^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 18.10.2004
^НР: 010
^ЗГ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
^ТТ:

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока проходит в трудных условиях. Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) уступают среднему показателю ВВП в российской экономике более чем на 7 п.п. Еще больший разрыв наблюдается в промышленном производстве. Подъем региональной экономики в 2000 г. за счет стремительного роста машиностроения не был подкреплен соответствующим развитием других отраслей региона. В результате темпы роста промышленного производства в среднегодовом исчислении были в 1, 2 раза ниже общероссийских.

Неудовлетворительная экономическая динамика привела и к отставанию роста доходов населения региона от среднероссийского уровня. Хотя в последние два года темп роста реальной заработной платы в регионе был выше, чем в среднем по стране, в течение 2000-2003 гг. разрыв в темпах составил 27, 6 п.п. Население покидает регион, следовательно, соответственно он теряет и рабочую силу. Казалось бы, низшая точка экономического спада пройдена, но Дальний Восток по-прежнему остается непривлекательным по условиям жизни - до 2/3 сокращения численности населения (205, 4 тыс. человек) вызвано миграцией.

Единственный показатель, по которому Дальний Восток выглядит преуспевающим, - это инвестиции в основной капитал, темп роста которых в течение 1999-2003 гг. был почти в 2 раза выше, чем в среднем по стране (см. рис. 1). Однако при этом не следует забывать, что на 1% прироста ВРП необходимо 2% прироста инвестиций, поскольку экономическое развитие на Дальнем Востоке имеет капиталоемкий характер. К тому же и структура роста в регионе заметно отличается от общероссийской, что обусловлено следующими причинами.Графические материалы:

Рис. 1. Динамика инвестиций в Российской Федерации и на Дальнем Востоке (в % к 1998 г.)

Во-первых, кризис экономики региона был более затяжным, чем в стране в целом, и до сих пор он до конца не преодолен. Во-вторых, ценовая конъюнктура на экспортируемые другими регионами энергоресурсы более благоприятная, чем на товары дальневосточного экспорта. Кстати, отставание темпов роста валового регионального продукта и промышленного производства от аналогичных среднероссийских показателей объясняет тот факт, почему продукция Дальнего Востока по-прежнему остается невостребованной и на внутреннем рынке. В-третьих, существенный прирост капиталоемкости в регионе в последние два года был связан с необходимостью инвестирования в нефтегазовые проекты Сахалина.

Анализ экономической ситуации на Дальнем Востоке дает основания утверждать, что главным условием реализации перспективных социально-экономических проектов в этом регионе является именно комплексное развитие его инфраструктуры. Ситуация осложняется еще и тем, что основные проекты, в том числе международные, сосредоточены в ресурсном секторе, а затраты на их инфраструктурное обеспечение нередко превышают их стоимость.

Совещание, проведенное Президентом РФ в феврале 2004 г., подтвердило целевую направленность развития региона. Дальний Восток - это не только "плацдарм" для расширения российского экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР), но и регион, имеющий все условия для реализации собственного потенциала. Поэтому, на наш взгляд, современное развитие Дальнего Востока должно быть направлено на решение двух основных комплексных задач. Первая из них - рост регионального спроса и предложения, интенсификация участия региона на национальном рынке, которое значительно ослабло в 1990-е годы. Вторая задача - всемерное и безотлагательное использование естественных конкурентных преимуществ российского Дальнего Востока в странах Северо-Восточной Азии (СВА) и АТР.

Во внешней торговле российского Дальнего Востока страны АТР традиционно играли и играют важную роль. Приоритеты советского периода в развитии региональных торговых связей способствовали тому, что уже в начале 1980-х годов на рынок АТР приходилось 67% дальневосточного экспорта. Столь важная региональная ориентация была продолжена и в 1990-е годы. Однако отношения между Россией и регионом не были подкреплены какими-либо специфическими механизмами, поэтому указанные достижения нельзя признать результатом интеграционных инициатив. Высокая доля стран АТР в торговле Дальнего Востока, которая удерживается н поныне, - не более чем следствие их географической близости. Дальний Восток на страны организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) ориентирован намного больше, чем Россия в целом (см. рис. 2). Можно сказать, что он выступает главным "проводником" интеграции России в АТР.

Отношения России со странами АТР и СВА не должны оставаться в том виде, как они сложились во второй половине XX в., поскольку существует много возможностей для дальнейшего развития и укрепления как двусторонних, так и многосторонних связей, способствующих повышению эффективности экономики региона в целом. Совокупность производственных и инфраструктурных проектов международного уровня, интерес к которым заметно возрос в последнее время, представляет собой широкомасштабную долговременную программу развития сотрудничества, кооперации и интеграции. Наиболее важными являются формирование и реализация базовых инфраструктурных проектов международного характера в области энергетики и транспорта.

