^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 11.04.2005
^НР: 004
^ЗГ: РОССИЯ НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ?.
^ТТ:

РОССИЯ НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ?.

Российская Федерация с территорией, равной 17 млн. кв. км, является самой крупной страной в мире. Ее площадь почти в два раза больше, чем площадь США, и приблизительно в четыре раза больше, чем площадь всех стран Европейского союза (EU 25) . Но при этом 80 % 145-миллионного населения живут в европейской части России, составляющей только одну треть территории страны. Более того, три четверти российских граждан живут в городских центрах (см. табл. 1) .

Очевидно, потребность в строительстве информационного общества в стране со столь обширной территорией и относительно концентрированным населением чрезвычайно велика. Первоочередная задача информационного общества состоит в том, чтобы связать и городские центры, и людей, проживающих в них, в единую сеть. А основным препятствием для построения информационного общества в России выступает не отсутствие линий передачи данных, соединяющих главные города, а, скорее, дефицит персональных компьютеров (ПК) , не позволяющий жителям страны объединиться в информационную сеть (см. рис. 1) .

Невысокая степень оснащенности ПК обусловлена относительно низким уровнем жизни населения. Данные о душевом ВВП иллюстрируют ситуацию с готовностью россиян приобрести компьютер (см. рис. 2) . Следует также иметь в виду, что дифференциация доходов в России чрезвычайно велика; наиболее обеспеченные 10 % населения получают почти 50 % всех доходов, тогда как наименее обеспеченные 10 % - только 6 % [1]. Согласно данным ЕШ, одна пятая жителей России, или почти 30 млн. человек, живут ниже прожиточного минимума [2].

Хотя в действительности ситуация может выглядеть более оптимистично, чем показывают статистические данные, приводимые цифры однозначно говорят о том, что значительная часть населения России в настоящее время не может позволить себе участвовать в строительстве информационного общества.

Цель этой небольшой статьи состоит в том, чтобы проанализировать текущее состояние информационно-коммуникационных технологий (ICT) в России и попытаться выяснить, движется ли Россия к информационному обществу.

Российский сектор информационно-коммуникационных технологий

В российском секторе информационно-коммуникационных технологий (IСТ-секторе) преобладают телекоммуникации, обеспечивая примерно 70 % доходов, полученных в данном секторе. Телекоммуникационная отрасль в 2002 г. сформировала примерно 1, 8 % ВВП страны, при этом весь IСТ-сектор произвел менее чем 3 % ВВП России.

В конце 2004 г. оборот операторов сотовой связи составлял более 50 % оборота телекоммуникационного сектора в целом. О быстром росте отрасли сотовой связи говорит тот факт, что в сентябре 2004 г. владельцами мобильного телефона были приблизительно 60 млн. россиян, а к концу февраля 2005 г., по некоторым данным, число абонентов сотовой связи выросло до 78, 6 млн. человек, то есть степень охвата достигла более чем 50 % населения [3] (см. рис. 3) .

Производство оборудования для информационно-коммуникационных технологий в последнее время быстро росло. Количество ПК, изготовленных в России в 2002 г., увеличилось втрое по сравнению с аналогичным показателем 1998 г. В течение данного периода удвоилось производство телефонов, в 6 раз выросло производство телевизоров (см. табл. 2) . Хотя производство ПК утроилось, уровень компьютеризации остается невысоким. В 2003 г. ПК был лишь у 9 из 100 человек в России. "Интернетизация" населения была еще ниже (см. рис. 4) .

Российские информационно-коммуникационные продукты потребляются главным образом на внутреннем рынке. Единственный весомый экспортный пункт в IСТ-секторе - программное обеспечение, а именно оффшорное программирование. Зафиксированная статистикой стоимость экспорта программного обеспечения в 2003 г. была близка к 500 млн. долл. Реальный экспорт значительно больше, поскольку российские налоговые и таможенные власти получают только частичную информацию о реальных масштабах производства и экспорта программного обеспечения. Главные IСТ-центры России - Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Почти 90 % 1 СТ-специалистов и IСТ-фирм сосредоточены в двух крупнейших городах страны - Москве и Санкт-Петербурге. Последние формируют почти 90 % экспорта, связанного с оффшорным программированием. Фактически вся остальная IСТ-деятельность разворачивается в Новосибирске (см. рис. 5) . В дополнение к экспорту программного обеспечения Россия также продает за рубеж электронное оборудование, но объемы его вывоза весьма скромны (см. табл. 3) .

Для ускоренного развития российского IСТ-сектора необходимы крупные инвестиции, причем как в технологии, так и в человеческий капитал. Хотя их ежегодные объемы начиная с 1998 г. растут, таких вложений явно недостаточно, чтобы вывести Россию в лидеры в глобальном IСТ-соревновании. Очевидно, если Россия стремится догнать ведущие западные страны в области IСТ-технологий, критически необходимы зарубежный капитал, "ноу-хау" и методы управления (см. рис. 6) .

Число дипломированных специалистов в области IСТ-технологий, выпущенных российскими университетами и техническими вузами, неуклонно растет, но их пока мало, чтобы сделать Россию информационным обществом XXI столетия (см. табл. 4) . Кстати, в Китае в 2003 г. было подготовлено примерно 140 тыс. IСТ-специа-листов. Не улучшает ситуацию и "утечка мозгов" за рубеж, весьма интенсивная в российском IСТ-секторе.

