^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 14.03.2005
^НР: 003
^ЗГ: К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ТИПОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ.
^ТТ:

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ТИПОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ.

В. МОРТИКОВ, кандидат экономических наук, доцент факультета управления Восточно-Украинского Государственного университета имени В. Даля (г. Луганск)

Одним из актуальных и быстро развивающихся направлений теории общественного выбора является исследование общественных благ и связанных с их производством внешних эффектов(1). В последнее время на первый план выходит глобальный аспект этих проблем. Как известно, по критерию границ производства и потребления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

К международным общественным благам (МОБ) относятся блага, которые потребляются странами совместно. Они либо доступны всему населению Земли (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона, нескольким странам. По сути МОБ являются одним из элементов системы общественных благ, по уровню публичности потребления превосходящим локальные, национальные общественные блага. Среди предпосылок роста производства МОБ можно назвать повышение степени экономической и политической открытости стран, расширение международной мобильности населения и капитала. Производство некоторых МОБ жизненно необходимо, поскольку человеческая деятельность вызывает глобальные изменения в климате, деградацию окружающей среды - этим негативным процессам могут эффективно противостоять только все страны вместе, сообща. Глобальных усилий требует и решение проблемы углубления социально-экономической неравномерности развития различных стран.

Социальная классификация международных общественных благ

МОБ можно рассматривать с двух позиций: социальной и материально-технической. Социальная конструкция МОБ - это принадлежность его к одной из следующих категорий:

- глобальные или чистые МОЕ: к ним имеют доступ, ими пользуются все страны, народы, поколения(2). Это, например, международная безопасность, противодействие глобальному потеплению, защита озонового слоя от эрозии и разрушения;

- региональные МОБ: по своему положению они находятся между глобальными общественными благами и национальными общественными благами и потребляются группой стран(3);

- клубные, коллективные международные блага (транснациональные клубные блага): потребляются в рамках соответствующих групп стран, члены которых добровольно берут на себя определенные обязательства (к числу таких благ относятся беспрепятственная торговля между участниками таможенного союза, спутниковая связь, международные аэропорты, воздушные "коридоры", орбитальные станции, электромагнитные радиочастоты).

Обратим особое внимание на необходимость различать региональные и клубные международные общественные блага. Потребление региональных МОБ в отличие от потребления клубных международных благ в ряде случаев носит вынужденный характер, обусловленный географической близостью стран. Экономические клубы создаются из стран, которые граничат между собой (Евросоюз, ЕЭП), но их создание так же, как и потребление соответствующих клубных благ, носит добровольный характер.

К особой категории МОБ относятся блага, которые потребляются одной страной, но внешние эффекты в результате их производства/потребления распространяются на другие страны. Например, разработки военно-промышленного комплекса СССР часто использовались в мирных целях в других странах (так называемый "эффект перелива").

Необходимо выделить и международные блага многоцелевого использования (international joint products) - блага, различные составные части которых имеют разную ценность для экономических субъектов из разных стран. Например, лекарство, изобретенное в одной стране для лечения одного недуга, в другой стране используется для лечения других болезней. Таким образом возникает эффект совместного потребления блага несколькими странами. Если потенциальное благо многоцелевого использования производится только в одной стране и экономические субъекты этой страны потребляют и оплачивают лишь те из многообразных качеств продукта, которыми могут воспользоваться, данное благо недооценивается и его производится недостаточно.

Ценность определенных качеств МОБ для субъектов из разных стран может различаться, они могут характеризоваться разной степенью публичности как внутригосударственной, так и международной. Например, такое благо, как мирные инициативы одного государства, может одновременно служить чистым МОБ, международным клубным благом, национальным общественным благом (поскольку может выражаться в сглаживании конфликта в стране, где возник очаг напряженности). В качестве примера можно привести миротворческую деятельность Австралии в Восточном Тиморе.

