^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 14.02.2005
^НР: 002
^ЗГ: НОВАЯ ЭКОНОМИКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
^ТТ:

НОВАЯ ЭКОНОМИКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Экономика Калининградской области за относительно короткий исторический период - с 1945 г. по настоящее время -- неоднократно подвергалась радикальной реструктуризации. Сначала разрушенную войной рыночную экономику Восточной Пруссии сменила плановая административно-командная экономика с другими направлениями специализации. Затем в регионе в сжатые сроки был создан мощный рыбопромышленный комплекс океанического лова, существенно изменивший индустриальный, а вслед за тем и социально-экономический облик области. В начале 1990-х годов, после распада СССР и начала рыночных реформ, в регионе был введен режим свободной экономической зоны "Янтарь", в результате чего произошли частичная деиндустриализация территории, резкий спад производства в традиционных для региона отраслях промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве, в большинстве отраслей сферы услуг. Но затем, после 1998 г., когда российская экономика начала выходить из кризиса и стал расширяться общероссийский рынок, практически не изменившийся хозяйственный режим, регулировавшийся принятым в 1996 г. законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", обусловил формирование новой региональной экономики, ориентированной на импортозамещение и обслуживание внешнеэкономических связей Российской Федерации.

Сегодня, когда область превратилась в анклав внутри ЕС, а эффективность "зонального" хозяйственного механизма ставится под сомнение, возникает угроза новой кардинальной ломки сложившейся структуры экономики с неизбежными социальными последствиями. Поэтому крайне актуальна взвешенная оценка того, необходима ли реструктуризация экономики области и соответствует ли она региональным и общероссийским интересам, какие меры должны быть предприняты на федеральном уровне для жизнеобеспечения и развития региона.

Факторы реструктуризации региональной экономики

Калининградская область является одним из российских регионов, которому федеральный центр уделяет наибольшее внимание. Это объясняется эксклавным положением региона, затрудняющим коммуникации между областью и основной территорией страны, что усложняет условия регионального развития. Становятся необходимыми федеральная поддержка развития региона (реализуемая посредством закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Федеральной целевой программы "Развитие Калининградской области на период до 2010 года") и решение вопросов транзита пассажиров и грузов на международном уровне (в ходе переговоров России и ЕС). Высказываются мнения, что вследствие вхождения 1 мая 2004 г. Польши и Литвы в ЕС, а также ожидаемого вступления России в ВТО экономическая ситуация в регионе еще более усложнится, и с высокой степенью вероятности область, и так якобы сильно отстающая в своем социально-экономическом развитии, превратится в депрессивный регион внутри развивающегося Евросоюза (1) .

Ряд экспертов менее жестко оценивают ситуацию и выдвигают реальные рекомендации по улучшению положения в области. Так, В. May и О. Кузнецова рассматривают закон об ОЭЗ, способствующий более эффективному решению проблем Калининградской области, как часть более общей федеральной социально-экономической политики России применительно к конкретному региону. Они предлагают согласовать федеральные и региональные, а также международные интересы (для их более полного учета и согласования с российскими интересами предлагается заключение соглашения между РФ и ЕС) (2) в развитии области в новых условиях.

Тем не менее все известные нам оценки ситуации в регионе и рекомендации основываются на анализе отдельных макроэкономических показателей, достоверность которых, как мы полагаем, невысока. При этом в подавляющем большинстве случаев процессы, протекающие в экономике региона, рассматриваются лишь в самом общем виде. Для объективной оценки ситуации в регионе администрация Калининградской области совместно с учеными Калининградского госуниверситета с привлечением для консультаций ряда московских экспертов осуществила специальные исследования экономики региона, которые позволяют по-иному подойти к традиционному рассмотрению области как региона-аутсайдера. Выявлены серьезные позитивные перемены в региональной экономике, и при выполнении определенных условий прогноз ее дальнейшего развития оказывается благоприятным (3) .

Оценка "эксклавных" затрат

Оторванность Калининградской области от остальной части России объективно обусловливает значительные дополнительные затраты и издержки экономики и населения региона. Граждане, следующие в Калининградскую область из России или в обратном направлении наземным транспортом, проходят обязательный пограничный и таможенный контроль, неся при этом значительные временные потери, а также существенные психологические издержки (трехкратный пограничный и таможенный контроль при следовании железнодорожным сообщением в "материковую" Россию и обратно). Выдаваемые ныне Упрощенный транспортный документ (УТД) и Упрощенный транзитный документ для проезда по железной дороге (УПД ЖД) фактически основываются на вопроснике для получения литовских виз. Вхождение Польши и Литвы в Евросоюз ведет к ограничению свободы перемещения жителей области, особенно при их поездках в Россию и обратно наземными видами транспорта вследствие изменения правового, таможенного и пограничного режимов: обязательным становится предъявление при пересечении границ ЕС загранпаспорта (в настоящее время загранпаспорт имеет только половина жителей области).

