^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 14.03.2005
^НР: 003
^ЗГ: ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.
^ТТ:

ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.

В экономической литературе до сих пор отсутствует единое определение конвертируемости валют. Исторически понятие конвертируемости эволюционировало вместе с развитием международной валютной системы. Изначально под ним подразумевалось свободное обращение валюты в золото, но во второй половине XX в. в этой области произошел ряд кардинальных изменений. В рамках Бреттон-Вудской международной валютной системы конвертируемость была сведена к возможности обмена той или иной национальной валюты на доллары США для осуществления текущих операций, а затем данное понятие стало включать и свободный обмен национальной валюты на другие ведущие мировые валюты.

Определения конвертируемости

В настоящее время можно выделить несколько форм конвертируемости: частичную, полную, внешнюю и внутреннюю.

Под частичной конвертируемостью понимается, как правило, установление свободного обмена национальной валюты на иностранные валюты по текущим операциям. Именно такое обязательство вытекает из Ст. VIII Статей Соглашения МВФ, предусматривающей, что для признания валюты конвертируемой "ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам"(1). Близкое к этому определение частичной конвертируемости дает известный специалист в области валютных отношений Р. Маккиннон, подчеркивающий, что "валюта является конвертируемой, если граждане данной страны, желающие купить иностранные товары или услуги, не подверженные особым ограничениям, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке по единому, возможно, колеблющемуся валютному курсу, применяемому ко всем текущим сделкам, включая нормальный торговый кредит; тогда как иностранцы (нерезиденты), имеющие средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут их продать по тому же самому валютному курсу или свободно приобрести местные товары по действующим цепам в этой валюте"(2). Другой аспект частичной конвертируемости тесно связан с субъектом валютной конверсии. Так, под "частично конвертируемой валютой" понимают валюты, режим конвертируемости которых не распространяется на те или иные категории экономических субъектов, или же ситуацию, когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с конкретными странами, их объединениями или регионами.

В качестве отдельного случая частичной конвертируемости следует рассматривать внутреннюю конвертируемость валюты, при которой только резиденты данной страны имеют право осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений. Другими словами, "если нет ограничений на возможности резидентов страны использовать свои накопления в местной валюте для приобретения какой-либо иностранной валюты, ее хранения или перевода любому нерезиденту для какой угодно цели, о валюте такой страны говорят, что она внутренне обратима"(3)

Под внешней конвертируемостью понимается предоставление права свободного обмена денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами только нерезидентам, а у ее резидентов такого права нет(4). По версии МВФ, валюта считается внешне-конвертируемой, если обладает двумя свойствами: во-первых, средства в данной валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту; во-вторых, все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешнеконвертируемой валюте, которую резиденты способны купить на валютных рынках(5).

Определение валют, обладающих свойством полной конвертируемости, до сих пор четко не сформулировано. Одни ученые считают, что это вид конвертируемости, которому наряду с внутренней конвертируемостью по текущим операциям присуще и свойство внешней конвертируемости. То есть при режиме полной обратимости все владельцы валюты - как резиденты, так и нерезиденты - независимо от источников ее получения имеют возможность использовать средства для проведения текущих операций в стране и за границей путем беспрепятственного ее обмена (купли-продажи) на любые денежные единицы. Другие ученые в понятие полной конвертируемости вкладывают "свободный обмен валют, осуществляемый в любой форме, по любому поводу, в какой угодно срок, каким угодно физическим и юридическим лицом"(6).

Исторически понятие полной конвертируемости ассоциировалось с термином "резервная валюта", упоминаемым в редакции Статей Соглашения МВФ 1944 г. (Бреттон-Вудс). В указанном документе под данным термином подразумевалась валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой для определения валютного паритета и валютного курса для других стран, используется для проведения валютных интервенций. В рамках Бреттон-Вудской валютной системы статус резервных валют был официально закреплен за долларом США и фунтом стерлингов. В Ямайкской валютной системе и в действующей редакции Статей Соглашения МВФ понятие "резервная валюта" не применялось. Вместе с тем было введено близкое к нему понятие "свободно используемая валюта", под которой подразумевается национальная валюта государства-члена, относительно которой Фонд устанавливает, что она (1) действительно широко используется для платежей по международным операциям и (2) является предметом активной торговли на основных валютных рынках(7).

