^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 20.09.2004
^НР: 009
^ЗГ: ВОЛКОНСКИЙ В.А. ДРАМА ДУХОВНОЙ ИСТОРИИ: ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА.
^ТТ:

ВОЛКОНСКИЙ В.А. ДРАМА ДУХОВНОЙ ИСТОРИИ: ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА.

М.: Наука, 2002. - 262 с.

В настоящее время в России идет интенсивный поиск причин того тяжелого кризиса (по мнению многих, катастрофы), который пережила российская экономика после распада советской системы. При этом важно и осмысление исторической ситуации, сложившейся в стране. Сохранение духовного, цивилизационного многообразия стран, укладов жизни, обеспечение их сближения, взаимопонимания и взаимного обогащения В. Волконский считает едва ли не главной ценностью в долгосрочной перспективе развития человечества. Другая сторона той же стратегической задачи - сохранение единства, преодоление разрыва - экономического, политического, культурного - между "золотым миллиардом" и остальными 5/6 человечества, раскола между традицией и прогрессом, либералами и государственниками.

Автор рецензируемой книги относится к тем экономистам, которые ведут разработку повой, более широкой концепции, учитывающей не только "чисто экономические" факторы. Книга вызывает особый интерес, поскольку в ней убедительно показано, что копирования законодательных и правовых систем высокоразвитых стран недостаточно для успешного экономического развития других стран. Демократические и рыночные механизмы, "пересаженные" в страны с отличной от западноевропейской духовно-психологической цивилизационной основой, могут приводить и приводят не к позитивным, а к резко негативным результатам (в виде "институционального вакуума", использования судебной системы и "свободных" СМИ в клановых и даже криминальных разборках), к укреплению монопольно-олигархических структур и пр.

Какую часть своих функций общество делегирует государству, а какую - собственникам и чиновникам частных компаний - это не тот "управляемый параметр", который можно легко .менять в соответствии с господствующей идеологией, поскольку он определяется историей и культурой народа, его цивилизационным кодом. Ломка традиций, отказ от символов, священных для значительной части народа, всегда были тяжел oil травмой для общества. Духовные, идеологические потрясения надолго лишают общество, особенно государство, способности к созидательной работе, к формированию стратегических целей и мобилизации общественных сил на их достижение. Задача обеспечения духовного, экономического и политического единства народа стоит перед всеми странами периферийного капитализма.

Специальный раздел в книге В. Волконского, начинающийся с описания взаимоотношений между богатыми и бедными странами (между центром и периферией), посвящен анализу экономических проблем н тенденций в мире и в России. В основу раздела положены данные Комиссии ООН о соотношениях общих уровней цен в разных странах. Автор исследует механизмы процессов дезинтеграции в мировой экономике, выявляет причины различит! в экономической динамике стран периферийного капитализма и крупных азиатских стран, реализующих стратегию "догоняющего развития". Россия в результате реформ 1990-х годов становится страной периферийного капитализма но многим параметрам: доле сырьевого экспорта в национальном доходе; имущественной дифференциации населения; утечке за рубеж капиталов и интеллектуальных ресурсов и др.

В настоящее время высокие темпы роста экономики следует рассматривать как средство преодоления ненависти и отчуждения между социальными слоями населения. Только на этом пути можно воссоздать духовную основу для подлинной дееспособности государства. Для достижения духовного единства общества весьма актуальным представляется анализ автора, раскрывающий возможности сближения наиболее влиятельных духовных сил общества и их взаимной поддержки.

Результаты исследования периодов быстрого и успешного развития многих стран в XX в., которое получило название "экономического чуда", убеждают, что в большинстве случаев оно осуществлялось благодаря ориентации этих стран на научно-технический прогресс, на обеспечение социально-экономической консолидации общества, основанной на принципах духовного и нравственного возрождения. Автор справедливо обращает внимание читателя на недопустимость долгосрочного копирования стандартных либерально-рыночных реформ Запада (прежде всего это относится к пресловутой концепции Вашингтонского консенсуса), подчеркивая первоочередную необходимость переосмысления роли монополий и государства как участников рынка в условиях господства транснациональных корпораций и банковских групп. Система домонополистической конкуренции неотвратимо уходит в прошлое. В. Волконский полагает, что произведения многих видных экономистов, которые могли бы способствовать теоретическому осмыслению широкого круга современных проблем, сознательно оттеснены на второй план. А между тем их идеи составляют серьезную альтернативу mainstream западной экономической мысли.

Путь совершенствования общества и экономики, развитием которых руководит сильное государство, и совершенствование самого государства в незападных странах возможны и необходимы в той же мере, в какой и совершенствование рыночных отношений. Больше того, именно "восточный" опыт укрепления государства и усиления его участия в социально-экономической жизни с успехом использовался в Европе и Америке (например, в США в 1930-е годы, в Западной Европе в послевоенные десятилетия). Эффективно управлять экономикой может только то государство, которое сумеет преодолеть коррумпированность правительственных чиновников.

Но вряд ли решение данной проблемы, как полагает автор рецензируемой книги, лежит на пути создания двух экономических наук - одной для развитых стран, другой для стран, реализующих стратегию "догоняющего развития". Подобное высказывание надо понимать, по-видимому, как полемический прием, а не как реальное предложение. Наука должна строиться на едином теоретическом фундаменте, настало время пересмотреть основные посылки и аксиомы экономической науки, чтобы они не противоречили накопленному опыту экономической истории и позволяли решать реальные проблемы бедных стран.

Альтернативная концепция в своей как дескриптивной, так и нормативной части, по мнению В. Волконского, должна отражать возможность и плодотворность значительно большего участия государства в экономике. В связи с этим необходимо пересмотреть роль конкуренции и контроля за рынком для сложных индустриальных производств (по Д. Гэлбрейту). На более широких аксиомах следует строить теорию внешнеэкономической открытости догоняющей страны и ее "промышленного воспитания" (термин Ф. Листа). Из курсов economics, по которым в настоящее время учится большинство студентов экономических вузов как в западных странах, так и в России, считает автор, выпали многие важные элементы экономического устройства стран с переходной экономикой. Прежде всего незаслуженно обойден опыт нэпа в нашей стране. Целесообразно более внимательно теоретически осмыслить и опыт развития в послевоенные десятилетия таких стран, как Франция и Япония. И конечно же, особый интерес для пас представляет опыт исключительно быстрого развития Китая.

Естественно, книга В. Волконского, включающая рассмотрение широкого круга острых, часто даже теоретически не решенных и спорных проблем, содержит много дискуссионных положений, но важно то, что она заставляет задуматься над ними.

Hosted by uCoz