использованию аналитических моделей, хотя в социальной психологии даже на сравнительно небольшом количестве примеров они доказали свою полезность. В качестве первого шага такие модели, в частности, феноменологического типа, могут дать возможность взглянуть на изучаемую проблему с новой стороны и тем самым продвинуться в исследовании экономических механизмов функционирования современного общества.

В общем случае модели должны быть многомерными, что отражает комплексность реальной ситуации в экономике. Однако построение таких моделей требует применения очень сложных математических методов, решения получаются громоздкими и оценка влияния различных факторов становится весьма затруднительной. Поэтому целесообразно использовать двумерные модели, распространяя их результаты на реальную ситуацию путем суперпозиции полученных выражений. При конструировании подобных моделей необходимо привлекать некоторые представления социальной психологии о поведении людей. Ведь так называемым "экономическим" поведением людей, или поведением в зависимости от воздействия экономических факторов, далеко не исчерпывается вся гамма их взаимоотношений между собой, в том числе и в рамках организаций.

Общая модель классификации индивидов по моделям поведения представлена на рисунке 1.

Проиллюстрировать полезность применения таких моделей можно на простейшем примере экономического взаимодействия наемного работника и работодателя. Вначале предположим, что работодатель сталкивается с простейшим вариантом поведения наемных работников, соответствующих типу "экономического человека" , модель поведения которого представлена на рисунке 2.

Для осуществления необходимых выкладок нам понадобится использовать такое понятие, как стоимость произведенного продукта D, применительно к некой изучаемой организации. Будем рассматривать проблему, последовательно поднимаясь по ступеням ее сложности. При этом введем ряд допущений. Во-первых, для самого первого шага применимы положения марксовой теории, которая в обобщенном виде может быть сформулирована так: рабочий часть времени работает на воспроизводство своей рабочей силы, и это время обозначим t, а часть времени dt создает прибавочную стоимость,1 которая отходит предпринимателю. Тогда общее рабочее время, затрачиваемое наемным работником, составит t+dt, а произведенный продукт D будет стоить a(t+dt), или bc(t+dt), где a - выраженная в денежных единицах стоимость труда рабочего, b - стоимость одной единицы произведенного продукта, с - производительность. Во-вторых, стоимость произведенного продукта может быть представлена в виде отдачи от вложенного предпринимателем капитала. Условно для упрощения процедуры решения задачи будем считать, что приращение капитала dx к его основной величине х соответствует величине приращения времени dt, которое наемный работник затратит на создание прибавочной стоимости для предпринимателя. Вместе с тем данное допущение основано также на представлении о том, что труд всех наемных работников является одинаково интенсивным и эффективным в течение всего интервала их деятельности, что, естественно, выполняется не всегда'. Хотя известно очень много случаев, особенно на этапе становления компаний (а в России за последние десяток с лишним лет этот путь проходили очень многие), когда начальное продвижение компании приходилось осуществлять без привлечения каких-либо начальных капиталов - только за счет труда менеджеров и учредителей.

Вопрос о времени работы наемного работника как о мере его труда можно решить путем введения "обобщенного времени труда" [формула] , которое может быть вычислено по формуле:

[формула]

где: [формула] - время монотонного труда; [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания - время интенсивного труда; [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания - время эффективного труда; [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания - удельная отдача работника при выполнении деятельности всех трех типов, выраженная в долях единицы.

Если время труда наемного работника трактовать с позиции "обобщенного времени труда" , стоимость произведенного продукта D, вычисленная по отдаче от вложенного предпринимателем капитала, будет равна k(x+dx), где k - удельная фондоотдача (доход на вложенный капитал, приведенный к единице капитала). Приравняв два выражения и интегрировав результирующее уравнение, получим:

[формула]

Фактически подобная зависимость означает, что работодатель утратил контроль над мотивацией работника, последний работает ровно столько, сколько нужно: он лишь удовлетворяет свои потребности в воспроизводстве рабочей силы и дает, работодателю минимальную прибавочную стоимость - такую, чтобы только обеспечить устойчивость процесса производства, и не более того. Работодатель, в свою очередь, отвечая на сложившуюся ситуацию, не склонен вкладывать капитала больше, чем он уже вложил, обеспечив устойчивость производственного процесса на уровне минимально возможного.