Таким образом, подчеркивается различие между формальной конвертируемостью, состоящей в снятии каких-либо ограничений на совершение конверсионных операций с той или иной национальной валютой, и реальной конвертируемостью, дополняющей первую возможностью приобрести или продать определенное количество национальной валюты без существенных издержек. Другими словами, наличие ликвидного международного рынка валюты выступает необходимым условием свободной конвертируемости.

Еще более жестким критерием отбора валют, близким по смыслу к определению полной конвертируемости в терминах Бреттон-Вудской валютной системы, служит включение отдельных национальных денежных единиц в состав "корзины" СДР. Как отмечается в документах МВФ, для валют, входящих в нее, помимо отнесения к "свободно используемым" необходимыми условиями являются: значимая доля страны, в которой эмитируется данная валюта, в структуре мировой торговли; широкое ее применение в международных расчетах; заметная доля валюты в резервах стран-членов МВФ; активная торговля ею на основных международных валютных рынках. В соответствии с решением МВФ к валютам, входящим в состав "корзины" СДР, начиная с 2001 г. отнесены: доллар США, евро, японская йена и фунт стерлингов.

Анализ приведенных выше определений полной конвертируемости позволяет сформулировать данное понятие как возможность совершения свободного обмена национальной валюты на основные международные денежные единицы в любой форме для любых целей на ликвидном международном рынке с минимальными издержками.

Условия перехода к конвертируемости валюты

В общетеоретическом плане положительное решение вопроса о введении конвертируемости валют не подвергается сомнению. Выравнивание торговых балансов, нормы прибыли, насыщение товарных рынков и улучшение внутреннего макроэкономического равновесия как следствие введения конвертируемости валют позволяют рассматривать данный процесс в качестве позитивного для поступательного развития отдельных стран. Однако целый ряд издержек, связанных с поспешным введением конвертируемости в условиях ограниченного или искаженного действия рыночных механизмов, характерного для многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой, заставил специалистов обратить особое внимание на проблему создания предпосылок для введения конвертируемости валют. При этом, поскольку большая часть стран-членов МВФ в настоящее время присоединилась к Ст. VIII Статей Соглашения МВФ и ввела конвертируемость своих валют по текущим операциям, центр дискуссии смещается в сторону формирования условий перехода к конвертируемости валют по капитальным операциям.

По мнению многих экономистов, этапу введения полной конвертируемости валюты должны предшествовать создание благоприятных условий функционирования экономики страны и ее широкое вовлечение в систему международного разделения труда. К основным предпосылкам введения полной конвертируемости (обратимости) валют относят: общую стабилизацию экономики; сокращение дефицита государственного бюджета; низкие темпы инфляции; уменьшение дефицита счета текущих операций; урегулирование внешней задолженности страны; накопление достаточных официальных золотовалютных резервен; нормализацию социально-политической обстановки в стране; высокую степень интеграции национального хозяйства в мировую экономику; доверие к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом. Создание этих предпосылок позволяет получить положительный эффект от перехода к полной конвертируемости. При этом за счет роста спроса на валюту в международном платежном обороте, а также хранения в сбережениях и в международных валютных резервах центральных банков появляется возможность использовать эмиссию национальной денежной единицы для получения дополнительного дохода.

Как показывает мировой опыт, после второй мировой войны страны с развитой рыночной экономикой начинали восстановление обратимости своих валют с введения внешней конвертируемости, при которой право осуществлять свободный обмен денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами предоставляется только нерезидентам (иностранным гражданам или фирмам), а резиденты (граждане и компании, зарегистрированные в соответствии с законодательством своей страны) подобным правом не обладали. Это позволяло активизировать международные расчеты в национальной валюте, "приучать" иностранных контрагентов к ее использованию, а также получать сеньораж от дополнительной эмиссии национальных денег.

Именно такой путь избрали страны Западной Европы, введя в 1950-е годы внешнюю обратимость своих валют, то есть разрешив иностранным держателям долларов США конвертировать их в национальные валюты для совершения текущих операций и соответственно беспрепятственно обменивать местную валюту на доллары США. Лишь с начала 1960-х годов после длительного подготовительного процесса данный режим был распространен на национальных держателей валюты и установлена внутренняя обратимость.

