^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 20.09.2004
^НР: 009
^ЗГ: РОССИЯ И КИТАЙ: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
^ТТ:

РОССИЯ И КИТАЙ: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

Л. КАБИР, кандидат экономических наук, доцент Астраханского государственного технического университета

Совпадающие системы координат?

Китай и Россия, располагая богатыми природными и человеческими ресурсами, являются крупнейшими мировыми государствами-соседями. На протяжении всего своего существования они рассматривали и рассматривают друг друга в качестве выгодных торговых партнеров. Последние годы отмечены укреплением торгово-экономической составляющей российско-китайских отношений. После преодоления в 1999 г. тенденции спада двусторонний товарооборот достиг наиболее высокого уровня в 2003 г. за всю историю российско-китайской торговли, превысив 15 млрд. долл. Китай и Россия поставили перед собой задачи удвоения ВВП к 2010 г., что придает развитию торгово-экономического сотрудничества новый импульс. Россия является восьмым по объему торговли партнером Китая и вторым из числа государств Европы, Китай для России - четвертый торговый партнер в мире и первый - в Азии.

Согласно Экономической классификации стран и территорий мира, предложенной Международным валютным фондом (1), эти две страны позиционируются в различных категориях. В разделе "Развивающиеся страны (классификация по структуре экспорта)" размещается Китай как азиатское государство, специализирующееся на изделиях обрабатывающей промышленности, вместе с Индией, Малайзией, Пакистаном и Таиландом. Россия помещена в отдельную категорию раздела "Страны с переходной экономикой". Вместе с тем бытует мнение, что их экономики имеют сходные черты в новейшей истории, а по ряду индикаторов - определенный уровень корреляции. Ни для кого не является секретом неудовлетворенность уровнем развития как в России, так и в Китае. Вполне понятно стремление каждой из этих стран перейти в более высокую категорию классификации.

Какова же степень экономической близости двух стран? Согласно данным отчета Всемирного банка (2), представленным в таблице 1, Россия и Китай позиционируются в одной "весовой категории" несмотря на то, что по показателю ВВП, рассчитанному на душу населения (производительность труда), Россия почти в два раза превосходит Китай.

Сопоставление двух стран по ряду показателей (численности населения, доле ВВП страны в мировом производстве, доле экспорта в мировом экспорте, доле высоких технологий в экспорте и др.) представлено в таблице 2.

Как видим, по подавляющему числу показателей наблюдается отставание России от Китая. В первую очередь остановимся на структуре экспорта России в Китай за последние семь лет (1997-2003 гг.). В этот период отмечается устойчивая тенденция возрастания в структуре экспорта доли товаров сырьевой группы. При наблюдаемых ежегодных колебаниях от 56, 1 до 74, 8% в указанные годы она в среднем достигла 66, 7%. Первое место среди товаров сырьевой группы занимает экспорт черных металлов. Их удельный вес в российском экспорте в Китай за последние семь лет составлял ежегодно в среднем 16, 6%, на втором месте - удобрения (12, 8%), на третьем - минеральное топливо, нефть и нефтепродукты (11, 7%). Далее в порядке убывания следуют: экспорт цветных металлов (8, 05%), древесины и изделий из нее (7, 2%), рыбы, моллюсков, ракообразных (6, 27%), бумажной массы и целлюлозы (4, 02%).

Группа несырьевых товаров представлена машинами и оборудованием. Среднегодовая доля этой товарной группы в структуре экспорта в России в рассматриваемом периоде составила 16, 38%. Экспорт машин и оборудования занимает второе место в общей структуре экспорта в Китай (после экспорта черных металлов). Химические товары заняли вторую (последнюю значимую) позицию в структуре несырьевых товаров (8, 72%) и пятую в общей структуре российского экспорта в Китай.

Анализ структуры экспорта Китая в Россию демонстрирует абсолютно противоположную картину. Доля его сырьевого экспорта в рассматриваемом периоде неуклонно снижалась, а доля готовых промышленных товаров возросла - с 63, 1% в 1997 г. до 70, 5% в 2003 г. Ежегодный прирост составил 1, 2%. В среднем доля готовых промышленных товаров в структуре китайского экспорта в Россию достигла 70, 87%.