Любая партия произведенной в Калининградской области продукции, а также импортные товары, следующие через территорию области при отправлении в Россию, уже на протяжении 10 лет проходят полное таможенное оформление. Это существенно замедляет оборачиваемость оборотных средств и требует дополнительных расходов предпринимателей области по сравнению с другими регионами России.

Отдельные категории грузов, перевозимые между Калининградской областью и остальной частью России наземным транспортом, проходят обязательный платный ветеринарный и фитосанитарный контроль. Автомобили, следующие через территорию Литвы и Белоруссии, в обязательном порядке проходят таможенный контроль, оплачивают страховку и экологический сбор. Тарифы на железнодорожные перевозки на калининградском направлении складываются из четырех отдельных тарифных участков: калининградский, литовский и белорусский (международный тариф) и российский. Это приводит в итоге к значительному превышению расходов на оплату железнодорожных перевозок по сравнению со среднероссийскими.

Указанные особенности обусловливают формирование достаточно весомых трансакционных издержек - потерь и дополнительных затрат экономики и населения Калининградской области, которые можно разделить на три основные категории:

1) Общесистемные потери и затраты, связанные с территориальной обособленностью Калининградской области:

- таможенные сборы на отправляемую в Россию продукцию калининградских предприятий;

- расходы предприятий по оформлению сертификата о происхождении на производимые товары;

- потери предприятий, связанные с омертвлением оборотных средств на период таможенного оформления готовой продукции и прохождения границ при следовании в/из Россию;

- расходы предприятий на приобретение квот по товарам, ввозимым в область в таможенном режиме свободной таможенной зоны.

2) Дополнительные расходы на перевозку и транзит грузов:

- рост стоимости энергоносителей (газ природный, электроэнергия, горюче-смазочные материалы) по сравнению со среднероссийскими величинами в результате их транзита через территории иностранных государств;

- потери грузоперевозчиков из-за более высоких железнодорожных тарифов при транзите грузов через территорию Литвы и Белоруссии;

- расходы на приобретение и содержание большего по сравнению с другими регионами России автомобильного парка для перевозки грузов из-за дополнительных затрат времени на таможенное оформление и прохождение границ;

- дополнительные расходы транспортных организаций и перевозчиков на территории иностранных государств (страховки, экологические сборы и т.д.).

3) Дополнительные расходы, обусловленные расширением Европейского союза:

- затраты предприятий, связанные с увеличением времени и трудоемкости оформления документов грузового транзита через территорию ЕС;

- дополнительные затраты на процедуры прохождения грузового транзита (страховки, транзитная декларация, гарантии доставки, ветеринарный и фитосанитарный контроль и т.д.).

По оценкам Главного управления экономического развития и торговли администрации Калининградской области, совокупные потери и затраты экономики и населения вследствие эксклавности региона в пересчете на 2004 г. составляют около 10,5 млрд. рублей, в том числе по первой категории - 2,3 млрд. руб., по второй - 5,5 млрд. руб., по третьей - 2,7 млрд. руб. Данные цифры отражают только те потери экономики и населения Калининградской области, которые поддаются прямому счету. Не поддаются количественной оценке, но существенно осложняют социально-экономическое развитие области такие важные факторы, как обозначившийся разрыв родственных и социально-культурных связей населения области, возрастающая замкнутость внутрирегионального рынка труда, товаров и услуг.

Целесообразно сравнить эти дополнительные потери с общей налоговой нагрузкой на экономику региона. В 2003 г. в Калининградской области собрано 10,4 млрд. руб. налогов и сборов при величине валового регионального продукта (ВРП) в 50,6 млрд. руб. Соответственно на 1 тыс. руб. добавленной стоимости налоги составили 205,4 руб. (20,5%) (4). По оценкам, в 2004 г. дополнительные потери и затраты из-за эксклавности территории в пересчете на 1 тыс. руб. ВРП достигают 159,1 рублей (10,5:66,0) или 15,9%. Если сделать допущение о сохранении налоговой нагрузки в 2004 г. на уровне 2003 г.то суммарная налоговая и дополнительная эксклавная нагрузки на ВРП Калининградской области составляют порядка 36,4% (20,5% + 15,9%). Значит ли это, что в Калининградской области вести хозяйственную деятельность невыгодно?

