^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 20.09.2004
^НР: 009
^ЗГ: РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА - ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИКИ (ОПЫТ ТАЙВАНЯ).
^ТТ:

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА - ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИКИ (ОПЫТ ТАЙВАНЯ).

В начале XXI в. различные международные форумы и организации не могут не уделять серьезного внимания малому и среднему бизнесу - одному из главных факторов развития современной рыночной экономики. Будь то Мировой экономический форум в Давосе, или Организация экономического сотрудничества и развития, или региональные структуры, повсюду тема малого и среднего бизнеса занимает одно из первых мест в рейтинге экономических приоритетов. Не является исключением и международная организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) (1), которая практически ежегодно обсуждает различные аспекты деятельности малого и среднего бизнеса. В августе 2002 г. в Мексике в рамках АТЭС была проведена встреча министров, в обязанности которых входит решение вопросов малого и среднего бизнеса. На этой встрече подробно рассматривались темы регионализма, устойчивого развития и государственной политики применительно к развитию малого и среднего бизнеса.

В августе 2003 г. на Тайване прошел первый форум (симпозиум) АТЭС "Передовой опыт совершенствования механизмов финансирования малого и среднего бизнеса на разных стадиях его развития". Этот форум принял рекомендации "Об общих направлениях использования передового опыта АТЭС по совершенствованию механизмов финансирования малого и среднего бизнеса на разных стадиях его развития", которые были предложены министрам иностранных дел и торговли государств-членов АТЭС на встрече 17-18 октября 2003 г. для изучения. Было также принято решение провести в 2004 г. второй форум по проблемам малого и среднего бизнеса.

Почему первый форум по проблемам малого предпринимательства прошел на Тайване? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Тайвань накопил огромный позитивный опыт в области развития малого и среднего бизнеса, который, как представляется, заслуживает тщательного анализа и творческого применения, в том числе и в России. В настоящее время малый и средний бизнес обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП Тайваня, став по существу главным локомотивом развития экономики. Недаром китайская пословица гласит: "Маленькой лодке в отличие от большого корабля легче маневрировать", - как будто древние предвидели бурное развитие малого и среднего, а также микробизнеса (2).

История. История малого и среднего бизнеса на Тайване насчитывает 55 лет. Гоминьдан, проигравший гражданскую войну в Китае и оказавшийся в 1949 г. запертым на острове, видимо, интуитивно и в определенном смысле вынужденно пришел к идее о том, что этот сектор экономики имеет весьма радужные перспективы, что и подтвердилось последующим развитием событий. Местные эксперты выделяют 7 этапов развития малого и среднего бизнеса на Тайване.

1. Конец 1940 - начало 1950-х годов - период экономической реструктуризации. В это время основное внимание уделялось сельскохозяйственной реформе, а также развитию отраслей промышленности по производству текстиля, удобрений и электроэнергии в интересах сельскохозяйственного производства.

2. 1950-е годы - первый период импортозамещения. В это время росла интенсификация труда в легкой промышленности. Технологии были просты. В годы кампании "земля - собственникам-землепользователям" был реализован среднесрочный план экономического строительства, осуществлена приватизация государственных предприятий, проведен ряд мероприятий по стимулированию инвестиций и налоговому стимулированию, а также основан заемный фонд, способствующий росту частных предприятий небольшого размера. Все это помогло развить сельскохозяйственное производство и получать валюту в обмен на экспорт сельскохозяйственных товаров. Развивался малый и средний бизнес, ориентированный в основном на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

3. 1960-е годы - период быстрого наращивания экспортного потенциала. Были приняты законы о поощрении иностранных инвестиций и создании экспортных производственных зон. Экспортные предприятия были ориентированы главным образом на производство продовольствия и товаров легкой промышленности. Затем к ним присоединились предприятия по производству электромеханических, электрических приборов и товаров из пластика. Стали возникать крупные компании, компоненты продукции которых выпускались малыми предприятиями. Гибкость малого и среднего бизнеса в сочетании с дешевой рабочей силой сделали такие предприятия весьма конкурентоспособными на международном рынке. В эти годы малый бизнес составлял 70%, средний - 25 и крупный - 5% общего числа предприятий на острове.