Для расчета константы К и переменных из уравнения (2) использованы показатели величины капитала пяти родственных предприятий, занимающихся производством пищевых соусов, особенности функционирования которых были изучены в процессе консультационных работ по реорганизации одного из них. Вычисления для конкретных значений капитала [формула] по указанным пяти фирмам дали значения t, которые были сопоставлены со значениями этой величины, определенными методом прямого хронометрирования. Поскольку величины капитала в коммерческих фирмах обычно составляют коммерческую тайну, эти показатели вычислялись косвенным путем исходя из среднего уровня фондоотдачи по отрасли и доли рынка, занимаемой данным предприятием. Сравнение вычисленных и непосредственно измеренных значений t показало их хорошую сходимость, так как связывающее их уравнение регрессии характеризуется коэффициентом корреляции r=0,814, существенным при уровне значимости а=0,05 (см. рис. 36).

Из рисунка 3а видно, что зависимость имеет вид кривой с малой степенью кривизны, и в первом приближении она может рассматриваться как прямая, проходящая через начало координат и близкая к биссектрисе угла между осями. Это означает, что увеличение времени, затрачиваемого наемным работником, действующим по модели "экономического человека" , прямо зависит от вложений капитала: для мотивации его работы предприниматель должен вкладывать капитал, только после этого работники начинают трудиться. Однако наличие кривизны, пусть и небольшой, свидетельствует о том, что с ростом величины капитала и соответственно размеров компании отдача от работников компании возрастает из-за более высокой оснащенности оборудованием и пакетом социальных услуг. Указанный вид поведения соответствует рационально-экономической модели мотивации(2).

Данная простая модель отвечает постулатам неоклассической экономической теории, которая, как показывает практика, реализуется в современных условиях крайне редко. На практике фондоотдача очень сильно зависит от результативности и эффективности деятельности персонала предприятия, и в этом случае реализуется модель "человека организации" (см. рис. 4)

При использовании данной модели зависимость принимает вид [формула] . Здесь в формулу входит именно dt, а не t, что отражает озабоченность персонала деятельностью всего предприятия, а не только личными доходами, как было бы в случае подстановки t. Кроме того, в правой части уравнения (2) надо также добавить член A(x,t), отличающий действия предпринимателя и наемного работника от неоклассической модели. Произведя все подстановки и преобразования, после решения уравнения в предположении о линейной суперпозиции показателей х и t получим: [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания

Проверка соответствия данной модели практике функционирования предприятий проведена на примере одного из предприятий по разработке и производству наукоемкой продукции, к работе которого автор имел отношение в течение длительного времени.

Коэффициент корреляции для зависимости, отраженной на рисунке 5в, после исключения "выпадающих" точек по критериям выделения "грубых промахов"(3) составляет 0,882 и является существенным для уровня значимости 0,05. "Выпадающие" точки соответствуют периодам конца 1995 - начала 1996 гг. и конца 1997 г. На первом временном отрезке предприятие лихорадило из-за отсутствия текущих заказов, перспективных разработок, оборотных средств и затруднений при кредитовании; на втором - в связи с общей стагнацией хозяйственной деятельности в стране и исками, инспирированными предприятиями-конкурентами.

Зависимость, основанная на экспериментальных данных, представлена на рисунке 5б. Изменение показателя х с изменением t носит весьма интересный характер. С увеличением t показатель х сначала растет быстрее, а после достижения величины [формула] начинает расти медленнее. Это означает, что с увеличением времени труда работников затраты предпринимателя растут медленнее, что выглядит вполне логичным: это выражает усиление интенсивности труда наемных работников, к чему, естественно, стремится любой работодатель. Однако далее скорость роста рабочего времени падает, что свидетельствует об осознании наемными работниками ситуации эксплуатации и появлении у них сопротивления. Здесь в большей части поведения людей реализуется социальная модель мотивации. Не будем касаться методов достижения такой цели, отметим только, что мотивация работников работодателем может быть весьма многогранной, а повышение производительности труда в результате такой интенсификации становится положительно воздействующим на экономику фактором. Последующие замедление роста и увеличение затрат означают, по-видимому, приближение работников к физиологическому или моральному пределу трудовой отдачи, и для ее увеличения работодатель должен вкладывать дополнительные средства, например, на модернизацию производства и обучение персонала.