Принципиально в Калининградской области могут быть реализованы следующие пять типовых режимов хозяйственной деятельности:

- нынешний режим ОЭЗ;

- производство в основном из российского сырья и комплектующих;

- производство в основном из импортного сырья и комплектующих;

- прямой импорт через территорию Калининградской области;

- отмена режима ОЭЗ.

Рассмотрим особенности формирования цен на продукцию при работе в режиме импорта с переработкой "ИМ-40 ОЭЗ" и в режиме прямого импорта "ИМ-40". Товародвижение и этапы ценообразования отражены соответственно на рисунках 1 и 2.

В таблице 1 сведены результаты упрощенного анализа ценовой эскалации для пяти типовых режимов хозяйственной деятельности с целью их сопоставления (конкретные данные должны уточняться для конкретных товаров и экономических условий). Как видно из таблицы 1, полностью внутреннее производство в России ceteris paribus выгоднее нынешнего режима ОЭЗ в Калининградской области.

Приведенные условные расчеты и хозяйственная практика показывают, что вследствие эксклавности успешную хозяйственную деятельность в большинстве отраслей и производств могут вести только предприятия, эффективно использующие режим ОЭЗ. Именно этим объясняется развитие в области ряда специализированных производств, максимально использующих импортное сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие, ориентированных на выпуск относительно дорогостоящей продукции, издержки на транспортировку которой малы по сравнению с оптовой ценой (бытовая техника, автомобили, мебель, рыбные и мясные консервы и т.д.). В итоге Калининградская область в сфере промышленного производства стала специализироваться на эффективном импортозамещении, создавая конкуренцию прежде всего прямому импорту в Россию ряда потребительских товаров.

Следствия режима свободной (особой) экономической зоны

В настоящее время основным механизмом компенсации издержек в области является действующий в той или иной мере уже в течение 13 лет режим свободной таможенной зоны как главный компонент "зонального" механизма. Кроме того, в соответствии с положением о СЭЗ "Янтарь" Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие ОЭЗ в Калининградской области на 1998-2005 гг.", действовавшая до 2001 г. включительно. А во исполнение закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" 7 декабря 2001 г. постановлением Правительства РФ была принята новая Федеральная целевая программа "Развитие Калининградской области на период до 2010 года". В 2002 г. на реализацию программы привлечено 1967 млн. руб., в 2003 г. - - 7147 млн. руб.

Указанные федеральные целевые программы нацелены в первую очередь на развитие производственной и социальной инфраструктуры региона. Их реализация воздействует на экономическое положение предприятий и инвестиционный климат в регионе косвенно - через улучшение общих условий хозяйственной деятельности. Режим же свободной таможенной зоны, сокращая текущие затраты предприятий, прямо влияет на уровень себестоимости продукции и прибыль хозяйствующих субъектов, создавая непосредственные мотивы для привлечения инвестиций. К настоящему времени выявился ряд позитивных и негативных последствий действия "зонального" механизма. К позитивным результатам действия режима ОЭЗ откосятся:

- реструктуризация областной экономики;

- адаптация предпринимателей к эксклавному положению региона, появление многочисленных новых предприятий, освоение старыми производствами современной конкурентоспособной продукции;

- наполнение потребительского рынка региона, возникновение внутрирегиональной конкуренции;

- обеспечение занятости населения; сохранение области в общероссийском экономическом пространстве, освоение региональной экономикой ниши в территориальном разделении труда.

Негативные аспекты включают:

- высокую степень зависимости экономики региона от режима свободной таможенной зоны, преобладание сборочных технологий в промышленности;

- экспансию неформального сектора экономики;

- возникновение жесткой конкуренции с рядом отечественных товаропроизводителей из других регионов России, не располагающих таможенными преференциями.

С началом экономического роста в России в 1999 г. в Калининградской области быстро развивается импортозамещающее производство. Повышается роль области в российских внешнеторговых перевозках. Наблюдавшийся до этого более глубокий, чем в среднем по стране, экономический спад сменился более быстрым подъемом (см. табл. 2). За период 1999-2003 гг. объем промышленного производства в Калининградской области увеличился на 95% против 31% в среднем по РФ. В области быстрее среднего по России росли инвестиции (более чем в 4 раза), транспортные перевозки, обслуживание экспортно-импортных связей, отечественный и зарубежный туризм. ВРП в 2002 г. увеличился на 9,5%, в 2003 г. -- на 11,5%. Среднегодовые темпы роста ВРП в Калининградской области выше средних по стране (притом, что в России темпы роста ВВП выше, чем в Прибалтике, Польше и странах ЕС).