Первое место среди товаров, экспортируемых в Россию, занимает текстильная и трикотажная одежда - среднегодовой показатель за семь последних лет равен 22, 9%. Далее следуют товарные группы: изделия из кожи (19, 72%), прочие товары (18, 62%), обувь (11, 87%), машины и оборудование (10, 22%), химические товары (4, 35%), мясо (3, 61%) - товарная позиция сырьевого экспорта, выделяемая таможенными органами Китая отдельно; игрушки и спортивные товары (1, 61%).

Сравнение объемов встречной торговли России и Китая свидетельствует о том, что они не сбалансированы. Экспорт России в Китай в среднем в 2, 2 раза превышает импорт России из Китая. Из изложенного выше можно сделать следующие выводы:

- почти трехкратный рост товарооборота России и Китая (за последние семь лет он вырос с 6 млрд. до 15, 7 млрд. долл.) обусловлен в значительной мере увеличением российского экспорта в Китай;

- высокие темпы роста российского экспорта в Китай сопровождаются все большим смещением структуры экспорта в сторону товаров сырьевой группы;

- повышение объемов экспорта Китая в Россию, наоборот, сопровождается увеличением доли готовых промышленных товаров с более высокой добавленной стоимостью.

***

Задаваемые контуры сотрудничества

Для анализа участия России и Китая в мировой экономике и международной торговле, а также структуры и динамики товарных потоков между ними необходимо детально рассмотреть систему, определяющую контуры их торгово-экономического сотрудничества. Внешнеторговые отношения России и Китая в эпоху глобализации становятся все более сложными и многосторонними. Естественно предположить, что они регулируются соответствующей правовой надстройкой, которая формируется в виде региональной правовой системы, включающей внутреннее право государств и двусторонние правительственные соглашения в области торгово-экономического сотрудничества.

В этой связи в первую очередь рассмотрим международные соглашения между Россией и Китаем в области торговли и экономического сотрудничества, которые по своей сути являются системообразующими, создающими правовой базис развития между народной торговли товарами, работами, услугами. Интересным и информативным представляется (даже беглый) обзор межправительственных соглашений между Россией и Китаем, регулирующих отношения по поводу внутригосударственных правовых режимов, действующих в торговой сфере, и задающих контуры двустороннего регулирования международной торговли. Тем самым будут обозначены "коридоры", по которым направляются потоки товаров и капиталов между двумя этими странами.

Первая группа документов относится к периоду 1984-1990 гг. Отправным можно принять Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, заключенное 28 декабря 1984 г. в Пекине. В преамбуле документа перечислены цели: развитие экономического и технического сотрудничества, основывающегося на принципах равноправия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимного уважения суверенитета; создание долгосрочной основы для дальнейшего развития этого сотрудничества; содействие экономическому развитию обеих стран.

В документе отмечается, что договаривающиеся стороны будут развивать экономическое и техническое сотрудничество на долгосрочной основе с учетом потребностей и возможностей экономик каждой из стран и в областях, которые будут согласованы между ними. В нем определены формы такого сотрудничества: разработка, обмен и передача технологий и техники производства; проектирование, строительство и реконструкция промышленных предприятий и других объектов; взаимное оказание технических услуг, поставка оборудования и материалов; подготовка технического персонала. По согласованию возможны и другие формы сотрудничества. Превалирующей признается техническая сторона сотрудничества.

Интересно в этой связи выявить, какими технологиями, проектами, техническими услугами и техникой и каким образом должны были обмениваться страны. В подписанном 10 июля 1985 г. в Москве Соглашении об экономическом и техническом сотрудничестве в области строительства и реконструкции промышленных объектов в КНР указывается, что осуществлять эти работы будут советские специалисты на территории КНР. В статье 3 документа отмечается, что "оплата расходов советских организаций, связанных с выполнением обязательств, предусмотренных контрактами, будет производиться китайской стороной на условиях действующего советско-китайского соглашения о товарообороте и платежах". По существу это означало, что встречного движения проектно-технических разработок и технологий из КНР в СССР не предполагалось, как и расчетов "живыми" деньгами.