Важно подчеркнуть, что МОБ создаются не только посредством межправительственных, межгосударственных отношений, но и в значительной степени в результате взаимодействия между предприятиями, физическими лицами, находящимися по разные стороны государственных границ. О степени вовлеченности страны в производство МОБ может косвенно свидетельствовать так называемый "рейтинг глобализации", который оценивается, в частности, по такому показателю, как личные контакты граждан данной страны с гражданами других государств. По этому рейтингу (данные консультационного агентства А.Т. Kearney) 1-е место занимает Ирландия, 2-е - Швейцария, 11-е - США, в то время как Россия и Украина находятся в пятом десятке.

Ряд МОБ создается непосредственно в процессе взаимодействия экономических субъектов - людей, стран. Качество подобных благ зависит от степени их распространенности: чем больше потребителей блага, тем оно лучше, качественнее. Такими благами являются уважение к правам человека, суверенитет страны, следование определенным нормам поведения. Каждый дополнительный потребитель этих благ обеспечивает дополнительные выгоды другим пользователям.

Говоря об общественном, публичном характере МОБ, следует выделить три основных критерия принадлежности благ к данной категории:

- публичность в потреблении, то есть неисключаемость различных субъектов из потребления МОБ;

- публичность, равенство в распределении выгод от потребления МОБ: в силу разных причин страны могут различаться по степени извлечения выгод из потребления одного и того же блага, отдельная страна зачастую объективно не имеет возможности увеличить свою полезность(4);

- публичность в принятии решения о социальном статусе блага, его создании, количественных и качественных параметрах, распределении выгод от потребления и т.д.

Объединив эти критерии, И. Каул получил идеальный равносторонний "треугольник публичности": МОБ в равной степени является общественным в потреблении, общественным по способу принятия решения о его создании и распределении выгод, при этом чистые выгоды в результате его потребления равномерно распределены среди различных групп населения(5). Тем не менее анализ различных МОБ сквозь призму "треугольника публичности" показывает, что в большинстве случаев характеризующий благо "треугольник" не является идеальным - равносторонним. Скажем, решение о производстве МОБ принимается не всеми заинтересованными в нем сторонами, а его потребление становится полностью общественным, распределение выгод среди его потребителей - равным. К подобным благам относится стабилизация курсов основных мировых валют - национальных валют таких стран, как США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Канада, Германия. Или, напротив, решение о создании МОБ и распределении выгод принимается по форме публично, но фактически на решение значительное воздействие оказывают иные факторы. Примером может послужить многосторонний режим торговли в рамках ВТО. Формально она следует правилу: "одна страна - один голос" и, казалось бы, принцип публичности в принятии решений здесь соблюдается. Однако многие развивающиеся страны имеют крайне ограниченное влияние на процесс переговоров в данной организации и соответственно на распределение выгод при голосовании разных вопросов.

Для более глубокого понимания сущности МОБ необходимо упомянуть противоположное ему понятие "международное общественное зло" или "международное общественное антиблаго" (international public bad). Это - международный терроризм, не имеющая границ преступность, наркобизнес, нелегальная экономическая деятельность с использованием международных схем перевода денег. При этом противодействие международному общественному злу, ограничение международной преступности выступает как МОБ. Но, кстати, международные криминальные сообщества, согласно классификации, следует относить к международным клубным благам: полезность международным "клубам" наркодельцов приносит достигаемая в результате деятельности подобных групп относительная безопасность торговли наркотиками.

Классификацию МОБ можно осуществить и на основе выделения двух полюсов. На одном из них находятся блага, которые могут потребляться исключительно населением одной страны, на другом - блага, используемые только в глобальном масштабе. Между этими двумя категориями располагаются блага, которые могут использоваться как в рамках одной страны, так и на международном уровне. Если национальным общественным благом пользуются отдельные группы потребителей за рубежом, оно считается глобализированным национальным общественным благом. Эта категория является важной составляющей системы глобальных общественных благ: с развитием процессов глобализации социально-экономической жизни статус ряда сугубо национальных благ все более смещается в сторону глобализированных национальных продуктов. Еще совсем недавно такие блага, как национальная система образования, земля, природные и многие другие ресурсы отдельных стран, использовались преимущественно в рамках национальных границ. Ситуация меняется но мере активизации межстрановой миграции населения, роста зарубежных инвестиций. Так, компании из России активно осваивают украинский рынок цельномолочной продукции, привлекая для этого кадры и дистрибыоторскую сеть Украины(6).

