^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 11.04.2005
^НР: 004
^ЗГ: ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ.
^ТТ:

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ.

"Каким удивительным эпизодом в развитии человечества была эпоха, закончившаяся а августе 1914 года!... Житель Лондона, попивая в постели свой утренний чай, мог заказать по телефону разнообразные продукты со всего света... в то же время и тем же способом он мог рискнуть своим богатством, вложив его в природные ресурсы. и новые предприятия в любой части мира... "*.

Дж. М. Кейнс

В последние несколько лет сетевая экономика в России начала развиваться особенно стремительно. Причина тому - приход государства в сферу электронной торговли. В российских законодательных актах первое существенное упоминание об Интернете появилось в октябре 2000 г., когда в Государственную думу был внесен законопроект, регулирующий использование сети Интернет федеральными органами государственной власти. На его основе внесены поправки в Федеральные законы "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы РФ" и "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Предусматривается, что деятельность федерального органа государственной власти должна достаточно полно отражаться на его корпоративном сервере, открытом для свободного доступа. Отметим, что пока лишь 20 % федеральных министерств и ведомств имеют свои Интернет представительства [1], но следует ожидать достаточно быстрого роста их числа. Примером здесь может послужить сайт Правительства Российской Федерации [2].

В апреле 2001 г. на сайте Министерства экономического развития и торговли РФ [3] был опубликован проект Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.) " , в январе 2002 г. данная программа была утверждена. В рамках этой программы, которая, несомненно, должна стать фундаментом развития сетевой экономики в России, закреплены положения, непосредственно касающиеся закупок для государственных нужд с помощью электронных торгов. Согласно одному из разделов программы, "предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровнях, основными принципами которой должны стать: открытость процедур и результатов государственных закупок, продаж, что предусматривает обязательную публикацию (в сети Интернет) сообщений об условиях и результатах проводимых тендеров и конкурсов на закупку товаров и услуг, продажу государственного имущества, предоставление квот и лицензий на разработку, добычу и экспорт природных ресурсов и др. ".

Соответствующий раздел целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.) " предусматривает ряд мер по скорейшему созданию отечественной системы электронных государственных закупок. В ней справедливо указано, что "нецелесообразно ждать чужих разработок передовых технологий, а затем догонять или закупать их".

В программе зафиксированы цели, которые должны быть достигнуты с помощью внедрения подобной системы:

- снижение затрат на осуществление государственных закупок продукции;

- повышение прозрачности государственных закупок продукции и уменьшение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств;

- активизация конкуренции при размещении государственных заказов;

- ускорение процедур проведения конкурсных торгов;

- постепенное вхождение России в глобальную мировую систему электронной торговли.

По мнению авторов программы, внедрение системы электронных закупок требует ее поэтапного встраивания в действующую систему госзаказа с постепенным вытеснением неэлектронных способов закупок путем замещения отдельных процедур и операций на их электронные аналоги. Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит сэкономить от 20 до 40 % средств соответствующих бюджетов, выделяемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок.

Программа предусматривает четырехэтапное создание системы электронных государственных закупок в стране (см. табл. 1) .

Отметим, что реализация второго и третьего этапов создания систем электронных государственных закупок в России осуществляется достаточно интенсивно. На рисунке представлена динамика роста российского рынка электронной торговли и государственных закупок [4]. В 2003 г. объемы электронной торговли в России составляли лишь 28, 11 млрд. руб. Но уже в I квартале 2004 г. этот показатель достиг 32, 79 млрд. руб., а к концу года он вырос до 57, 23 млрд. руб. Таким образом, объемы электронной торговли в целом по стране только в I квартале 2004 г. были на 16, 7 % больше, чем во всем предшествующем году. "Виновником" столь быстрого роста рынка электронной торговли стал сектор государственных закупок. Объемы закупок через Интернет к концу года достигли 29, 44 млрд. руб., что более чем в семь раз превышает аналогичный показатель для 2003 г., когда он составлял лишь 4, 23 млрд. руб.