В экономике Дальнего Востока и Забайкалья особое значение приобретает транспортная составляющая, что связано с завершением строительства автомобильной дороги Чита - Хабаровск. Аналитические расчеты показывают, что наиболее эффективным продолжением этой автомобильной дороги будет модернизация уже действующей трассы Хабаровск - Владивосток с ответвлением на Находку, а не строительство параллельной ей дороги. Такой проект будет менее затратным и даст высокий экономический эффект, поскольку трасса проходит через наиболее экономически развитые районы, населенные пункты и ресурсные зоны Хабаровского и Приморского краев, вблизи пограничных переходов в Китай.

Кроме реализации этого проекта, развитию экономики южной части Дальнего Востока и его международных торговых связей будет способствовать реконструкция морских портов Дальнего Востока, в первую очередь Владивостока, Находки и Ванино. Эффективность транспортной системы региона можно повысить, если большую часть нефтеперевозок для северных районов переключить с Транссиба на порт Ванино при сохранении его роли в экспорте леса, угля и других товаров. Вот почему так важно в кратчайшие сроки завершить строительство автотрассы Лидога - Ванино, а также дороги на Николаевск-на-Амуре, которые свяжут основные лесные и лесоперерабатывающие районы края.

Одним из направлений взаимовыгодного сотрудничества является воссоздание и модернизация Транссибирского контейнерного моста "Европа - Азиатско-Тихоокеанский Регион" на базе реконструкции Транссиба и БАМа, морских портов и магистральных автомобильных дорог. Общеизвестно, что Россия не использует эффективные возможности, связанные с выполнением транзитных функций. Международный транзит контейнеров в рамках Транссибирского контейнерного сервиса устойчиво рос в 1970-е годы и достиг пикового значения в 1981 г. - 136 тыс. контейнеров при максимально возможной загрузке до 164 тыс. контейнеров. С середины 1980-х его объем стал снижаться, а с 1992 г. произошло обвальное сокращение, которое продолжалось вплоть до 1998 г., когда абсолютный минимум перевозок составил 18, 8 тыс.контейнеров. С 1999 г. возобновился рост объема перевозок и к 2003 г. он достиг почти 45 тыс. контейнеров (то есть увеличился по сравнению с 1998 г. примерно в 2, 4 раза). Но и сейчас удельный вес Транссибирского контейнерного сервиса не превышает 0, 7% общего контейнерного потока направления "Европа - Азиатско-Тихоокеанский Регион" при пике в 1980-х годах 5-6%.

В последнее время интерес России к Азии получил новый импульс в результате проведения внешней энергетической политики. Известно, что большую часть нефти и газа она экспортирует в страны Европы, и основные нефтегазовые проекты реализуются в этом регионе (см. рис. 3). Интерес к российским топливно-энергетическим ресурсам, особенно с учетом ближневосточных событий, проявляют США и другие государства. В странах АТР наблюдается устойчивая тенденция к увеличению импорта нефти и газа. В связи с этим есть основания полагать, что роль России в данном регионе в первой половине XXI в. будет усиливаться.

Во-первых, по прогнозным оценкам, в 2000-2010 гг. потребление нефти во всем АТР возрастет примерно на 35%. На указанный регион приходится основная доля мировой добычи углеводородов, однако, по некоторым прогнозам, здесь могут произойти стабилизация добычи и даже ее снижение. Поэтому не исключено, что доля собственных внутренних поставок сократится с примерно 42 до 27-30% при повышении доли поставок из стран Ближнего Востока с 50 до 65%. Соответственно укрепится монопольное положение этих стран, что может существенно обострить проблему энергетической безопасности, особенно стран СВА (правда, такие прогнозы относятся только к рынкам нефти).

Во-вторых, страны СВА являются постоянными нетто-импортерами газа и их спрос будет только расти.

В-третьих, в указанном регионе в силу названных выше причин проблема диверсификации источников экспорта сырья является связующим звеном и предпосылкой развития сотрудничества России со странами АТР и СВА, в том числе и с Японией. Для России восточное направление экспорта на быстрорастущие рынки Азии, по экспертной оценке, может стать более рентабельным проектом по сравнению с европейскими.