4. 1970-е годы - второй период импортозамещения, особенно в области легкой промышленности. Внешняя торговля начала приносить ощутимую прибыль. Власти принялись за реализацию 10 крупных строительных проектов, нацеленных на создание таких отраслей промышленности, как металлургия, нефтехимия, машиностроение и др., требовавших колоссальных государственных капиталовложений. В этот период совершенствуется и инфраструктура острова. Кроме того, был создан НИИ промышленных технологий. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП, на рынках рабочей силы и капитала существенно растет. Укрепляется система, смягчающая воздействие на малый и средний бизнес негативных последствий цикличности развития рыночной экономики.

5. 1980-е годы - возникновение промышленности высоких технологий. Растет заработная плата, укрепляется тайваньский доллар, дорожают земля и недвижимость. Власти стимулируют развитие отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение, и тех, которым присущи высокие уровни технологического оснащения и добавленной стоимости, а также низкий уровень потребления энергии. В это же время был создан, наверное, самый известный на Тайване и заграницей научно-промышленный парк "Синьчжу" ("Новые ростки") (3). Предприятия развивают НИОКР, повышают производительность труда и качество выпускаемой продукции и в целом укрепляют свою конкурентоспособность на мировом рынке. Малый и средний бизнес Тайваня начинает все чаще осуществлять инвестиции за рубежом. Появляется новое поколение предприятий малого и среднего бизнеса, базирующих свою деятельность на знаниях.

6. 1990-е годы - период перемен в индустриальной структуре. В это время власти работают над улучшением инвестиционного климата, стремятся привлечь иностранные капиталовложения и технологии. В связи с тем, что из-за роста заработной платы Тайвань постепенно утрачивает конкурентоспособность в области производства товаров с невысокой добавленной стоимостью, требующего интенсивного труда, были приняты законы о развитии предприятий малого и среднего бизнеса и о развитии промышленности, а также шестилетний план. Во всех этих документах активно продвигались новые экономические парадигмы. Вводятся налоговые льготы для стимулирования НИОКР, подготовки кадров, автоматизации производства и охраны окружающей среды. Для малого и среднего бизнеса расширяются возможности в области предоставления интернет-услуг и электронной торговли. Создаются условия для того, чтобы знания конвертировались в товары, услуги и доходы.

7. Начало XXI века - период реализации плана-вызова. В 2002 г. был принят План национального развития в ответ на вызовы бурного развития КНР и глобализации. В части, касающейся малого и среднего бизнеса, план включает подпрограммы, направленные на привлечение иностранных инноваций и укрепление базы НИОКР, а также на рост стоимости произведенной промышленной продукции. Выделяется 1 трлн, тайваньских долларов (30, 2 млрд. долл. США) на развитие малого и среднего бизнеса, включая 50 млрд. тайваньских долларов (чуть больше 1, 5 млрд. долл. США) на стимулирование его инновационной деятельности и НИОКР. Идет работа по линии формирования сети консультационных услуг для малого и среднего бизнеса, подготовки и переподготовки предпринимателей, организации выставок, повышения эффективности деятельности инкубационных центров. Основная цель преобразований - повысить конкурентоспособность Тайваня на мировых рынках. Предполагается, что к 2008 г. Тайвань станет центром Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере запуска инновационного бизнеса.

В результате целенаправленных усилий инвестиции в новые технологии (в основном предприятия малого и среднего бизнеса) в течение двух лет (2000-2002) выросли с 22, 274 млрд. долл. США до 28, 702 млрд. долл. США. При этом главным источником инвестиций был частный капитал - 89, 6% общей суммы вложений, иностранный и государственный капиталы осуществили соответственно 8, 4 и 2% инвестиций.

Помощь со стороны властей. Власти Тайваня уделяют большое внимание поддержке малого и среднего бизнеса. В 1981 г. при министерстве экономики была создана Администрация по делам малых и средних предприятий, в обязанности которой вменено развитие данной сферы экономической деятельности. До этого момента на Тайване с 1970 г. действовал Центр по обслуживанию малого и среднего предпринимательства, а до него команда поддержки малого и среднего бизнеса (1966 г.), которая в 1968 г. была реорганизована в соответствующий офис. Другими словами, с 196&Г. в системе власти функционирует структура, ориентированная исключительно на обслуживание и развитие малого и среднего бизнеса.В ноябре 1984 г. принят закон об организации Администрации, а в феврале 1991 г. - закон о развитии малого и среднего бизнеса, в котором зафиксированы основные понятия в данной области, обрисованы направления деятельности малого бизнеса и закреплен механизм функционирования соответствующего фонда поддержки. 21 июля 1997 г. в текст конституции Тайваня включено положение о поддержке малого и среднего бизнеса (п. 3 ст. 10). В состав Администрации по делам малых и средних предприятий входят отделы политического планирования, инкубационной подготовки и запуска предприятий, консультативных услуг в области управления, информационных технологий, продвижения услуг, кадров и др. Опираясь на деятельность этих подразделений, Администрация формирует механизм упрощенного создания и успешного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, оказывает широкий спектр услуг по его поддержке и развитию, взаимодействует с иными подразделениями министерства экономики, а также другими ведомствами, осуществляет мониторинг, анализ и консультирование, добиваясь синергетического эффекта от деятельности власти.