Тем не менее введение обратимости валют не означало полной отмены всех валютных ограничений в странах Западной Европы, как на том настаивали США. Только в начале 1990-х годов страны ЕС взяли на себя обязательства по либерализации услуг в банковской, страховой и фондовой сферах в соответствии с требованиями ВТО, но при этом продолжают защищать свой финансовый рынок. Так, в банковском секторе Австрии действует тест на экономическую целесообразность, когда каждый иностранный инвестор должен обосновать необходимость присутствия его капиталов в стране, а в Бельгии существует требование регистрации для допуска к работе с ценными бумагами.

Вопрос о том, когда и как вводить конвертируемость валюты в странах с переходной экономикой, для многих российских и западных экономистов является дискуссионным. Опираясь на мировой опыт, некоторые российские специалисты считают, что постепенное движение таких стран к данной цели должно начинаться с введения внешней конвертируемости. По мнению С. Борисова, "внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж валюты в глазах мировой деловой общественности... [она] требует значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты"(8).К этому можно добавить, что введение только внешней конвертируемости снимает такие острые проблемы, как долларизация экономики и создание "комфортных" условий для "бегства" накоплений населения и предприятий за границу.

Большинство западных экономистов, не делая акцент на субъекте валютных конверсии, сходятся во мнении, что для успеха реформ в странах с переходной экономикой ограниченная форма конвертируемости должна распространяться лишь на операции по капитальным счетам. Это позволит избежать массового оттока капитала. В частности, Р. Маккиннон отмечает, что в период перехода к рынку, если предприятиям дать возможность "свободно брать кредиты и открывать депозиты на Западе"(9), позиции отечественной банковской системы окажутся подорванными.

Несмотря на дискуссионный характер проблемы, при осуществлении рыночных реформ большинство стран с переходной экономикой в качестве первого шага на пути создания условий для обратимости своих валют предпочли ввести внутреннюю конвертируемость. По мнению авторов реформ в валютной сфере, при отказе от государственной монополии на валютные операции, либерализации внешней торговли и одновременной ликвидации системы множественных валютных курсов в странах с переходной экономикой внутренняя обратимость валют должна была не только привести к созданию институтов валютного рынка, но и побудить резидентов продавать накопленную валюту, а также использовать ее для размещения на депозитах банков. Это могло бы способствовать интеграции "черного" валютного рынка в официальную экономику. Кроме того, продажа части валютной выручки экспортерами преследовала цель обеспечить формирование официальных валютных резервов этих стран.

Реализация данной концепции на практике характеризовалась существенными страновыми различиями и неодинаковыми экономическими результатами. Например, в странах Восточной Европы переход к внутренней обратимости валют был в первую очередь призван содействовать развитию внутреннего товарного рынка, созданию конкурентной среды и обеспечению широкого доступа населения к импортным товарам. Одни государства (например, Болгария, Чехия, Польша, Россия) осуществили "шоковый" переход к внутренней конвертируемости одновременно с либерализацией цен, а другие (Венгрия, Румыния) вначале проводили политику накопления официальных валютных резервов, улучшения структуры торгового баланса и лишь затем отменили валютные ограничения на текущие операции. Тем не менее большинство стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, страны Балтии, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия, Россия уже к середине 1990-х годов присоединились к Ст. VIII Статей Соглашения МВФ, формально введя конвертируемость валюты по текущим операциям платежного баланса и открыв доступ на валютный рынок как нерезидентам, так и резидентам своих стран.

Во многих из указанных стран поспешное введение внутренней обратимости в условиях отсутствия обоснованной макроэкономической программы и подготовительных мер привело к драматическому падению курсов национальных валют, обострению проблемы инфляции, долларизации экономик, бегству капиталов потенциальных инвесторов, а также затруднило контроль за экспортно-импортными операциями. В отдельных странах конкурентоспособность национального производства резко снизилась, внутренние рынки оказались заполненными импортными потребительскими товарами.

Последствия валютной либерализации и пути дальнейшего движения к конвертируемости

Несмотря на общую тенденцию к сокращению валютных ограничений во многих странах до сих пор действуют ограничения на движение капиталов, а также на осуществление финансовых операций, его обслуживающих, хотя в 1976-1978 гг. была принята поправка к Ст. IV Статей Соглашения МВФ, зафиксировавшая необходимость обеспечения свободного движения капиталов. Более того, ряд стран - Боливия, Венесуэла, Чили, Эквадор, Греция, Кипр, Пакистан и др., формально присоединившиеся к Ст. VIII Статей Соглашения МВФ, не отказались от валютных ограничений на отдельные виды текущих операций. Другие страны постепенно отменяют такие ограничения, но не готовы присоединиться к Ст. VIII Статей Соглашения МВФ и имеют формально неконвертируемые валюты.