Повышение роли Калининградской области во внешнеторговой сфере характеризуют данные рисунка 3, отражающие динамику экспортно-импортных операций в регионе. Структура импорта товаров из-за рубежа и вывоза произведенной в области продукции в другие регионы России свидетельствует о новой импортозамещающей специализации области. Вывоз калининградской продукции на остальную территорию России достиг в 2003 г. 1120 млн. долл. против 759 млн. в 2002 г., 619 млн. в 2001 г. и 424 млн. долл. в 2000 г.

В силу ограниченности регионального рынка (население области составляет 940 тыс. человек) общероссийский и зарубежный рынки имеют решающее значение для развития калининградской экономики.

По состоянию на начало 2004 г. в промышленности области сформировалась структура поставок товаров в другие российские регионы, на экспорт и для внутреннего потребления, отраженная на рис. 4. Приведенные данные позволяют оценить реальный объем ВРП Калининградской области в 2003 г.: он достигает 2,3 млрд. долл., что примерно на 40% превышает официальные данные. Эта цифра в принципе совпадает с наиболее часто встречающимися, а также рассчитанными нами ранее оценками доли неформальной экономики в регионе около 40-50% официального ВРП.

На долю области в 2003 г. приходилось 35% российского производства телевизоров и пылесосов, 16% -- мясных консервов, 34% рыбных консервов, 11% добычи рыбы и морепродуктов, 6% мебели, 4% целлюлозы, 2,1% общероссийского производства водки и ликероводочных изделий; в 2003 г. область обеспечила 24% российского экспорта водки (по стоимости). В 2003 г. выпущено 9,2 тыс. автомобилей KIA и BMW, 995 тыс. современных телевизоров, 250 тыс. пылесосов. В области изготавливаются холодильное оборудование, видеокассеты, картриджи для водяных фильтров "БРИТА Евро". Значительны объемы производства и вывоза в другие российские регионы дорогостоящей мебели, синтетических ковровых покрытий из импортных полуфабрикатов.

Благодаря освоению современного ассортимента товаров и внедрению новых технологий, опирающихся на активные международные кооперационные связи и участие западных партнеров в капитале ряда предприятий, калининградская продукция имеет преимущества по соотношению цена/качество над продукцией как многих российских, так и зарубежных производителей. В целом спрос на калининградские товары на общероссийском рынке устойчив. Они конкурируют не столько с продукцией отечественных товаропроизводителей, сколько по большей части с прямым импортом. В области быстрее, чем в большинстве других российских регионов, развивается инфраструктура рынка, совершенствуется система высшего образования, расширяются международные связи, реализуются многочисленные международные проекты.

Вместе с тем многие традиционные для области отрасли специализации (прежде всего сельское хозяйство, добыча и обработка янтаря, ряд производств в машиностроении) продолжают оставаться в депрессивном состоянии. В сложном положении находится инженерная инфраструктура; обостряются экологические проблемы. Значительных размеров достигает теневой сектор экономики. Велика социальная дифференциация населения, не преодолена безработица.

Геоэкономическая оценка региона и перспектив его развития

До последнего времени попытки теоретического обоснования хозяйственного режима в Калининградской области ограничивались анализом мирового опыта функционирования свободных экономических зон (5). Часть исследователей допускают и в перспективе функционирование региона в режиме свободной зоны, занимающей практически всю ее территорию, со специализацией на импортозамещении, тогда как другие эксперты считают, что калининградская ОЭЗ должна быть исключительно "ориентированной на экспорт". Некоторые специалисты склонны к поиску баланса между различными целевыми рынками и считают акцент на торговой ориентации как центральном элементе дискуссии "несколько устаревшим" (6). Относительно недавно обозначилась идея (элементы которой ранее только прослеживались), связанная с рассмотрением развития Калининградской области с позиций геоэкономического подхода (7) .

С такой точки зрения Калининградская область выглядит, на наш взгляд, одним из лидеров среди российских регионов, способствующих завоеванию российской экономикой более перспективной ниши в мировом разделении труда, чем в настоящее время. Этому благоприятствует как сложившаяся структура региональной экономики, так и географическое положение области, приближенное к основным торговым партнерам России. Стратегия развития Калининградской области как "региона сотрудничества", принятая к реализации в апреле 2003 г., также направлена на достижение данной цели (8) .

Как известно, суть геоэкономического подхода состоит в активном включении субъекта (страны, региона, территории) в международное разделение труда для занятия в нем наиболее выгодных позиций. Речь идет о том, что в любой национальной экономике имеются хозяйствующие субъекты, входящие в интернационализированное воспроизводственное ядро (ИВЯ), и неинтернационализированные части (выпадающие из общего контекста мирового развития, но служащие одним из источников развития национальных ИВЯ). Состояние секторов, входящих в ИВЯ, определяет место страны в борьбе за мировой доход, который образуется при реализации товаров и услуг, произведенных в рамках данных ядер с использованием всех видов национальных ресурсов (в том числе и ресурсов стран, не участвующих в ИВЯ) (9) .