Весьма показательным является тот факт, что в конечном решении отсутствует константа [формула] . Это указывает на слабое влияние фиктивного коэффициента фондоотдачи [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания, или, иными словами, времени труда наемных работников на фондоотдачу. Кроме того, решение зависит от краевых условий [формула] Материалы доступны в бумажной версии издания, что означает наличие целого семейства решений в зависимости от этих значений, как показано на рис. 5а. Анализ свидетельствует о том, что в пределах выбранных интервалов и без учета конкретных экспериментальных показателей данного предприятия все зависимости имеют линейный характер и проходят через начало координат. Таким образом, в рамках большого диапазона изменения параметров зависимость вырождается в аналогичную предыдущей модели, и предприниматель должен затрачивать значительные средства для того, чтобы получить достаточную отдачу от своих работников.

Что же касается влияния граничных условий, то, как видно из рисунка, различия между прямыми с существенно различающимися граничными условиями не так уж велики. Верхняя прямая соответствует вырожденному случаю нулевого исходного времени при любых затратах капитала, то есть более высокого уровня отдачи, чем ограниченного этой прямой, предприниматель никогда достигнуть не сможет. Снизу семейство ограничено прямой для нулевых начальных затрат капитала и максимальной отдачи рабочего времени. Хотя этот случай носит скорее условный характер и рассматривается с точки зрения демонстрации тренда, тем не менее он показывает, что, если известно о влиянии вложений капитала на отдачу работников, возможна организация бизнеса практически без начальных затрат при вложении личного времени работников в качестве капитала. Это и происходило в России повсеместно, в особенности в области наукоемкого бизнеса, к которому и относится представленное на рисунке 56 предприятие. Чуть выше идут две прямые, соответствующие высоким значениям времени и низким значениям капитала, а следующие четыре прямые относятся к меньшим значениям времени и более высоким значениям капитала. В центральной части пучка прямых граничные условия чередуются, что предполагает возможность замены начального капитала начальным вложением времени работы и наоборот. Данная ситуация означает, что вложение пусть даже небольшого начального капитала может стимулировать работников при наличии зависимости отдачи от вложенного капитала.

Более сложная модель учитывает наличие внеэкономических стимулов. Если таковые есть, то они есть как у работника, так и у предпринимателя, а односторонний подход не дает реальной картины происходящего. В этом случае реализуется модель "социального человека" , показанная на рисунке 6.

Наемный работник не возражает против того, чтобы израсходовать свое время на повышение квалификации и самосовершенствование, предполагая, что работодатель выделит на это необходимые ресурсы. Работодатель, желая улучшить имидж компании и добиться самореализации, ожидает, что наемный работник выделит на это часть своего рабочего времени, С учетом этого произведенный наемным работником продукт уменьшится (перераспределится) на величину, которая определяется временем, затраченным на обучение наемного работника, временем, затраченным наемным работником на самосовершенствование, и удельной стоимостью обучения. Но работодатель хочет самореализоваться, что может выражаться в увеличении его расходов, при этом он потребует от работника повышения трудовой отдачи.