В настоящее время существует целый ряд предпосылок сохранения в том или ином виде валютных ограничений или осторожного отношения к их ликвидации. К их числу можно отнести следующие.

1. Хотя необходимость привлечения иностранного капитала общепризнана, важно обеспечить защиту национальных рынков от внешнего негативного влияния, связанного, в частности, с наплывом "горячих" денег, а также с возможным их оттоком в дальнейшем.

2. Из-за возросшей волатильности основных курсовых соотношений и котировок мирового финансового рынка предсказуемость международного движения финансовых потоков ухудшилась, что обусловило повышение неустойчивости национальных денежных и валютных рынков.

3. Некоторые страны считают, что еще большая либерализация движения капиталов на национальном рынке несет с собой дополнительную угрозу экономического и политического давления на них. Это касается в первую очередь стран с формирующимися рынками, на которые в последнее десятилетие устремились финансовые потоки из развитых стран.

4. Либерализация движения капитала может привести к снижению конкурентоспособности национальной банковской системы и финансового сектора экономики в целом.

Изменения, происходящие на международных финансовых рынках, а также "цепь" недавних финансовых кризисов заставили многих экономистов пересмотреть свою позицию о необходимости форсированной либерализации рынка финансовых услуг с 1 января 1999 г., как того требовали решения стран-членов ВТО. В частности, П. Кругман предложил вернуться к валютному регулированию и валютному контролю, затрагивающему не только счет операций с капиталом, но и отдельные статьи счета текущих операций платежного баланса, в частности, экспортно-импортные.

Повышенное внимание уделяется анализу результатов потенциального увеличения притока иностранных инвестиций на формирующиеся рынки. Попытки сохранить стабильный валютный курс в этом случае могут вызвать масштабное наращивание золотовалютных резервов, обусловив значительную денежную эмиссию. Это может привести к ряду негативных последствий.

Во-первых, существенное расширение денежного предложения способствует снижению уровня краткосрочных процентных ставок на национальном рынке, что при наличии ожиданий дальнейшего укрепления национальной валюты (о чем косвенно свидетельствуют крупные покупки иностранной валюты центральным банком) воздействует на рост совокупного спроса и прежде всего его инвестиционной компоненты (в частности, вложений в недвижимость). Одновременно поддержание посредством интервенций центрального банка заниженного курса национальной валюты заметно повышает инвестиционную привлекательность экспортно ориентированного сектора экономики, в том числе и для иностранного капитала. В результате экономические агенты получают искаженные сигналы о распределении экономических ресурсов, что нередко провоцирует необоснованный бум в отдельных отраслях экономики.

Во-вторых, снижение уровня процентных ставок как наиболее распространенное последствие денежной экспансии центрального банка под влиянием притока иностранного капитала чаще всего оказывается недостаточным для выравнивания уровней доходности финансовых инструментов развитых стран и инструментов стран с формирующимися рынками. Положительный спрэд процентных ставок в пользу последних, будучи дополненным ожиданиями укрепления национальной валюты, продолжает привлекать иностранный капитал.

В-третьих, попытки центрального банка абсорбировать избыточную ликвидность, обусловленную притоком иностранного капитала, часто оказываются малоэффективными, с одной стороны, из-за ограниченных масштабов национальных финансовых рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой (в такой ситуации объемные стерилизационные операции приводят к необоснованному росту ставок на национальном кредитном рынке), а с другой - потенциальный рост ставок на национальном рынке неизбежно создает стимулы для дополнительного притока иностранного капитала. Отметим и существенный рост иностранных заимствований национальных корпораций (определяемый более низкой стоимостью кредитных ресурсов за рубежом) и, как следствие, - повышение курсовых и кредитных рисков для экономики.

В-четвертых, значительный приток иностранного капитала создает дополнительные угрозы стабильности финансовой системы. Первоначальный эффект снижения рисков в банковской системе за счет увеличения в банковских портфелях удельного веса инструментов центрального банка (используемых для абсорбирования ликвидности) может быть в дальнейшем полностью нивелирован кредитной экспансией банков и ухудшением качества их кредитных портфелей (вызванным повышением риска невозврата кредитов и неадекватной оценкой кредитных проектов), а также ростом курсовых рисков, связанных с иностранными заимствованиями.