Иностранные предприятия расширяют потребление национальных общественных благ при изменении схем экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов. Например, переход от совместного производства продукции на базе российского давальческого сырья в алюминиевой промышленности, нефтепереработке, нефтехимии к созданию совместных российско-украинских предприятий на основе совместной собственности на территории Украины может привести к более интенсивному использованию таких общественных благ, как социально-экономическая и финансовая стабильность.

Необходимо заметить, что национальные правительства регулируют потребление отечественных общественных благ иностранными хозяйствующими субъектами, в частности, зарубежными инвесторами. Во многих государствах действуют ограничения на участие иностранного капитала в отраслях, непосредственно связанных с эксплуатацией национальных природных ресурсов, в функционировании производственной инфрастуктуры, телекоммуникационных отраслей, спутниковой связи.

С развитием технических средств обучения, в частности, дистанционного обучения с помощью интернет-технологий все более глобализированным становится и такое общественное благо, как образование. По программам дистанционного образования в развитых странах сегодня обучается каждый двадцатый студент. Но есть и обратная глобализации потребления благ тенденция: некоторые МОБ начинают использоваться отдельными странами-субъектами потребления все меньше. Возьмем, к примеру, такое глобальное благо, как рыбные ресурсы Мирового океана. Вследствие ускоренной приватизации, сокращения государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса России рыболовный флот страны в последнее десятилетие практически ушел из открытых и конвенционных районов Мирового океана и сосредоточился на промысле в исключительной экономической зоне государства(7).

Сегодняшний уровень развития общества и социальной сферы, глобализация экономики обусловливают тот факт, что ряд благ, которые прежде создавались на локальном и национальном уровнях, сейчас могут производиться и потребляться только в международном масштабе. Иначе говоря, часть национальных и локальных общественных благ становится исключительно международными общественными благами. Финансовая стабильность стран вместе с развитием глобализации превращается из национального общественного в глобальное благо. В этом немалую роль играет развитие мировых финансовых рынков. Повышенный спрос отдельных стран на деньги в периоды финансовых неурядиц провоцирует скачки процентных ставок, которые ощущаются всеми государствами. Финансовый кризис 1997 г. в Азии был не последним фактором российского кризиса 1998 г., приведшего к дефолту и четырехкратной девальвации рубля.

Блага различаются между собой по своей способности менять социальный статус, в частности, превращаться из национальных общественных в международные общественные. У такого блага, как беспрепятственный торговый обмен, значительно выше потенциал стать МОБ, нежели у такого блага, как свободное перемещение рабочей силы. Социальная конструкция международного блага, как и блага вообще, во многом зависит от политического выбора, проводимой правительством экономической политики. Соответственно одни блага являются естественно глобальными, а другие становятся глобальными благодаря экономической политике государства.

Техническая классификация международных общественных благ

С технической точки зрения следует выделять промежуточные и конечные МОБ. Так, научное знание о том, как приготовить вакцину против полиомиелита, является одним из промежуточных благ, используемым при изготовлении вакцины, которая, в свою очередь, выступает составляющей (и тоже промежуточным благом) производства конечного блага - искоренения полиомиелита. Кроме того, целесообразно выделять национальные общественные блага, которые служат частями конструкции МОБ. Структуры национальной гражданской авиации, если они отвечают международным соглашениям по авиации, составляют важный компонент международного общественного блага "международная сеть гражданских авиасообщений".