После решения уравнения в предположении о совместных действиях предпринимателя и наемного работника получим:

[формула]

Данная зависимость характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, при изучении более широкого, чем рассматриваемый, интервала отличные от нуля величины t появляются только после достижения определенного значения х. Во-вторых, зависимость сначала носит достаточно интенсивный характер, то есть при сравнительно небольших изменениях вложенного капитала существенно изменяются затраты труда наемного работника, отдаваемого на благо предприятия, действует корпоративный дух, царят увлеченность, творческая атмосфера. Однако далее, с расширением объемов бизнеса при увеличении вложения капитала этот дух иссякает; труд превращается в повседневную рутину, и зависимость становится менее ярко выраженной. Если принять во внимание асимптотическое приближение, данный феномен будет еще более заметен: процесс идет с насыщением, и если работодатель ничего не будет предпринимать, он выйдет на плато и развитие организации остановится. В стратегическом плане это означает, что организация будет неминуемо обогнана конкурентами, а при продолжении стагнации - вытеснена с рынка.

Немаловажным фактом является и то, что в конечном решении отсутствуют показатели, связанные с саморазвитием наемного работника, а есть только показатель самореализации предпринимателя. По существу это означает, что работодатель за счет правильного менеджмента добился именно своих целей - реализовал себя, но такая ситуация создает опасность недовольства со стороны наемных работников. Ее сложность для работодателя состоит в том, что его менеджеры сталкиваются с необходимостью применять сочетание моделей мотивации по целям и достижениям в соответствии с теорией мотивационных потребностей Д. Макклелланда и по самоактуализации в соответствии с "пирамидой потребностей" А. Маслоу и ЕRG-теорией К. Альдерфера(4).

Проверка модели проводилась путем обработки массива данных для 110 крупных российских предприятий, принадлежащих к отраслям металлургии и связи(5).

Коэффициент корреляции для прямой на рисунке 7а равен 0,694 и является существенным для уровня значимости 0,01 и выше. Исключенные по критериям "грубых промахов" точки являются весьма показательными, так как среди них находятся шесть крупнейших металлургических предприятий и четыре предприятия связи. Все они традиционно "знамениты" не очень удачным менеджментом: для этих предприятий, вероятно, характерна архаичная иерархическая структура с сохранением рабочих мест там, где, возможно, они уже не нужны.

Самой сложной из рассматриваемых можно считать ситуацию, когда происходит кризис, общественное потрясение. В данном случае чаще всего реализуется модель "асоциального человека" , показанная на рисунке 8.

Чтобы учесть воздействие потрясения, нужно вычесть определенные функциональные члены из правой и левой частей рассмотренного выше уравнения, так как любые кризисы уменьшают совокупный продукт организации, нарушая ее нормальное функционирование. На стороне предпринимателя (правая часть выражения) вычитаемый член должен содержать более слабую функцию, так как у. работодателя множество способов мотивации персонала(6). Можно предположить, что функция, описывающая влияние потрясения на деятельность предпринимателя, выражается обратной линейной зависимостью относительно объема капитала, то есть из правой части уравнения надо вычесть член [формула] .

С другой стороны, влияние потрясения на наемного работника должно быть сильнее, так как его возможности маневра ограничены: здесь и неизбежная для рыночной экономики угроза безработицы, и нежелание потерять комфортную работу, и консерватизм по отношению к "перемене мест" , и опасение расстаться со знакомым коллективом и т.д. Поэтому зависимость для наемного работника должна иметь намного более выраженный характер, и вычитаемый член целесообразно представить, например, в виде степенной функции, причем она явно будет нечетной, так как знак переменной не должен изменяться. Первая степень дает слишком слабую зависимость, поэтому лучше других подходит третья (более высокие степени не представляются логически обоснованными, так как настолько сильные функции в общественных науках встречаются крайне редко). Подобная зависимость подтверждается оценками шести экспертов.