Перспективы мировой энергетической ситуации дают основания прогнозировать как минимум сохранение или повышение спроса на российские энергоресурсы прежде всего с учетом выхода России на энергетические рынки стран АТР. Главными видами экспортируемых энергоносителей на ближайшие 20 лет останутся нефть и природный газ. Новыми направлениями ее внешнеэкономической деятельности станут приобретение в собственность и разработка местных энергетических ресурсов в третьих странах. Одновременно Россия располагает всеми условиями для интеграции энергетических (электроэнергетических, трубопроводных) систем и инфраструктуры транспорта энергоносителей при создании единого Евразийского энергетического пространства.

Именно дальневосточные территории нашей страны, которые считаются наиболее кризисными с точки зрения топливно-энергетической обеспеченности, располагают наиболее богатыми запасами органического топлива. Энергоресурсы только Дальневосточного экономического района оцениваются в размере более чем 8 млрд. т нефти, 40 трлн. куб. м природного газа, около 20 млрд. т каменного и бурого углей.

По концентрации и разведанности ресурсов, условиям размещения, добыче и транспортировке выгодно отличается шельф северной части острова Сахалин, разработку которого в ближне- и среднесрочной перспективе следовало бы считать приоритетной. На шельфе выделено 9 блоков под геологическое изучение и разработку месторождений.

В случае эффективного экономического решения в порту Де-Кастри (Хабаровский край) будет построен нефтеотгрузочный терминал производительностью 12 млн. т в год для отгрузки нефти на экспорт по проекту "Сахалин-1". Этот порт вообще может стать важнейшим транзитным пунктом в нефтегазовом комплексе Дальнего Востока. Газ будет поставляться по трубопроводу также и в Японию. По проекту "Сахалин-2" нефть и газ будут направляться по трубопроводам на Сахалинский завод по сжижению природного газа и на нефтеотгрузочный терминал на юге острова для дальнейшей отгрузки на экспорт.

Однако, как ни существенны и впечатляющи результаты работ по перечисленным проектам, они представляют собой только начало освоения сахалинских шельфовых месторождений. Проекты "Сахалин-3" и "Сахалин-5" по своему потенциалу значительно превосходят два первых проекта. Анализ последних данных геологической разведки позволяет сделать вывод о возможности открытия здесь уникальных месторождений нефти с запасами порядка 300 млн. т и природного газа около 1 трлн. куб. м. Достигнутые и прогнозируемые результаты свидетельствуют о реальности создания в ближайшем будущем на шельфе северного Сахалина мощного нефтегазодобывающего комплекса с ежегодной добычей нефти 45-50 млн. т и природного газа до 45 млрд. куб. м.

В более отдаленной перспективе - 2015-2020 гг. - предстоит масштабное освоение ресурсов крупных бассейнов Хабаровского, Магаданского, западного Камчатского и Чукотского шельфов. Ресурсы углеводородов по этим шельфам оцениваются в 4 млрд. т нефти и 19 трлн. куб. м природного газа, что позволяет прогнозировать создание нефтегазодобывающего комплекса, по уровню добычи углеводородов аналогичного сахалинскому.

Для экономики Дальнего Востока большое значение имеет газификация юга региона, которая с 1998 г. интенсивно начала развиваться в Хабаровском крае.К настоящему времени построено около 300 км газопроводов. В 2001 г. началось строительство газопровода "Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск" общей протяженностью 502 км, в том числе протяженность магистральной части составляет 375 км с пропускной способностью до 4, 5 млрд. куб. м газа в год. В дальнейшем этот газопровод будет продлен до Владивостока и станет частью транспортной сети в едином нефтегазовом комплексе.

В рамках проекта формирования газопроводной системы "Восточная Сибирь - Дальний Восток", основанного на крупномасштабных экспортных поставках сетевого газа из России в страны Азиатско-Тихоокеанского Региона, в 2007-2015 гг. предполагается соединить трубопроводной сетью газодобывающие центры Восточной Сибири и построить магистральный газопровод на восток до российских портов на Дальнем Востоке. Промышленные запасы природного газа в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) вполне позволяют решить такую проблему.

Для освоения перспективных запасов углеводородов необходимо сформировать мощную и разветвленную систему трубопроводного транспорта. Основой системы транспортировки углеводородов на востоке России должен стать нефте- и газопровод из Восточной Сибири до Тихоокеанского побережья. В будущем можно будет создать предлагаемую японскими учеными кольцевую систему трубопроводов, охватывающую весь регион СВА. При этом Россия получит возможность диверсифицировать экспортные потоки нефти с учетом выхода на нефтяные рынки Японии, Кореи, Китая и США.

Графические материалы:

Рис. 2. Доля региональных торговых группировок во внешней торговле России и Дальнего Востока (в % к общему торговому обороту)

Рис. 3. Распределение российских рынков сбыта в 2002 г.

Hosted by uCoz