Частями конструкции МОБ являются и блага частного использования: к примеру, сетка от комаров-переносчиков малярии, которую покупают домохозяйства, служит элементом системы контроля над распространением малярии. Использование предприятиями энергии солнца при помощи солнечных батарей - вклад в создание такого МОБ, как стабильность климата. Зачастую дефицит МОБ объясняется именно недостатками в обеспечении населения благами частного пользования, их дороговизной и т.д.

Вследствие экономических, прежде всего бюджетных ограничений для каждой страны существует проблема выбора между различными МОБ, выбора между публичными благами национального и глобального значения. Несмотря на то что Россия и Украина находятся в условиях более жестких экономических ограничений, чем ряд других стран, нельзя однозначно утверждать, что для них на первом месте стоит задача обеспечения национальными общественными благами. Обе страны считают необходимым приобщаться и к глобальным общественным благам: международной финансовой стабильности (через участие в МВФ), эффективной мировой торговле (через присоединение к ВТО).

Применительно к МОБ могут быть использованы понятия "рынок", "спрос", "предложение". Так, в ближайшем будущем в результате вступления в силу Киотского протокола мол-сет сформироваться рынок выбросов углекислого газа в атмосферу. В последнее время были опробованы пилотные проекты торговли квотами на выбросы газов, ведущие к нарастанию парникового эффекта(8). Страна, которая не может уложиться в установленный ей лимит выбросов, при наличии у нее соответствующих средств может купить у другой страны часть ее квоты на выбросы. Таким образом, рынок квот на загрязнение окружающей среды в данном случае - это рынок международных общественных антиблаг - негативных экстерналий.

Рынок квот на потребление МОБ как элемент хозяйственного механизма их использования не всегда оптимален с точки зрения общественной эффективности. Прибыль, получаемая от аукционов квот на вылов водных биоресурсов в России, постоянно превышает доходы от вылова рыбы, что не может не наносить вреда рыбной отрасли(9). Так же, как и на других рынках, на рынках МОБ может складываться неравновесная ситуация, в частности, дефицит. Например, отсутствие международных финансовых кризисов или финансовая стабильность - глобальное общественное благо, которое находится в дефиците. Только в период 1975-1998 гг. в мире произошло 158 валютных кризисов, 54 кризиса банковской системы и 32 комплексных валютно-долговых кризиса.

Определенный интерес представляет проблема влияния создания и использования МОБ на углубление/выравнивание социально-экономической дифференциации населения разных стран, различий между государствами. Тот факт, что одни группы населения имеют возможность пользоваться глобальными благами, а другие - нет, усиливает неравенство между ними. Даже в такой высокоразвитой стране, как США, не у каждого есть возможность приобрести компьютер и иметь доступ к такому МОБ, как Интернет. Информационные технологии становятся новым источником социального неравенства. В то же время следует признать, что приобщение к некоторым МОБ способствует снижению социально-экономической дифференциации населения. К примеру, те же компьютеры обеспечивают равный доступ к образовательным ресурсам.

Ряд ученых признают, что преимущества от углубления международного разделения труда и расширения производства МОБ получают прежде всего наиболее развитые государства(10). Генеральный секретарь ООН К. Аннан считает, что вследствие глобализации выгоды от потребления МОБ распределяются между странами крайне неравномерно, в то время как издержки по их созданию ложатся более или менее одинаковым бременем на все государства(11). Иными словами, создание и использование МОБ в современных условиях увеличивают разрыв между различными странами и их группами.