Подобное развитие экономического и технического сотрудничества между двумя странами очень скоро потребовало конкретизации применения таких терминов, как "равноправное" и "взаимовыгодное". Это было реализовано в рамках Соглашения о принципах создания и деятельности совместных предприятий (8 июня 1988 г., Пекин) и Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (21 июля 1990 г., Пекин). Была предпринята попытка наиболее эффективно использовать складывавшуюся форму сотрудничества (для нашей страны - это обмен технологий на товары широкого потребления и продукты). СССР хотел участвовать в доходах китайских предприятий, создаваемых на его капитал и с использованием его технологий. Одновременно обозначился интерес китайского бизнеса к работе на российском рынке. Все это потребовало от стран с нерыночной экономикой внедрения в систему отношений технического сотрудничества подобия рыночного механизма.

К 1990 г. во взаимоотношениях СССР и КНР выявились и другие проблемы, связанные с регулированием условий поставок товаров из Советского Союза в Китай и из Китая в Советский Союз. С 1 июля 1990 г. вступил в действие новый Протокол об общих условиях поставок товаров из СССР в Китай и из Китая в СССР (13 марта 1990 г., Пекин). Целью этого документа было наведение порядка в развитии двусторонних товаропотоков и перевод внешнеторговых контрактов между двумя странами на условия, принятые в международной практике.

Регулирование двусторонних товаропотоков в качестве цели было установлено Торговым соглашением между правительством СССР и правительством КНР (2 октября 1990 г., Москва). Революционный характер документа заключался в переводе с 1 января 1991 г. расчетов и платежей по контрактам, заключаемым между советскими участниками внешних экономических связей и китайскими экономическими организациями, на расчеты в определяемой сторонами свободно конвертируемой валюте по ценам, устанавливаемым исходя из текущих цен мировых рынков. По желанию сторон допускалось согласование и оформление соответствующими протоколами индикативных списков взаимопоставляемых товаров (статья 6). Составление списков товаров и услуг, экспортируемых из одной страны в другую на взаимосвязанной основе, вошло в практику торгово-экономического сотрудничества между двумя странами с 1992 г.

Рассматривая процессы двустороннего регулирования торговли между Россией и Китаем, следует обратить внимание и на кредитные соглашения двух стран (документы 1990-1992 гг.). Речь идет в первую очередь о соглашениях между правительством СССР и правительством КНР о государственном кредите для поставок из КНР в СССР товаров народного потреблении (24 апреля 1990 г., Москва; 15 марта 1991 г., Пекин; 18 декабря 1992 г., Пекин - два соглашения). В числе особенностей соглашений, представляющих интерес с учетом рассматриваемого вопроса, назовем следующие:

- кредиты носили специфический характер и в счет их из КНР в Россию поставлялись товары в долях от общей суммы основного долга по кредиту. Первые два кредита предусматривали потоки товаров в течение четырех лет с 1993 г., два последних кредита - в течение трех последующих лет с 1994 г. Перечень товаров народного потребления был приведен в приложениях к соглашениям;

- погашение основного долга и процентов по кредиту осуществлялось поставками из нашей страны в КНР товаров по утвержденным спискам, но уже сырьевых (нефтепродукты, чугун, черные металлы, алюминий, карбамид, деловая древесина), а также самолетами, вертолетами, запасными частями к авиатехнике.

- в последнем Соглашении не приводились списки взаимно обмениваемых товаров и не были указаны уполномоченные внешнеторговые организации, которым вменялось определять номенклатуру и объемы поставляемых товаров.

