^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 20.09.2004
^НР: 009
^ЗГ: ПРЕДПРИЯТИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
^ТТ:

ПРЕДПРИЯТИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Предлагаемые вниманию читателей главы из готовящейся к публикации книги стали результатом работы в рамках проекта Ассоциации исследователей экономики общественного сектора (ASPE) "Эффективность управления государственной собственностью: критерии оценки, обоснование масштабов госсектора, стимулы для управляющих, направления трансформации" (*). Отметим, что еще в феврале 2003 г. на заседании Правительства РФ попытки наладить более эффективное управление государственной собственностью, не меняя радикально сложившуюся структуру и размеры госсектора, а также механизмы управления, были признаны неудачными. Правительством принято принципиальное решение о пересмотре подходов к управлению государственной собственностью и об ускорении процессов трансформации государственного сектора, в первую очередь о сокращении числа государственных пакетов акций и отказе от ГУПов как формы осуществления хозяйственной деятельности. Количественное сокращение государственного сектора и качественные преобразования в оставшейся его части стали важными компонентами Программы социально-экономического развития Российской Феде рации на среднесрочную перспективу (2003~2005 гг.).

Реализация данного проекта позволила дать аргументированные ответы на важнейшие вопросы, связанные с преобразованием госсектора в ближайшие годы: какими должны быть границы государственного сектора экономики, его организационно-правовые формы, отраслевая принадлежность; какие уроки надо извлечь из российского и зарубежного опыта управления государственными предприятиями; какие проблемы возникают применительно к стимулам для управляющих госсектором.; как количественно оценить результаты работы госкомпаний в сравнении с частными компаниями (то есть насколько эффективно управляются предприятия с государственным участием) и, наконец, какие практические выводы о направлениях трансформации госсектора следует сделать?

По нашему мнению, плохо продуманные "простые" решения в этой сфере могут не дать желаемого результата. Мы надеемся, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для формирования государственной политики по отношению к находящимся в собственности государства пакетам акций акционерных обществ и федеральным государственным унитарным предприятиям. В то же время авторский коллектив не считает полученные результаты "истиной в последней инстанции". Хотелось бы, чтобы они побудили научное сообщество к продолжению серьезной дискуссии о перспективах государственного сектора экономики России, а действующих политиков заставили лишний раз задуматься перед принятием принципиальных решений в данной сфере.

П. Кузнецов, руководитель проекта Ассоциации исследователей экономики общественного сектора, первый заместитель руководителя Рабочего центра экономических реформ (РЦЭР) при Правительстве РФ

***

(*) Данный проект был поддержан Московским общественным научным фондом (МОНФ) за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию США (USAID). Точка зрения авторов может не совпадать с позицией USAID или МОНФ. Авторы выражают благодарность МОНФ и лично В. Беневоленскому, Е. Николаевой и О. Прасоловой за помощь в реализации проекта.

Hosted by uCoz