Доходы государства напрямую зависят от его места в международном разделении труда, то есть от наличия ИВЯ, обеспечивающих доступ к мировому доходу. Поэтому государство должно играть большую роль в формировании ИВЯ, стимулируя развитие составляющих его отраслей путем предоставления кредитов на закупку импортного оборудования, гарантий и страхования по кредитам, льготного обложения прибыли и имущества, внедрения ускоренной амортизации и др. В современной России "полюсами развития" должны выступать наиболее подготовленные к инновациям регионы. Одним из специфических путей формирования ИВЯ в России может стать механизм ОЭЗ в Калининградской области, причем последняя должна играть все более активную роль в завоевании Россией выгодных геоэкономических позиций ("калининградский полюс интеграции" (10)).Распространено мнение, что в аспекте формирования российских ИВЯ перспективны энергетическая, аэрокосмическая, металлургическая, инновационная сферы. Однако, на наш взгляд, нельзя игнорировать и необходимость завоевания Россией сильных позиций на рынке потребительских товаров (сначала хотя бы на отечественном рынке, где пока господствуют зарубежные конкуренты, с постепенным выходом на мировой рынок). В этом плане Калининградской области с ее специфическим геополитическим положением предоставляется уникальная возможность послужить "локомотивом" развития таких производств (что и происходит в настоящее время). Очевидно, именно из признания этого факта исходит позиция Правительства РФ по отношению к новому закону об ОЭЗ в Калининградской области, предполагающая переориентацию региональной экономики с импортозамещения на экспортную ориентацию, на эффективное выполнение регионом роли российской контактной территории.

Уже сейчас степень участия Калининградской области в ИВЯ намного выше, чем большинства российских регионов. Импортозамещение и экспортное производство составляют основу сложившейся в области промышленности. Большую роль играет обслуживание внешнеэкономической деятельности других регионов страны, начинают реализовываться сетевые экологические проекты по охране природы Балтики и др.

Может создаться мнение, что поскольку добавленная стоимость в импортозамещении составляет относительно небольшую величину (значения критерия добавочной переработки, зафиксированные в законе об ОЭЗ, составляют 15-30%), постольку речь идет скорее об обслуживании не национальных российских, а "чужих" ИВЯ. Однако в области размещаются "верхние стадии" технологических процессов выпуска конечной продукции при импорте сырья и полуфабрикатов. Реальным же недостатком современной структуры экономики региона является значительный удельный вес неинтернационализированного сектора экономики, пока слабо связанного с ИВЯ. В значительной степени именно на его базе формируется своего рода самообеспечивающаяся региональная экономика (к чему стремятся сторонники ложно понимаемой идеи экономической безопасности региона, противоречащей принципам экономической эффективности современной мировой экономики). Кроме того, процесс реализации многих производимых в области товаров и услуг контролируется структурами, расположенными за пределами региона (как правило, в Москве и ряде других российских городов), которые и присваивают основную часть дохода.

С позиций стратегического анализа перспектив развития области необходимо оценить, смогут ли предлагаемые новые механизмы стимулирования регионального развития действительно стать фактором, обеспечивающим решение двух взаимосвязанных проблем -- обеспечения динамичного развития региона и усиления его роли в создании национальных ИВЯ в России.

Совершенствование хозяйственного механизма эксклавного региона

На протяжении 2001-2003 г. предпринимались неоднократные попытки совершенствования действующего Федерального закона об ОЭЗ, которые были неудачными из-за нестыковки его с другими федеральными законами (Таможенным, Налоговым кодексами и т.д. (11)). Новая редакция закона может вновь качественно изменить условия функционирования хозяйствующих субъектов на территории региона, поэтому столь большое внимание уделяется его обсуждению. К концу 2003 г. проблема совершенствования механизма развития экономики Калининградской области приобрела отчасти политический оттенок. В этой связи вопросы совершенствования режима ОЭЗ перешли в ведение администрации Президента РФ. Координацией этой деятельности и разработкой нового Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" занималась рабочая группа по комплексному развитию Калининградской области, в состав которой вошли высококвалифицированные российские эксперты, специалисты ключевых министерств и ведомств, депутаты Государственной думы.

В ходе работы группы отмечалось, что благодаря предпринятым на федеральном уровне мерам экономика области успешно, хотя и не без проблем, развивается. Однако быстрый рост поставок из Калининградской области в другие регионы РФ товаров, произведенных из импортного сырья с использованием механизма ОЭЗ, вызвал обеспокоенность товаропроизводителей на основной территории страны.