Таким образом, из левой части нужно вычесть член [формула] . На первый взгляд может показаться, что вместо х\3 должно было бы стоять t\3, но здесь в действие вступают законы социальной психологии, согласно которым необходимо принимать во внимание позицию наемных работников. По мнению пяти опрошенных экспертов, в случае потрясений компенсировать потери наемных работников должен работодатель. Указанная зависимость свидетельствует о том, что, чем больше времени затрачивает наемный работник на воспроизводство рабочей силы, тем более он уязвим в случае кризиса и тем больше средств должен затратить предприниматель, чтобы обеспечить это воспроизводство. Осуществив ряд преобразований, можно получить решение:

[формула]

Из выражения (5) видно, что при кризисе вновь рождается семейство зависимостей, аналогичных второму из рассматриваемых случаев ("человек организации"), то есть случаю чистой экономической мотивации наемного работника. Здесь также имеет место начальное уменьшение одного из параметров с увеличением второго, но картина становится обратной. С ростом капитала время, затрачиваемое наемным работником на благо предприятия, сначала быстро сокращается, его спад лишь постепенно начинает замедляться, что свидетельствует о значительной инерции недоверия к работодателю после кризиса. Недоверие можно преодолеть, только продолжая увеличивать вложения капитала (рост вложений находит отражение в увеличении времени работы наемного работника на благо предприятия, но уже за рамками данной расчетной модели). Социально-психологические факторы воздействуют на поведение наемных работников, что заставляет предпринимателя идти на дополнительные затраты, вероятно, сказываясь и на макроэкономических показателях.

Проверка данной модели проведена на усредненных показателях предприятий десяти основных отраслей российской промышленности.

Коэффициент корреляции для прямой регрессии на рисунке 9в составляет 0,914 и существенен для уровня значимости 0,01. Точки, исключенные по критериям "грубых промахов" , соответствуют отраслям промышленности стройматериалов, пищевой промышленности и агропрому, где традиционно велики непроизводительные затраты рабочего времени. Кроме того, в данный перечень попали так называемые "прочие" , то есть более мелкие отрасли промышленности, а на грани исключения оказалась точка, соответствующая черной и цветной металлургии, что хорошо согласуется с аналогичными выводами из предыдущей модели.

Графики на рисунке 9а по виду похожи на график на рисунке 9б, разумеется, с учетом знака, но большая часть кривой на рисунке 9б лежит за границей изученных пределов параметров, отделенных для наглядности вертикальной пунктирной прямой. Экспериментальная зависимость имеет небольшую выпуклость, что говорит, очевидно, о завышении трудовых затрат в некоторых отраслях из-за архаичной иерархической системы управления с возвращением к норме в более динамично развивающихся отраслях, где предприятия стремятся к экономии ресурсов. В целом кривая на рисунке 96 свидетельствует, что, начав со значительной отдачи сразу после экономического потрясения, наемные работники весьма быстро снижают ее до очень малых величин несмотря на большие затраты капитала, демонстрируя как существенное недоверие к предпринимателю, так и разочарованность в справедливом распределении ресурсов и результатов труда в обществе.

Семейство кривых на рисунке 9а демонстрирует более значимую зависимость от начальных условий, что подтверждает достаточно хорошо известный из практики факт: для организаций совсем небезразлично, с какими показателями и каким запасом прочности они попали под воздействие экономического потрясения.

Три нижние кривые на рисунке 9а соответствуют нулевому начальному времени труда работников: при этом условии вне зависимости от величины начального вложения капитала предприятие является убыточным и только путем больших вложений капитала его можно вывести на уровень нулевой рентабельности. Чем выше начальный капитал, тем хуже ситуация (тем ниже кривая в отрицательной области графика), ведь вложения принесут отдачу лишь через некоторое время.

Аналогично три верхние кривые на рисунке 9а соответствуют самому высокому значению начального времени труда работников, но несмотря на вложения капитала доверие работников тает и предприятие также приближается к уровню нулевой рентабельности, но сверху. При этом чем выше значение начального капитала, тем выше кривая, тем быстрее уменьшается время труда, так как работники видят, что никакие действия менеджеров и собственников предприятия, в том числе вложения значительных средств, не дают заметного эффекта.

Средние же значения начального времени труда дают кривые, отражающие самые малые величины вложенного капитала. Подобные средние показатели не дают возможность предприятию успешно противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, и менеджеры предприятия должны стремиться использовать внеэкономические факторы мотивации - высокую активность и сознательность сотрудников, что позволит фирме легче пережить трудные времена в экономике.