Области деятельности структур поддержки малого предпринимательства. Можно выделить 5 ключевых областей развития малого и среднего предпринимательства и поддержки бизнеса со стороны властей на Тайване.

1. Власти создали благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, обеспечив правовые основы его деятельности в изменяющейся внешней среде, в частности, при вступлении Тайваня в ВТО. Это потребовало внесения изменений в законодательство с тем, чтобы оно не противоречило международным стандартам и практике. Кроме того, защита интеллектуальных и других прав малого и среднего бизнеса предопределяет необходимость подключения крупных юридических фирм и адвокатуры, что без внешней поддержки не по силам малому и среднему бизнесу.

Осуществляется помощь в сфере поиска новых возможностей для бизнеса. В этих целях функционирует информационный центр, создан интернет-ресурс для предпринимателей, на регулярной основе публикуются вопросы и ответы по проблемам предпринимательства. Для анализа условий функционирования малого и среднего бизнеса ежегодно публикуется "Белая книга о малом и среднем бизнесе на Тайване", в которой содержится необходимая для бизнесменов аналитическая информация.

2. Власти формируют основу для запуска и инкубации предприятий малого и среднего бизнеса, совершенствуя механизм поддержки предпринимательской и инновационной активности. Создан Колледж новых бизнесов и инноваций, предлагаются услуги в области планирования финансирования из разных источников (заинтересованные венчурные фонды, банки, инвестиционные компании), а также осуществления маркетинга продаж товаров и услуг.

Для того чтобы малый и средний бизнес мог выполнять инновационные и инкубационные функции, поощряется создание инкубационных центров в частном секторе и осуществляется взаимодействие с действующими научно-промышленными парками, которые работают, как правило, при местных университетах (4). Функционирование инкубационных центров для малого и среднего бизнеса является сильной стороной тайваньской экономики. Издаются справочники "Ежегодник по инкубаторам для предприятий малого и среднего бизнеса" (5) и "Инкубационные центры для малого и среднего бизнеса".

Большое распространение получили курсы подготовки и переподготовки кадров для предприятий малого и среднего бизнеса. В этих целях используются уже имеющиеся центры обучения. На регулярной основе выпускаются учебные материалы, внедряются современные технологии дистанционного обучения, которые с каждым годом получают все большее признание.

3. В целях расширения возможностей применения информационных технологий оказывается содействие предпринимателям в развитии электронной торговли. Для этого действует Центр по оказанию соответствующих услуг. Создаются условия, требующие внедрения управления, основанного на знаниях, в бизнес. Развиваются современные компьютерные технологии управления качеством на предприятиях.

4. Для повышения эффективности управления предприятия развиваются с учетом местных особенностей, учитывается специфика района, на территории которого функционирует предприятие. Власти оказывают содействие в выживании и развитии малых предприятий, а также помогают в привлечении новых технологий, поиске сырья и обеспечении доступа к необходимой информации. С целью повышения качества управления, а также его переориентации на современные методы организуются соответствующие учебные курсы и исследования.

Совершенствуется система финансирования, расширяются возможности получать кредиты с предоставлением гарантий. Бухгалтерский учет и аудит приводятся в соответствие с международными стандартами. Координируется деятельность фондов кредитов и взаимных гарантий. Укрепляется взаимопомощь малых и средних предприятий. Осуществляются обмен ресурсами в целях оказания содействия друг другу, а также совместная работа по налаживанию выпуска новых продукции и технологий, востребованных рынком. Для обеспечения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в международном аспекте в условиях глобализации стимулируется выход предприятий на мировой рынок.

5. Формируется сеть предоставления публичных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса, совершенствуется механизм реализации принципа "одного окна". Кроме того, в случае необходимости им оказывается срочная помощь, вводится план финансовой поддержки, мобилизуются ресурсы власти.