Эффекты конкуренции, переполнения, вытеснения при потреблении смешанных МОБ

Обращая внимание на такое качество МОБ, как конкуренция в потреблении, можно выделить категорию благ, которой данное качество не присуще. Это - уже упоминавшиеся чистые МОБ. Эффекты конкуренции, переполнения, вытеснения наблюдаются в отношении так называемых смешанных МОБ. Потребление МОБ одним пользователем может привести к ухудшению качества, сокращению количества, затруднению доступа, росту его стоимости для других пользователей. Так, одним из международных клубных благ, которым могут пользоваться члены "клуба" стран (например, ЕС), являются ограниченные средства их совместного бюджета. При увеличении потребления этих бюджетных ресурсов одним из членов "клуба" другие, нуждающиеся в средствах, могут испытывать дополнительные трудности. При реализации процесса расширения ЕС на Восток пострадала Австрия, имеющая серьезные проблемы в аграрном секторе. Сократился объем выделяемых ей финансовых средств из совместного бюджета ЕС - налицо эффект вытеснения из потребления.

С проблемой вытеснения столкнулись и российские рыбоперерабатывающие предприятия. Увеличение квот на вылов рыбы иностранными судами в 1993-2000 гг. обусловило уменьшение квот, выделяемых предприятиям рыбной отрасли России и, как следствие, недогрузку их мощностей(12). Хорошо известен эффект вытеснения государством частного сектора на рынке капитала. Оно осуществляется не буквально, не силовыми мерами, а через повышение процентной ставки, к чему весьма чувствительны частные предприниматели. Вытеснение происходит и при выходе на международный рынок капитала новых заметных экономических субъектов, которыми в начале 1990-х годов стали постсоветские государства.

Можно сказать, что действие эффектов конкуренции, переполнения и вытеснения в отношении МОБ зависит от характера каждого блага, жесткости ограничений на его количество и качество. Например, мировые запасы нефти, газа невозобновляемы, ограничены и, как следствие, наиболее конкурентны. Период возобновляемости лесных ресурсов составляет 100-150 лет, десятилетиями исчисляется срок восстановления плодородия земли.

Численная ограниченность контингента высокопрофессиональных специалистов (по крайней мере, в краткосрочном периоде) в условиях их свободного перемещения между странами обусловливает соперничество за них между работодателями на международном рынке рабочей силы. Это соперничество может привести к вытеснению из "потребления" тех стран и предпринимателей, которые не в состоянии платить специалистам высокую заработную плату. К числу таких стран относятся и государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР. Высококвалифицированные программисты, врачи, инженеры покидают страны, где имеют весьма низкий доход, перебираясь в США, Германию, Францию и в другие высокоразвитые государства.

Как уже отмечалось, благодаря международной миграции рабочей силы и предпринимательского капитала национальные общественные блага становятся объектом потребления для иностранных физических и юридических лиц и таким образом превращаются в глобализированные национальные общественные блага. При этом если и отношении одних национальных публичных благ нарастания конкуренции в потреблении не наблюдается (общественное телевидение), то в отношении других (природная среда) оно весьма заметно. Ухудшение качества социальной среды, проявляющееся в росте преступности и наркомании, происходит при массовой миграции: использовании труда "гастарбайтеров" в Германии и Франции, мигрантов из Средней Азии в Москве и т.д.

"Проблема безбилетника" и исключение из потребления глобальных благ

Так же, как и в отношении общественных благ вообще, в процессе производства и потребления МОБ актуальна "проблема безбилетника": страна в целом или отдельные ее субъекты могут пользоваться экономическими МОБ, не оплачивая данное потребление или оплачивая его не в полной мере. В результате ухудшается качество МОБ, часть из них не воспроизводится из-за недофинансирования.

Тем не менее для большой группы МОБ исключение отдельных пользователей из потребления объективно невозможно.Это чистые МОБ: атмосфера, мир и безопасность на планете, эффективные международные рынки и др. Что касается таких национальных общественных благ, как фауна, флора, лесные ресурсы, то возможность исключения отдельных или всех зарубежных потребителей для ослабления конкуренции существует. Основой механизмов включения/ исключения потребителей МОБ являются государственная миграционная политика, международные соглашения по пенсионному обеспечению, образованию и др.