Важно иметь в виду следующее. Кредитные соглашения между двумя государствами отражали тот факт, что Россия, являясь, с одной стороны, должником Китая, в то же время выступала и его кредитором. Так, Соглашением о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции и выделении ему Россией государственного кредита (18 декабря 1992 г., Пекин) предусматривалось предоставление российским правительством правительству КНР государственного кредита до 2, 5 млрд. долл. из расчета 4% годовых. Рассчитываться по кредиту КНР вменялось следующим образом: 50% - в долларах, 50% - поставками товаров. Товарный перечень включал (от общей суммы ежегодных платежей в погашение основного долга и процентов по кредиту): продовольствие и сырье для его производства (30%); товары народного потребления (35-40%); продукцию горнорудной, химической промышленности и промышленности строительных материалов (10%); судоремонтные работы (5-10%); прочее (15%). 18 декабря 1992 г. в Пекине было заключено Соглашение о сотрудничестве в сооружении на территории КНР завода по обогащению урана для атомной энергетики на условиях оплаты китайской стороной долларами или частично на бартерной основе.

Складывавшиеся подобным образом формы торгово-экономического и технического сотрудничества, которые предусматривали в своей основе товарообменные (бартерные) операции, потребовали решения ряда проблем, начавших приобретать наиболее острый характер к концу XX в. Например, регулирование сферы налоговых отношений по мере роста количества совместных предприятий, увеличения двусторонних потоков взаимных капиталовложений и интенсификации деловых связей вызвало необходимость подписания Соглашения об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогов на доходы (27 мая 1994 г., Пекин).

Урегулирование применения стандартов, метрологических норм и правил на взаимопоставляемую продукцию и сокращение различий в деятельности по оценке соответствия продукции установленным нормам были закреплены Соглашением о сотрудничестве в области оценки соответствия экспортируемой и импортируемой продукции (25 апреля 1996 г., Пекин).

Необходимость подписания договоренностей по регулированию отношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, с проведением антимонопольной политики и защитой прав и интересов потребителей потребовала заключения Соглашения о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и реализации антимонопольной политики (25 апреля 1996 г., Пекин).

Своеобразие развития торгово-экономического и технического сотрудничества, как правило, заключается в периодическом уточнении отношений. Так, в Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики (27 мая 2003 г., Москва), отметившей позитивные тенденции двустороннего торгово-экономического сотрудничества в последние годы, указывается на необходимость:

- расширения масштабов торговли, улучшения ее товарной структуры за счет повышения доли высокотехнологичной продукции и других товаров с высокой добавленной стоимостью и ее сбалансированного развития;

- создания благоприятных условий для взаимного доступа товаров, услуг и инвестиций двух государств на их рынки, интенсификации технико-экономического и инвестиционного сотрудничества, включая создание совместных предприятий, развитие производственной кооперации, передачу технологий;

- совершенствования системы обслуживания торговых операций, в том числе укрепления сотрудничества в сфере банковских расчетов, гарантий по кредитам, страхования, усиления двустороннего правового и административного регулировании торгово-экономической сферы с целью приведения режима торговли в соответствие с международными стандартами;

- укрепления приграничного и межрегионального сотрудничества, а также контактов по линии малых и средних предприятий двух государств.

***

Развитие торгово-экономического сотрудничества

Рассмотрим, как осуществлялось дальнейшее трансграничное движение товаров между Россией и Китаем. На основе ежегодных межправительственных протоколов формировались индикативные списки товаров и услуг, экспортируемых странами. Заключению протоколов предшествовало Соглашение о торгово-экономических отношениях (5 марта 1992 г., Пекин), которым декларировалось предоставление режима наибольшего благоприятствования и всех необходимых мер для поощрения и развития торгово-экономических отношений между двумя странами. Структура и динамика регулируемых подобным образом товарных потоков представлена в таблице 3. Однако при этом надо иметь в виду следующее. Во-первых, данные не включают информацию о товарах, взаимопоставляемых по кредитным соглашениям, о которых речь шла выше. Во-вторых, превышение российским экспортом китайского обусловлено стремлением России получить оплату за сырье и технику частично в свободно конвертируемой валюте. В-третьих, здесь отражены планируемые показатели, от которых реальные объемы товаров и структура могли иметь отклонения.