Малым предприятиям также предоставляются услуги в области использования СМИ, что позволяет формировать положительный образ лидеров малого и среднего предпринимательства в обществе. Публикуются истории успешного развития предприятий, на регулярной основе проводятся конкурсы с вручением премий (национальная награда, награда "Восходящая звезда", награда за инновационное исследование и другие публичные премии). Ежегодно организуются выставки инновационных товаров, произведенных предприятиями малого и среднего бизнеса.

Примеры. В настоящее время малые и средние предприятия составляют больше 90% общего количества зарегистрированных на Тайване фирм. В 2001 г. их насчитывалось свыше 1 млн., на них было занято почти 7, 3 млн. человек (78% всего занятого населения). Если рассмотреть показатели доли участия малого и среднего бизнеса в производстве ВВП (47, 5%), то его роль особенно заметна в строительстве, коммерции, добыче строительного камня, сфере услуг. С точки зрения реализации экспортного потенциала эти предприятия проявляют себя в сфере услуг, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, рыбоводстве и строительстве, производя 20, 65% экспортируемой продукции. В плане занятости малый и средний бизнес обеспечивает рабочие места практически во всех секторах экономики, за исключением предоставления коммунальных услуг (вода, электричество и газ). Ежегодно регистрируются 100 тыс. новых предприятий малого и среднего бизнеса и 70 тыс. уходят с рынка, то есть число малых предприятий каждый год увеличивается на 30 тыс.

Иначе говоря, поле для выбора примеров огромно. Обратимся к мнению генерального директора Администрации по делам малых и средних предприятий при министерстве экономики Тайваня Р. Лая, который по праву считается главным экспертом в данной области. Он полагает, что наиболее характерен пример компьютерной промышленности, где Тайвань является безусловным лидером, контролируя 56% мирового компьютерного рынка. Так, широко известный в настоящее время компьютерный бренд "Acer" вырос из предприятия малого бизнеса. Взяв льготный кредит в финансовом фонде, созданном властью, компания за 25 лет превратилась в одного из главных производителей портативных переносных компьютеров.

Или другой пример, связанный с безотходным производством.Мякоть кокоса вместе с японской горчицей васаби и мясом тунца предлагается в качестве деликатеса в ресторанном меню. А из скорлупы кокосового ореха малые предприятия делают так называемые ланч-боксы (пеналы для завтрака), экологически чистые и пользующиеся популярностью во всем мире. Налицо прибыльный бизнес на базе безотходных технологий. И таких примеров можно было бы привести много.

***

В эпоху постиндустриального развития возрастают потребности малого и среднего бизнеса в сфере внедрения инноваций, проведения исследований и осуществления маркетинга. Экономике нужны новые производства самых разных товаров в небольших количествах с высокой степенью добавленной стоимости. Другими словами, имеется ниша для эффективной предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса в таких областях, как спорт и отдых, здравоохранение, развлечения, производство фруктов и разведение цветов, не говоря о традиционных сферах деятельности.

Когда строится общество, основанное на знаниях, нарастают потребности в инновациях и дизайне, культуре творчества и удовлетворении нужд людей, связанных с качеством жизни. Они, в свою очередь, стимулируют развитие современной экономики, повышая конкурентоспособность. Малый и средний бизнес в силу своей специфики в полной мере учитывает такие фундаментальные тенденции мировой экономики, как инновационный императив, автономизация работника, его творческое взаимодействие с работодателем, высокие темпы реализации бизнес-идей на практике. В этой связи практически во всех странах идет бурное развитие среднего, малого и микропредпринимательства. Поэтому изучение передового зарубежного опыта в данной области, его творческое применение в российской экономике являются важным звеном в формировании условий развития постиндустриального общества, основанного на знаниях.

***

(1) Российская Федерация является членом АТЭС с 1998 г.

(2) Понятие "микробизнес" довольно активно входит в экономическую литературу, посвященную малому и среднему бизнесу. Оно охватывает тип бизнеса, нередко семейного, в который вовлечены до 5 человек.

(3) Парк создан в 1980 г. и вместе с другими аналогичными структурами нацелен на привлечение новых технологий из-за границы и развитие инновационных отечественных производств.

(4) На Тайване действуют 74 инкубационных центра, в том числе 60 при университетах, остальные при неправительственных организациях, корпорациях, государственных структурах.

(5) Только на китайском языке.

Hosted by uCoz