Это касается прежде всего таких товарных групп, как телевизоры, ковры, мебель, мясопродукты. В результате инициируются предложения об отмене режима свободной таможенной зоны в Калининградской области и замены его на режим льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты.

Выполненные нами расчеты показывают, что реализация указанных предложений повлечет за собой убыточность всех импортозамещающих производств. Даже полная отмена налогов на прибыль и имущество не компенсирует потери товаропроизводителей. Так как производство товаров для других российских регионов составляет сейчас более половины всего промышленного производства региона, отмена существующего в области хозяйственного механизма приведет к глубокому и длительному экономическому спаду. В то же время следует учесть, что рост поставок продукции импортозамещающих производств из Калининградской области в другие регионы страны происходит обычно в условиях увеличения прямого импорта аналогичной продукции, то есть развивающееся в области импортозамещение конкурирует не столько с отечественным производством, сколько с ввозом товаров из-за рубежа. Поставки из Калининградской области в другие регионы страны, безусловно, для России предпочтительнее прямого импорта. Кроме того, их ограничение при необходимости возможно и без отмены режима свободной таможенной зоны - путем расширения перечня товаров, квотируемых для беспошлинного импорта. Финансовая помощь региону, заменяющая механизм ОЭЗ, не может решить проблемы регионального развития, поскольку она имеет иную целевую направленность, это - социальная поддержка населения, а не развитие экономики. Область, полностью зависящая от федеральных дотаций, неизбежно превращается в депрессивную территорию со стагнирующей экономикой.

Проект нового закона об ОЭЗ, представленный Минэкономразвития, предусматривает коренную трансформацию механизма компенсации потерь от эксклавности региона и, в частности, переход от таможенных преференций к налоговым льготам для новых предприятий, ведущих масштабную инвестиционную деятельность. Льготы предусматриваются по:

- налогу на прибыль: нулевая ставка в течение первых шести лет, 50-типроцентная ставка в течение следующих шести лет;

- налогу на имущество: нулевая ставка в течение шести лет;

- налогу на операции с ценными бумагами: нулевая ставка. Для уже действующих в ОЭЗ предприятий, ориентированных на импортозамещение, предполагается в течение десяти лет сохранить режим свободной таможенной зоны и сложившийся порядок освобождения их от таможенных пошлин с тем, чтобы данные предприятия провели относительно безболезненную реструктуризацию и окупили у лее созданные производственные мощности.

Оценивая предоставленные налоговые льготы, следует отметить, что по размерам они весьма существенны. Так, по предварительной оценке, для вновь образуемых предприятий, не связанных с массовым импортозамещением, они помогут снизить налоговую нагрузку примерно на 8,9%, то есть уменьшить совокупные размеры нагрузки на региональный бизнес до 27,5% (36,4% -- 8,9%). Предполагаемое изменение механизмов компенсации издержек от эксклавности региона повлечет за собой масштабную реструктуризацию экономики: снизится роль импортозамещающих производств, возникнут и начнут развиваться новые, ранее не пользовавшиеся государственной поддержкой сектора экономики.

Принципиальный вопрос: будут ли создаваться новые предприятия и отрасли или возможна эволюция нынешнего производственного потенциала от импортозамещения к экспортной ориентации? На наш взгляд, наиболее приемлемым вариантом региональной специализации является постепенный, а главное, естественный (то есть инициируемый самими предприятиями-резидентами) переход от импортозамещения к экспортно ориентированным производствам: такая схема развития региона соответствует "скандинавской модели" интернационализации. Отметим, что свободная зона Манаус в Бразилии развивается именно по пути к смешанной специализации, переориентируя часть импортозамещающего производства в экспортном направлении (12) .

В качестве аргументов в поддержку указанной схемы регионального развития могут быть приведены результаты выполненного нами в 2003 г. обследования основного массива предприятий региона в сфере импортозамещения и экспортно ориентированных отраслей. В результате анализа технико-экономических показателей работы предприятий было выявлено, что производственная система в Калининградской области имеет очень жесткую внутристрановую ориентацию. Режим ОЭЗ, сформировавшийся под воздействием федеральной политики (или скорее из-за ее отсутствия), естественным образом ориентировал региональную экономику на модель импортозамещения. Статьи Закона об ОЭЗ, которые могли бы стимулировать экспорт, оказались блокированными действующим законодательством. Но даже в урезанном виде режим ОЭЗ позволил создать "критическую массу" новых предприятий (сегодня их уже более 500), часть из которых в среднесрочной перспективе будет способна производить конкурентоспособную продукцию и на экспорт.

