^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 17.01.2005
^НР: 001
^ЗГ: Менеджмент: теория и практика в России.
^ТТ:

Менеджмент: теория и практика в России.

Учебник. Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 528 с.

Коллектив ученых ведущих российских экономических вузов (Государственного университета управления, Российской экономической академии, Российской академии государственной службы) представил вниманию широкой учебной аудитории обобщение эволюции и современного состояния управленческих отношений на российских предприятиях.

Следует отметить стремление авторов к комплексному изложению материала. В главах 1-12 рассматриваются общие для российских предприятий и организаций теоретико-методологические проблемы менеджмента: концепции современного российского менеджмента и его взаимосвязь с национальной культурой; функции менеджмента; организационные структуры управления; принятие управленческих решений; мотивация и стимулирование персонала; результативность и эффективность менеджмента и т. д. Изложение этих проблем подкрепляется подробным анализом истории развития российской управленческой мысли в общем контексте эволюции мировых организационных концепций.

Формирование отечественной школы управления как самостоятельной области экономической науки пришлось на 1960-1970-е годы. Начало 1990-х годов характеризуется качественно новым этапом в развитии теории и практики российского управления: переходом от командно-административной системы управления к современному менеджменту, отражающему специфику управленческих отношений в системе рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов, с одной стороны, между собой, с другой - с институтами государственного регулирования. Авторы выделяют четыре ключевых направления, характеризующие менеджмент: трудовую деятельность особой профессиональной группы людей по активизации и координации действий исполнителей; процесс исследования, разработки и решения управленческих проблем; управленческую систему, связанную с взаимодействием субъектов и объектов управления; систему обеспечения развития и воспроизводства социально-экономических процессов.

Основные функции менеджмента в учебнике представлены в виде шести блоков управленческой деятельности - от целеполагания до контроля. Процессные функции менеджмента описываются такими стадиями единого управленческого цикла, как исследования и диагностика ситуации; разработка и обоснование альтернатив; принятие решений; реализация решений.

Исходя из анализа классических типов организационных структур управления авторы делают вывод, что в современных рыночных условиях необходим более полный учет факторов и взаимосвязей, определяющих облик эффективных организационных структурных моделей. В этой связи можно отметить предложенную авторами учебника комплексную схему их формирования. Она учитывает помимо прочих такие существенные факторы, как важнейшие характеристики внешней среды (тип государственного регулирования, связи с внешними партнерами др. ), отношения собственности. Среди приоритетных типов рыночно ориентированных структур управления выделяются: корпоративная (действующая на акционерных принципах), предпринимательская (на началах частной собственности) и административная (в сфере государственной или муниципальной собственности).

Авторы учебника подробно рассматривают сложную совокупность логически взаимосвязанных этапов действий менеджмента, выполнение которых должно минимизировать соответствующие риски. Предложенный ими организационный алгоритм состоит из 25 типовых аналитических действий, направленных на комплексное обеспечение высокого качества управленческих решений.

Рассматривая соотношение понятий "стимул" , "мотив" , "мотивация" , диалектику взаимодействия внешней и внутренней среды предприятий в формировании сложных мотивационных комплексов, авторы обосновывают правила стимулирования персонала в условиях рыночной экономики: решение всегда актуальной проблемы преодоления "порога безразличия"; обеспечение высокого уровня заинтересованности в достижении необходимого (целевого, планируемого) производственного результата посредством не только традиционных "прямых" рычагов (зарплата, премия, моральное поощрение), но и "косвенных" (общее состояние финансов, условий труда, наличие ясной стратегии развития, др. ).

Комплексный подход к анализируемой тематике позволяет авторам подробно рассмотреть проблемы проектного управления как вида управленческой деятельности, базирующегося на предварительной и тщательной разработке модели (плана) действий по достижению конкретной цели предприятия. В учебнике изложены понятийный аппарат проектного управления, его основные подсистемы, соответствующий организационный инструментарий в виде построения сетевых моделей, матриц и т. п.

Особо следует выделить рекомендации по разработке функциональных и организационных управленческих моделей, весьма полезных для целей обучения и имеющих базисное значение для понимания сути процессов менеджмента. Во-первых, это инженерно-маркетинговая модель, характерная для тех предприятий, где менеджмент тщательно изучает состояние рынка и стремится к обеспечению конкурентных преимуществ на основе углубленного маркетингового анализа. Во-вторых, корпоративно-инновационная модель, сохраняющая приоритетность маркетингового подхода, но в то же время позволяющая акцентировать усилия менеджмента на таких аспектах управления, как проведение совместной деятельности промышленных и научных организаций; разработка взаимоувязанных инновационных, инвестиционных и производственных программ; проведение патентных исследований и т. п. Обеспечивая развитие опережающих НИОКР, правовую защиту и коммерческое использование "ноу-хау" , она может стать действенным инструментом интеллектуализации и наращивания конкурентных технологических преимуществ отечественного производства.

В учебнике подчеркивается растущая роль подсистемы управления человеческими ресурсами предприятий. Весьма полезны рекомендуемые количественные показатели оценки и анализа эффективности работы с кадрами. Особое внимание уделяется подробному анализу создания в рамках корпораций комплексных научных центров, переводу всех научно-инженерных подразделений на коммерческие отношения с производственными подразделениями-заказчиками. При рассмотрении относительно нового направления управленческой науки - корпоративного менеджмента - в качестве ключевой дефиниции авторы анализируют понятие "интегрированная корпоративная структура" (ИКС).

Заключительные главы учебника посвящены актуальным проблемам социального и финансового менеджмента, главными объектами воздействия которых выступают человеческий потенциал и финансовые потоки предприятия. Так, для профессионального становления финансовых менеджеров компаний весьма полезными могут быть рекомендации авторов учебника по реализации воспроизводственной, распределительной и контрольной функций регулирования финансовой сферы, по системному анализу факторов прибыли, методам стратегического и текущего управления финансовым обеспечением бизнеса.

Естественно, рецензируемая работа не свободна от недостатков, прежде всего редакционного характера. Лучшему восприятию материала способствовала бы систематизация родственных вопросов.

Учебник рекомендован для студентов, аспирантов и преподавателей, для специалистов, занимающихся формированием и развитием систем управления организаций.

Hosted by uCoz