Сравнить полученные модели и сценарии развития событий на их основе можно, проведя моментное сечение, которое, учитывая принятый годовой срок отчетности в относительных величинах, равно единице. Результаты сравнения представлены в таблице.

Итак, наиболее выгодны вложения капитала в третьем варианте, то есть когда применима модель "социального человека" , соответствующая наибольшему влиянию внеэкономических стимулов. Самые высокие затраты капитала приходятся на четвертый вариант - модель "асоциального человека" , действующего в условиях общественных потрясений и снижения доверия к инициаторам креативных начинаний в обществе. Показатели для других вариантов также позволяют оценить в первом приближении действие социально-психологических факторов при различных условиях функционирования общества.

Сравнение различных практических возможных ситуаций в рамках социально-психологического подхода показывает, что при нынешнем состоянии российского общества и экономики ментальные факторы и модели поведения людей оказывают существенное влияние на экономические показатели деятельности предприятий. Поэтому для обеспечения устойчивого экономического развития следует избегать резких потрясений в экономике. Продолжение исследований в этом направлении позволит более тесно увязать мысли и чувства работников предприятий с состоянием экономики.

Графические материалы:

Рис. 1 Модель общества при классификации по типам поведения людей

Рис. 2 Модель поведения "экономического человека"* [* Пунктирная линия обратной связи показывает, что ответные действия индивида очень часто дальше простого получения вознаграждения за работу не идут.]

Рис. 3 Параметры модели и результаты экспериментальной проверки ее применимости

а) полученная зависимость

б) сопоставление расчетных и экспериментальных данных для проверки валидности модели

Рис. 4 Модель "человека организации"* [* Здесь и далее пунктирные линии обратной связи показывают возможность реализации различных ее типов.]

Рис. 5

Параметры модели и результаты экспериментальной проверки ее применимости

а) семейство кривых для различных значений [формула] * [* Далее по тексту формулы. Материалы доступны в бумажной версии издания]

б) полученная для экспериментальных данных зависимость

в) сопоставление расчетных и экспериментальных данных

Рис. 6 Модель поведения "социального человека"

Рис. 8 Модель "асоциального человека"

Рис. 7 Параметры модели и результаты экспериментальной проверки ее применимости

а) полученная зависимость

б) сопоставление расчетных и экспериментальных данных

Рис. 9 Параметры модели и результаты экспериментальной проверки ее применимости*

а) семейство расчетных кривых

6) экспериментальная зависимость

в) сопоставление расчетных и экспериментальных данных

Таблица Сравнение различных сценариев развития событий

***

Примечания:

1 Тавокин Е. Социологическая информация. Роль, методы получения и обработки. М.: МАКС Пресс, 2001, с. 39.

2 Олдкорн Р. Основы менеджмента. М.: Финпресс, 1999, с. 181. 3 Ллойд Л., Ледерман У. Справочник по прикладной статистике. М.: Финансы и статистика, 1990.

4 Аббревиатура ERG (existence, relatedness, growth) отражает три уровня потребностей. Первый (существование) связан с обеспокоенностью по поводу удовлетворения базовых материальных потребностей, второй (социальность) - с желанием поддерживать отношения с другими людьми, третий (развитие) - с внутренним стремлением к саморазвитию. Подробнее см.: Сурков С. Закономерности мотивации персонала. - Менеджмент сегодня, 2002, N 3.

5 Металлургическая промышленность России. Статистический справочник. М., 2000; Телекоммуникации в России. Статистический справочник. М., 2000.

6 Здесь могут применяться инструменты, разработанные в рамках социальной теории (хороший климат в коллективе, уважение и признание со стороны коллег), теории ожидания (у наемного работника могут быть созданы представления о том, что после кризиса "грядет обновление"), теории Макклелланда, патерналистского подхода по Д. Оуэну, а также тщательного анализа всех "гигиенических" и "мотивирующих" факторов по Ф. Герцбергу и т.д. Подробнее см.: Сурков С. Закономерности мотивации персонала.

Hosted by uCoz