Смешанные МОБ можно классифицировать в зависимости от величины издержек на исключение страны из их потребления. В отношении чистых МОБ или близких к ним по характеру потребления эти затраты огромны. А, скажем, для такого МОБ, как обеспечение спутникового прогноза погоды, затраты на исключение страны-неплательщика за эту услугу относительно невелики. Следует заметить, что благо может быть неисключаемым из потребления внутри страны, но в то же время исключаемым в международном масштабе, к примеру, природа, животный и растительный мир страны.

Производство, воспроизводство и ликвидация МОБ

Создание МОБ в большинстве случаев является результатом соответствующего решения и усилий группы стран или международной организации. В 1988 г., когда ВОЗ начала кампанию по массовой вакцинации против полиомиелита, это заболевание было распространено в 125 странах мира, а число жертв достигало 350 тыс. человек. В 2003 г. было зарегистрировано только 784 инфицированных, а область распространения данного заболевания ограничена шестью странами. Страны - члены ВОЗ выделили на реализацию этого проекта 3, 1 млрд. долл.

Производство МОБ нередко является следствием производства соответствующего национального общественного блага. Такое МОБ, как международная экономическая и политическая стабильность, определяется достижением стабильности непосредственно внутри отдельных стран. Для создания МОБ государства не обязательно должны затрачивать ресурсы, предпринимать активные действия, иногда достаточно воздерживаться от неких акций. В процессе длительного исторического развития Украины и России в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР сформировалось такое благо, как тесные экономические взаимосвязи. Возникла, к примеру, зависимость Украины от поставок российского газа и зависимость России от транзита энергоресурсов на Запад через украинскую территорию. Экономические связи двух стран, унаследованные от СССР, в настоящее время превратились в МОБ, для возобновления которого в ряде случаев надо просто не мешать установлению экономических контактов между хозяйствующими субъектами двух стран.

Взаимосвязь между индивидуальными усилиями каждого из субъектов производства и потребления общественного блага и общим его предложением получила название технологии агрегирования(13). Существуют четыре основные технологии агрегирования: суммирования, слабейшего звена, наивысшего и наилучшего вклада.

Технология суммирования. Как правило, создание МОБ требует усилий со стороны всех стран. В целях воспроизводства такого международного блага, как безопасность ядерной энергетики, в 1995 г. страны "большой семерки" в рамках Оттавского меморандума "О взаимопонимании по поводу закрытия Чернобыльской атомной электростанции" взяли на себя обязательство профинансировать строительство компенсирующих мощностей для Украины, которая обязалась закрыть Чернобыльскую АЭС в 2000 г. Для создания такого МОБ, как стабильность климата, все государства должны сократить выбросы в атмосферу двуокиси углерода.

Технология слабейшего звена. Производство, воспроизводство и качество МОБ здесь определяются наименьшим вкладом. Эффективность совместных усилий стран по предотвращению распространения заболевания зависит от вклада страны, которая предпринимает для этого минимальные предосторожности. Недофинансирование создания МОБ отдельной страной означает в ряде случаев не просто снижение его качества, а полное его исчезновение.Возьмем, к примеру, глобальный контроль за распространением ВИЧ-инфекции. Если правительство какой-то страны ассигнует на этот контроль, скажем, лишь 50% требуемой суммы, то цель международного контроля за распространением данного заболевания не будет достигнута. Поэтому необходимо обоснование минимальной или граничной суммы средств для создания и воспроизводства МОБ. "Проблемы безбилетника" в данном случае не существует, поскольку если таковой появляется, благо не создается вообще.

Для создания такого МОБ, как ядерная безопасность, необходим режим контроля за ракетными технологиями, который позволил бы не допустить распространения ядерного оружия на наиболее слабые в системе такой безопасности звенья - проблемные страны и режимы, скажем, на Северную Корею. Страны с ограниченным бюджетом иногда не в состоянии сделать необходимый по величине вклад в создание МОБ. В таких случаях "богатые" государства могут либо дополнить вклад бедных стран до необходимого уровня, либо сами обеспечить необходимую часть производства общественного блага. Дополнительное финансирование могут предоставить международные институты, негосударственные организации. Положение в слабейшем звене определяет качество публичного блага в целом. Стабильность международного финансового рынка зависит от уровня стабильности на наиболее нестабильном национальном финансовом рынке.