В-пятых, проведение курсовой политики, направленной на поддержание стабильности валютного курса в условиях масштабного притока капитала, приводит к повышению рисков центрального банка. Последний, руководствуясь общепринятыми принципами управления золотовалютными резервами, неизбежно сталкивается с проблемой несоответствия растущего портфеля резервных активов и портфеля пассивов (в котором повышается доля инструментов абсорбирования ликвидности) как по срочности (в портфеле пассивов преобладают преимущественно краткосрочные инструменты), так и по доходности (инструменты абсорбирования ликвидности, используемые на национальных рынках, имеют относительно более высокую доходность по сравнению с наиболее надежными финансовыми инструментами международного рынка).

В целом экономисты признают, что увеличение числа стран, стремящихся обеспечить конвертируемость своих валют, в том числе по капитальным операциям, является объективным процессом, обусловленным потребностью в расширении сферы выгодного приложения накопленного в развитых странах "избыточного" капитала при сравнительно низких производственных издержках в странах с развивающимися рынками. Вместе с тем современный мировой опыт введения конвертируемости валют свидетельствует о том, что большинство государств, не имея возможности эффективно использовать капитал или установить контроль за его движением, продолжают оставаться на позициях частичной обратимости, проводя общую линию па постепенную либерализацию валютного законодательства. При этом до сих пор не решены наиболее острые проблемы защиты национальной экономики от избыточного притока иностранного капитала.

В данных условиях представители денежных властей развивающихся стран и стран с переходной экономикой сталкиваются с нелегким выбором: сохранять дополнительные конкурентные преимущества национальной экономики за счет искусственного удешевления внутренних факторов производства через механизм заниженного обменного курса (допуская тем самым перекосы в отраслевой структуре экономики) или дать возможность сформироваться рыночному обменному курсу в соответствии с основными макроэкономическими показателями (это может привести к частичному изменению модели интеграции национального хозяйства в систему мирохозяйственных связей). Такой выбор может быть сделан уже в ближайшем будущем под влиянием груза накопившихся проблем на развивающихся рынках и усиливающегося давления США на своих торговых партнеров в направлении повышения курсов их валют относительно доллара.

Опыт перехода к конвертируемости рубля

Наиболее значимым шагом на пути к полной конвертируемости национальной валюты в России стали вступление страны в 1992 г. в МВФ и присоединение к Ст. XIV Статей Соглашения МВФ, предусматривающей устранение множественности обменных курсов национальной валюты. В 1996 г. Россия присоединилась и к Ст. VIII, взяв на себя обязательство по недопущению введения ограничений на обмен валюты для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Последующее развитие событий на российском финансовом рынке заставляло денежные власти в зависимости от ситуации как ужесточать, так и смягчать валютные ограничения, сохраняя общую направленность политики на дальнейшую валютную либерализацию. С учетом массового бегства капитала в начале 1990-х годов основным объектом валютных ограничений оставались операции, связанные с его движением.

Новая экономическая ситуация в России (существенное увеличение сальдо счета текущих операций, стабильность валютного курса, возможный приток инвестиций, постепенное снятие ограничений для многих операций, сопряженных с движением капитала) обусловливает актуальность оценки последствий дальнейшей валютной либерализации и перехода к полной конвертируемости рубля. В отличие от ряда других стран с переходной экономикой дополнительные угрозы для России при переходе к полной конвертируемости определяются как потенциальной нестабильностью счета текущих операций платежного баланса, обусловленной сильной зависимостью от конъюнктуры мирового рынка углеводородного сырья, так и притоком или оттоком капитала, вероятность и масштабы которого могут значительно возрасти при снятии ограничений на куплю-продажу иностранной валюты для осуществления капитальных операций.

Во-первых, сохранение структурных диспропорций в российской экономике с перекосом в сторону экспортного сырьевого сектора повышает вероятность колебаний величины сальдо счета текущих операций, задержек при репатриации и продаже экспортной выручки, что предопределяет перманентную угрозу давления на обменный курс. Сильная зависимость государственного бюджета, инвестиционной и социальной сфер от финансового положения экспортного сектора экономики, то есть от международной конъюнктуры основных товаров российского экспорта, создает риск общего ухудшения состояния национальной финансовой системы.