Новые полюсы развития в регионе будут связаны с более полным использованием его природно-ресурсного, трудового, образовательного и инновационного потенциала. В качестве механизмов их формирования в условиях временной благоприятной конъюнктуры на рынке деловой недвижимости предлагается создание производственно-коммерческих зон по аналогии с распространенными на Западе производственно-коммерческими дистриктами (districts) и зонами (estates) (13). Перспективными представляются укрепление формирующихся кластеров на уровне среднего бизнеса (в мебельном, пищевом и сервисно-развлекательном секторах), создание вертикального интегрированных агропродовольственных структур, формирование туристско-рекреационных комплексов, логистических внешнеторговых центров, возможное формирование индустриального дистрикта на базе добычи янтаря и др.

На наш взгляд, попытки отмены действия режима ОЭЗ связаны с принципиальной нерешенностью вопроса об источниках конкурентных преимуществ калининградского бизнеса - "соседство" с европейскими странами или "эксклюзивные преференции". В любом случае отмена режима ОЭЗ в Калининградской области неприемлема, так как может привести к долгосрочному (если не окончательному) отказу от сотрудничества со стороны инвесторов и партнеров. При этом необходимо иметь в виду, что концепция ОЭЗ при всей критике в ее адрес является уникальным российским и калининградским феноменом, которой на протяжении почти 10 лет отождествляется с льготным таможенным режимом. Поэтому замена таможенного режима на налоговый не должна вносить терминологической путаницы.

Вариантом изменения "зонального" механизма может стать требование постепенного увеличения доли добавленной стоимости или усложнения кода таможенной классификации, предполагающее развертывание в регионе производств и предприятий, кооперированных с нынешними импортозамещающими производствами. Вместо того чтобы требовать увеличения номинальной доли добавленной стоимости, необходимо более тщательно следить за реальной долей добавленной стоимости, так как снижение реальной доли на 10% в области - от 0,1 до 0,3 (крутой участок графика на рис. 5) приводит к кратному увеличению объемов внешних ресурсов на единицу выпуска (этим и объясняется резкое увеличение импорта, потому что дополнительная единица добавленной стоимости мультипликативно увеличивает импорт). При этом внешними ресурсами для эксклава с ограниченными собственными ресурсами являются как импортные, так и отечественные сырье и комплектующие.

Предлагается также ограничить беспошлинный ввоз товаров потребительского сектора. В этой связи показательны попытки установления равновесия выгод и затрат резидентов региона и страны в целом путем установления научно обоснованных ставок таможенных пошлин для Калининградской области (на уровне примерно 4% для отгрузки из ОЭЗ в Россию) (14). Решения такого рода предлагались в начале 1990-х годов, но подробно не исследовались из-за институциональных препятствий к реализации данной схемы, включающей манипулирование ставками таможенных пошлин.

В то же время отметим, что дальнейшие исследования целесообразно вести по двум направлениям: во-первых, поиск и обоснование экономического равновесия выгод и затрат между существующими и предполагаемыми бизнес-моделями функционирования эксклавной территории; во-вторых, анализ производственных и коммерческих секторов региона и выявление реальных субъектов - получателей сверхприбылей или относительных убытков, связанных с деятельностью в рамках ОЭЗ. Результаты подобного анализа могли бы послужить научно обоснованной базой для решения судьбы ОЭЗ в Калининградской области.

В заключение необходимо отметить, что экономический рост в последние пять лет в Калининградской области является достаточно устойчивым и прогрессивным, что не может не влиять, на формирование нового варианта закона об ОЭЗ. Необходимо также учитывать реализуемую в области Стратегию "региона сотрудничества" (и ряд элементов стратегии "пилотного региона" (15)), направленную на повышение веса Калининградской области в экономике страны за счет роста ее роли в обслуживании внешнеэкономических связей, в развитии импортозамещающих и, в нарастающей степени, экспортных производств. Такая стратегия, на наш взгляд, в большей мере соответствует внешне- и внутриэкономическими реалиям государства и региона, чем многие привлекательные, но непрозрачные для реализации концепции.

***

1 Смородинская Н. Калининград в условиях объединения Европы: вызов и ответ. - Вопросы экономики, 2001, N 11; Смородинская Н. Судьба Калининграда: глобальное измерение. - Pro et Contra, 2003, т. 8, N 2, с. 137-162; Смородинская 11., Жуков С. Калининградский анклав в Европе: заплыв против течения. Диагностика состояния и возможностей экономического развития. М.: Институт Восток-Запад, 2003; В фокусе - Калининград. Политические рекомендации с точки зрения разрешения проблем. - SCHIFF texte N 67 / russisch, 2002.2 Кузнецова О. Федеральная экономическая политика в отношении эксклавного региона. - Вопросы экономики, 2001, N11; Кузнецова О., May В. Калининградская область От "непотопляемого авианосца" к "непотопляемому сборочному цеху": Взгляд из России / Комитет "Россия в объединенной Европе" М., 2002.