Российское правительство признает необходимость ускоренного развития IСТ-сектора страны. Уже в 2001 г. была одобрена правительственная программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.) " , предусматривающая финансирование в размере 2, 6 млрд. долл. Программа "е-Россия" ориентирована на развитие четырех сфер: (1) регулирующая и юридическая среда; (2) интернет инфраструктура; (3) е-правительство и (4) е-образование. Программа нацелена на увеличение эффективности общественного и частного секторов путем широкого использования информационных технологий. Кроме того, предполагается переход значительной части работы правительственных органов в режим онлайн. Цели программы также включают улучшение качества подготовки IСТ-специалистов и развитие новых независимых СМИ, использующих ресурсы Интернета. Приоритет - расширение курсов дистанционного обучения через Интернет.

Конечно, программа "е-Россия" крайне необходима для устойчивого развития страны, но, к сожалению, она не лишена некоторых изъянов. Во-первых, планируемый бюджет мал. Во-вторых, изначальный бюджет был сокращен, что, мы надеемся, не говорит о снижении интереса российского правительства к строительству информационного общества. В-третьих, планируемые масштабы иностранного участия совсем не достаточны, чтобы вывести Россию в мировые лидеры в области IСТ-технологий (см. рис. 7) .

Россия на пути к информационному или формационному обществу?

Построение информационного общества предоставит России и ее гражданам много преимуществ. Например, информационное общество поможет улучшить администрирование, "транслируя" эффективные методы управления в другие области и города. Естественно, IСТ-технологии обеспечат информационными, образовательными и медицинскими услугами жителей отдаленных регионов. Наконец, они будут способствовать борьбе российского правительства с широко распространенной коррупцией [4].

Другое важное преимущество, связанное с информационным обществом, - рост международной конкурентоспособности страны. Без движения к информационному обществу Россия не сможет осуществить переход от экономики, базирующейся на экспорте энергетических ресурсов, к современному постиндустриальному обществу. Действительно, структура экспорта России не менялась со времен краха СССР. Хотя по сравнению с 1992 г. экспорт России утроился, три четверти его и в настоящее время составляют различные природные ресурсы, главным образом нефть и природный газ. Подобная экспортная структура должна послужить тревожным сигналом для российского руководства, поскольку, по оценкам экспертов British Petroleum, при текущих объемах добычи нефтяных запасов России хватит меньше чем на 25 лет, запасов природного газа - меньше чем на 85 лет [5]. Иными словами, если Россия не увеличит свою конкурентоспособность в других сферах, во второй половине этого столетия жизненный уровень населения страны неизбежно начнет снижаться. Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, Россия в 2004 г. находилась на 70-м месте по рейтингу конкурентоспособности среди 104 рассмотренных стран, к сожалению, не улучшив своего положения по сравнению с предыдущим годом.

В заключение подчеркнем одно немаловажное обстоятельство. Для того чтобы устойчиво развиваться, России по-прежнему необходимы реформаторы: реформ без реформаторов нет, у правительства должны быть либеральные советники. Соответственно нельзя повысить конкурентоспособность страны без свободной и справедливой конкуренции предприятий. Таким образом, борьба против неэффективной и коррумпированной администрации выступает одним из приоритетов российского правительства.

Чтобы достигнуть поставленных целей, России необходимы информационное общество и реформы, которые оно с собой несет. Не будем забывать, в течение последних пяти лет вся власть - политическая, экономическая, региональная и даже информационная - была в немалой степени сконцентрирована в стенах Кремля. К сожалению, появились серьезные сомнения, действительно ли Россия движется к информационному обществу или, напротив, она отправилась в обратном направлении - к формационному обществу, где демократия расценивается как препятствие, а не основной фактор развития.

Перевод с английского В. Фаминского

1 CIA. The World Factbook 2004 (www. cia. gov/cia/publications/factbook) .

2 Economist Intelligence Unit. Country report 2004 - Russia. London, 2004.

3 Естественно, без учета того факта, что ряд абонентов имеют не один, а два и более номеров.

4 В этом контексте нельзя забывать, что Россия - одна из наиболее коррумпированных стран в мире. В 2004 г. она занимала 90-е место по уровню коррупции среди 146 изученных государств. В Европе только в четырех странах ситуация хуже, чем в России, а именно в Сербии и Черногории, Албании, Молдове и Украине (www. transparency. org) .

5 British Petroleum. Statistical Review of World Energy 2004 (www. bp. com) .

[Графические материалы:

Таблица 1 Семь федеральных округов России (в %)

Рис. 1 Основные линии передачи данных в России

Рис. 2 Уровень жизни россиян в международном сравнении

Рис. З. Степень охвата населения России сотовой связью

Таблица 2 Производство оборудования в IСТ-секторе в России

Рис. 4 Доступ к сети Интернет в России

Рис. 5 Главные оффшорные программные центры России

Таблица 3 Внешняя торговля России в области 1 СТ-технологий

Рис. 6 Инвестиции в основной капитал в секторе телекоммуникаций в России (в млн. долл.)

Таблица 4 Выпуск дипломированных специалистов в области IСТ-технологий в России в 2002 г.

Рис 7 Индекс цифрового доступа*

]

Hosted by uCoz