Во-вторых, экономике России с учетом недостаточной авторитетности денежных властей, традиционной моновалютной ориентации курсовой политики и высокой степени долларизации при полномасштабной либерализации валютного законодательства по-прежнему будут присущи значительные риски массового оттока капитала в случае ухудшения экономической и социально-политической ситуации в стране. Дополнительную угрозу представляет активизация вывоза капитала крупными корпорациями, стремящимися к созданию транснациональной структуры производства.

В-третьих, не менее вероятна и угроза резкого увеличения притока капитала в страну вследствие сохраняющейся высокой инвестиционной привлекательности экспортно ориентированных производств, а также предстоящей продажи государственных пакетов акций ряда предприятий. Тем не менее очевидно, что при невысокой рентабельности отечественных предприятий обрабатывающей промышленности, низком качестве рабочей силы, сильной изношенности оборудования возможный приток капитала может носить главным образом краткосрочный характер, а его основная часть будет сконцентрирована на финансовых рынках, которые характеризуются повышенной мобильностью и сравнительно невысоким уровнем рисков.

В-четвертых, деструктивная роль масштабного притока капитала может быть существенно усилена вследствие относительной неразвитости отечественных финансовых рынков и недостаточной эффективности инструментов денежно-кредитного регулирования. Такой приток капитала с высокой степенью вероятности не сможет быть стерилизован инструментами Банка России и будет оказывать давление на процентную ставку, стимулируя рост совокупного спроса и повышение темпов инфляции.

В-пятых, ввиду крайне низкого уровня монетизации отечественной экономики масштабный приток иностранного капитала способен переполнить каналы денежного обращения и существенно исказить воспроизводственную структуру отечественной экономики.

При введении полной конвертируемости национальной валюты важен фактор создания устойчивого спроса на нее во внешнеэкономическом обороте. Отсутствие традиции использования национальной валюты во внешнеторговых сделках и недостаточное доверие к денежным властям эмитента даже в случае устойчивого ее курса способны свести на нет все потенциальные выгоды от введения полной конвертируемости национальной валюты. Фактически введение конвертируемости будет означать создание условий для расширения сферы ее использования в качестве средства платежа, но в отношении функций меры стоимости и сохранения богатства предпочтение будет отдано другим конвертируемым валютам.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что переход к полной конвертируемости национальной валюты закономерен с точки зрения более глубокой интеграции отдельной страны в систему мирохозяйственных связей, но его последствия неоднозначны. Лишь при создании важных экономических предпосылок и прежде всего обеспечении устойчивости и сбалансированности экономической ситуации в стране, занятии заметного места в международном разделении труда переход к полной конвертируемости способен принести ряд преимуществ. Однако для стран с зависимым типом экономического развития он может иметь негативные последствия. Нерешенность проблем, связанных с нейтрализацией эффектов "волн" притока и оттока капитала, предопределяет сохранение тех или иных валютных ограничений в большинстве развивающихся стран, а процесс перехода к полной конвертируемости национальной валюты обычно имеет эволюционный, поэтапный характер и обусловлен формированием соответствующих экономических предпосылок.

Современное состояние российского законодательства и развитость рынка конверсионных операций позволяют констатировать, что рублю присущи все формальные и фактические признаки валюты, обладающей внутренней и внешней конвертируемостью по текущим операциям. Однако уровень развития российской экономики, ее банковской системы и финансовых рынков, характер участия страны в мирохозяйственных связях свидетельствуют о том, что необходимые условия для перехода к полной конвертируемости рубля еще не созданы.

***

1 Articles of Agreement of the International Monetary Fund, Article VIII, Section 2.

2 McKinnon R. Money in International Exchange. The Convertible Currency Svstem. N.Y., 1979.

3 Twenty Years of International Cooperation. The Internationa] Monetary Fund, 1945-1965. Vol. II. Washington, 1969, p. 226-227.

4 Платонова И. Валютное регулирование в современной мировой экономике. М.: Издательство МФА, 1999, с. 58.

5 Twenty Years of International Cooperation. The International Monetary Fund, 1945-1965. Vol. II, p. 226-227.

6 Любский М., Суляева Л.Шаститко В. Валютные и кредитные отношения стран СЭВ. М., 1978, с. 63.

7 Articles of Agreement of the International Monetary Fund, Article XXX.

8 Борисов С. Рубль золотой, червонный, советский, российский. М., 1997.

9 McKinnon R. Op. cit.

Hosted by uCoz