3 Клемешев А., Козлов С., Федоров Г. Остров сотрудничества. Калининград: Издательство КГУ, 2002; Клемешев А., Козлов С., Федоров Г. Особая территория России. Калининград: Издательство КГУ, 2003; Калининградская область: стратегия сотрудничества. М.: ОЛМА-Пресс, 2004; Цикель М., Жданов В., Федоров Г. Эффективность и совершенствование механизма Особой экономической зоны в Калининградской области. Калининград: Издательство КГУ, 2003.

4 Отметим, что доля налогов и сборов в ВВП в среднем по РФ по итогам 2003 года составляет 28,9%. Столь большая разница (8,4%) обусловлена действием в регионе режима ОЭЗ, в рамках которого в области в отличие от других регионов РФ не взимаются таможенные сборы на продукцию, ввозимую для внутреннего потребления и переработки.

5 Смородинская Н. Организация свободных экономических зон (СЭЗ) в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материалы, НИИ ЦБР, Вып. 3. М.: Банк России, 1996; Ивченко В., Самойлова Л. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. Калининград: Янтарный сказ, 1999; Зверев Ю. Мировой опыт "зон переработки импорта" и Калининградская особая экономическая зона. - - Регион сотрудничества. Вып. 1 (19). Калининград: Издательство КГУ, 2003; Ламанд В., Винокуров Е.Формирование торговой специализации Калининградской области. - Вопросы экономики, 2003, N 2; Шаститко А., Яковлева Е. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации. Бюро экономического анализа: Информационно-аналитический бюллетень, 2003, N 46.

6 Степура Е. Нежеланная реформа. - Эксперт Северо-Запад, 2004, N 6 (163).

7 Щедровицкий П. Промышленной политики не будет без политики региональной. - Эксперт-Урал, 2004, N 27 (154).

8 Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года. Администрация Калининградской области. Калининград, 2003.

9 Кочетков Э. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). М.: БЕК, 2002, с. 48-49.

10 Эти идеи начали выдвигаться еще в 2000 г. (Бильчак В., Самсон И., Федоров Г. Калининградский полюс интеграции. Гренобль - Калининград, 2000; Хлопец-кий А., Федоров Г. Калининградская область: регион сотрудничества. Калининград: Янтарный сказ, 2000), сейчас они вошли весомым компонентом в региональную стратегию и теперь важно, чтобы они были зафиксированы в федеральной региональной политике. По сути аналогична концепция так называемого "пилотного" региона (В фокусе - Калининград. Политические рекомендации с точки зрения разрешения проблем; Смородинская Н. Судьба Калининграда: глобальное измерение.; Смородинская Н., Жуков С. Калининградский анклав в Европе: заплыв против течения), но в ней, на наш взгляд, области отводится иная роль - обслуживание западных ИВЯ.

11 Отметим, однако, что если бы новый закон в полной мере соответствовал всем остальным действующим законам, то отсутствовала бы и необходимость в нем.

12 Зверев Ю. Мировой опыт "зон переработки импорта" и Калининградская особая экономическая зона

13 Гареев Т. Механизмы формирования полюсов развития: производственно-коммерческие зоны. -- Регион сотрудничества. Вып. 6 (24). Калининград: Издательство КГУ, 2004.

14 Степура Е. Нежеланная реформа.

15 На данном этапе мы склонны различать эти понятия, так как за похожими "исследовательскими брэндами" зачастую скрываются очень разные концептуальные подходы и даже ценностные ориентации.

Графические материалы:

Переработка товара в режиме свободной таможенной зоны и отгрузка по железной дороге

Импорт товаров в Россию с доставкой по железной дороге через Калининградскую область ("растаможивание на РФ")

Таблица 1

Расчет розничной цены на продукцию, производимую в Калининградской области в рамках различных режимов хозяйствования

Таблица 2

Динамика инвестиций и объемов промышленного производства, (в % к предыдущему году)

Итоги внешней и межрегиональной торговли с участием Калининградской области в 2003 г. (оценка авторов на основе данных таможенной статистики, млн. долл.)

Динамика внешней торговли Калининградской области (1992-2003 гг., млн. долл.)

Зависимость мультипликатора объема входящих внешних ресурсов С(а) от фактической величины адвалорной доли а

Hosted by uCoz