Технология наивысшего вклада в создание общественного блага. Количество такого МОБ определяется наибольшим вкладом среди всех стран-участниц, создающих и потребляющих благо. Все вклады ниже данного уровня не имеют для создания общественного блага значения. Примером тому может служить открытие лекарства, средства для лечения определенной болезни: когда "прорыв" в этом уже осуществлен, то лекарство доступно населению каждой страны.

Технология наилучшего вклада в создание общественного блага - менее экстремальная форма технологии наивысшего вклада. В соответствии с ней наиболее сильное влияние на общее предложение этого блага оказывает наивысший вклад в создание общественного блага. Затем идет второй по величине вклад и т.д. Таким образом, поставщиками блага являются многие в отличие от вышеупомянутого случая субъекты.

***

В заключение отметим, что анализ производства и воспроизводства международных общественных благ представляется весьма перспективным направлением исследований в теории общественного выбора. Достаточно интересными, на наш взгляд, являются такие проблемы, как целесообразность приобщения страны к созданию и потреблению определенного МОБ с учетом суммарных затрат и совокупных выгод, добровольность или вынужденность потребления конкретных МОБ. Весьма актуальным в связи с вступлением 10 стран Центральной и Восточной Европы в ЕС становится рассмотрение проблемы конкуренции в потреблении международных клубных благ.

***

1 Нуреев Р. Теория общественного выбора. Учебно-методическое пособие. Вопросы экономики, 2002, N 8-12; 2003, N 1-7; Шаститко А. Организационные рамки предоставления публичных услуг. - Вопросы экономики, 2004, N 7; Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М., 1997; Program for the 1998 Association for Public Economic Theory International Conference on Public Economic Theory. - Journal of Public Economic Theory, January 1999, p. 177-186.

2 Kaul I., Grunberg I., Stern M. Defining Global Public Goods. In: Global Public-Goods: International Cooperation in the 21st Century. New York, Oxford University Press, 1999.

3 См.: Arce D., Sandier T. Regional Public Goods: Typologies, Provision, Financing and Development Assistance. - EDGI, Almquist and Wiksell International, 2002, No 1, p. 5.

4 Весьма сложным является вопрос об оценке чистых выгод, которые получают страны в результате потребления МОБ. К примеру, приобщение Украины к благам, которые дает членство в ВТО (свобода торговли, снятие многих ограничений па пути межстрановых инвестиционных потоков), может "стоить" ей без соответствующей государственной поддержки сокращения на 40-90% производства различных видов отечественной сельскохозяйственной продукции.

5 Kaul I. Public Goods in the 21st Century. In: Global Public Goods: Taking the Concept Forward. Discussion Paper 17. New York, UN Development Programme, Office of Development Studies, 2001.

6 Бизнес, 2004, 26 июля, с. 104.

7 Российский экономический журнал, 2002, N 2, с. 29.

8 Sandor R. Emissions Trading: Financing Environmental Public Goods at Least Cost. In: Kaul I., Le Gouvlen K., Schnupf M. (eds.). Global Public Goods Financing: New Tools for New Challenges. New York, United Nations Development Programme, 2002.

9 Российский экономический журнал, 2002, N 2, с. 33-34.

10 МЭиМО, 2003, N11, с. 17.

11 Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружение, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2002, с. 2.

12 Российский экономический журнал, 2002, N 2, с. 29-30.

13 См.: Cornes R., Sandier T. The Theory of Externalities, Public Goods and Club Goods. New York, Cambridge University Press, 1996; Hirshleifer J. From Weakest-link to Best-shot: The Voluntary Provision Public Goods. - Public Choice, 1983, vol. 41, p. 371-386.

Hosted by uCoz