В целом сложившаяся структура товарных потоков обусловлена всем периодом развития российско-китайских торгово-экономических отношений, как и их сбалансированность (в нашем случае - несбалансированность). Для России проблема заключается в том, что средства (товары), получаемые от экспорта сырьевых товаров и технологий по бартеру, она не может вложить в развитие секторов национальной экономики, обслуживающих внутренний рынок. Подобная организация торгово-экономического сотрудничества, когда сырьевые ресурсы (при стабильном спросе и высоких мировых ценах) и технологии обмениваются на неденежный эквивалент и не на высокие технологии, вряд ли даст ей возможность быстро развивать экономику по модели, которой в свое время придерждивались Австралия, Канада и Норвегия. Сложившаяся организация торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем сама по себе является тормозом его дальнейшего развития, поскольку несет угрозу стабильности внутреннему российскому рынку. В этой связи товарный экспорт из Китая в Россию будет испытывать большое давление со стороны российских регулирующих органов, что препятствует сбалансированности товарных потоков.

Дополним сказанное выше анализом создания совместных предприятий и прямых капиталовложений. Так, к началу 2003 г. общее количество санкционированных Министерством коммерции КНР предприятий с участием китайского капитала в России составило 482 с суммарным объемом двусторонних инвестиций 325 млн. долл., китайские инвестиции - 207 млн. долл. Эти предприятия созданы главным образом в сферах торговли, микроэлектроники, связи, пошива одежды, сборки бытовых электроприборов, общественного питания, переработки древесины, сельского хозяйства.

На 1 января 2003 г., по данным китайской стороны, общее количество зарегистрированных на территории Китая предприятий с участием российского капитала составило 1413. Общий объем накопленных российских инвестиций в Китае достиг 303, 2 млн. долл. Объекты с российскими инвестициями работают преимущественно в таких областях, как ядерная энергетика, сборка автомобилей и сельскохозяйственной техники, химическая промышленность, строительство. Контрактная сумма иностранных инвестиций в эти объекты составила 674 млн. долл., сумма фактических использованных инвестиций - 300 млн. долл.

Следует отметить, что в Китае учреждение предприятий с объемом инвестиций более 1 млн. долл. санкционирует Министерство коммерции КНР, проекты с капиталовложениями на меньшие суммы - правительства провинций и других административно-территориальных образований. По оценке торгового представительства Российской Федерации в КНР, всего в нашей стране учреждено более 1 тыс. китайских предприятий и компаний.

***

Ежегодно происходят встречи глав правительств России и Китая. Значение подобных диалогов трудно переоценить, поскольку они позволяют уточнять планы развития двух государств, своевременно решать проблемы, тормозящие развитие торгово-экономического, технического и других направлений двустороннего сотрудничества. Согласно последним заявлениям глав правительств двух стран, в настоящее время рассматривается ряд перспективных проектов во взаимодействии двух стран в экономической сфере. Каждая из стран может извлечь выгоду из складывающейся ситуации. Проблематичным является лишь одно - поиск наиболее эффективной модели торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, причем сотрудничества действительно взаимовыгодного.

***

(1) World Economic Outlook, April 2003. World Economic and Financial Surveys (http: //www.imf.org).

(2) The World Bank Annual Report 2002 (http: //www.worldbank.org).

Графические материалы:

Таблица 1 Сопоставление участия России и Китая в группе Всемирного банка (по состоянию на 30.06.2002 г.)

Таблица 2 Сопоставление участия России и Китая в мировой экономике и международной торговле

Встречная торговля России и Китая в разрезе основных товарных групп"

Таблица 3 Объемы товаров и услуг, экспортируемых на взаимосвязанной основе в 1992-1999 гг. (тыс. шв. фр.) (*) [(*) За единицу измерения контрактов принят швейцарский франк как наиболее стабильная валюта.]

Hosted by uCoz