Электронные системы государственных закупок работают сегодня практически во всех регионах России. В стадии разработки находятся еще десятки систем в различных регионах страны. В таблице 2 представлен список действующих региональных информационных систем и торговых площадок государственных закупок [3].

Приведенные данные свидетельствуют о стремительном развитии электронного рынка государственных закупок в России. Действительно, большинство российских регионов имеют действующие или развивающиеся системы электронных государственных закупок. В таблице 3 представлен сравнительный анализ систем автоматизации формирования, размещения и контроля исполнения государственного заказа электронным способом посредством интерактивной среды сети Интернет, которые активно применяются в российских регионах.

Содержащиеся в таблице 3 данные свидетельствуют о том, что на российском рынке представлены самые разнообразные как по цене, так и по функциональному набору системы проведения электронных государственных закупок посредством сети Интернет. В Урало-Сибирском регионе наиболее активно используемыми инструментами проведения электронных конкурсных торгов являются достаточно функциональные и характеризующиеся низкой стоимостью "Электронная система материального снабжения" (ЭСМС) фирмы "Нор-бит" (Новосибирск) и комплексная система организации процесса осуществления государственных (муниципальных) закупок и электронной торговли - АЦК "Госзаказ" компании "Бюджетные финансовые технологии" , входящей в состав холдинга "Банковские системы, бюджетные и финансовые технологии". В частности, администрация Новосибирской области использует систему ЭСМС для проведения электронных конкурсных торгов посредством Интернет с 2001 г.

Согласно полученным нами данным, в Урало-Сибирском регионе электронные системы государственных закупок наиболее активно работают в Новосибирской, Томской, Челябинской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Рассмотрим работу наиболее крупных систем электронных государственных закупок в Урало-Сибирском регионе - ЭСМС администрации Новосибирской области и системы АЦК "Госзаказ" администрации Челябинской области.

Система государственных закупок администрации Новосибирской области - ЭСМС - была создана в 2001 г. постановлением губернатора, который лично курирует ее деятельность. Стоимость системы на момент внедрения составляла 1, 5 млн. руб. Целью создания ЭСМС была оптимизация процесса снабжения предприятий, учреждений и организаций и повышение эффективности взаимоотношений с поставщиками. Алгоритм работы системы достаточно прост. После прохождения регистрации на wеb-сайте ЭСМС (www. goszakaznso. ru) организация-поставщик может разместить необходимую информацию о себе в электронной системе и принять участие в электронном конкурсе - мониторинге. Список мониторингов заранее публикуется на сайте ЭСМС, поэтому потенциальные участники системы могут зарегистрироваться для участия в конкурсных торгах предварительно. Общие количественные данные, характеризующие работу ЭСМС за 2003-2004 гг., приведены в таблице 4.

Таким образом, наблюдается положительная динамика всех количественных показателей работы ЭСМС за рассматриваемый период. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. количество зарегистрированных в системе поставщиков товаров и услуг для нужд госзаказа выросло с 900 до 1400 (+55, 56 %) , представляющих по большей части малый и средний бизнес. Такой важный показатель, как количество проведенных торгов (мониторингов) , увеличился на 28, 0 % - с 250 мониторингов в 2003 г. до 320 в 2004 г. При этом доля не состоявшихся по разным причинам конкурсных торгов снизилась на 57, 14 %, что может косвенно свидетельствовать о повышении качества подготовки электронных торгов их организаторами. Увеличение общего числа поставщиков и проведенных мониторингов в системе ЭСМС выразилось в положительной динамике обработанных товарных позиций, количество которых за рассматриваемый период возросло на 31, 48 % - с 26430 до 34750.

Что касается числа полученных в ходе проведения аукционов ставок, то в системе ЭСМС был достигнут своеобразный рекорд по сравнению с другими региональными системами, использующими аналогичную систему электронных торгов: количество поступивших ставок повысилось в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 26, 26 % - с 80650 до 101830. Финансовые показатели работы ЭСМС с учетом распределения объемов закупок по укрупненным группам товаров для различных бюджетополучателей приведены в таблице 5.

Согласно данным таблицы 5, общая сумма средств, использованных на закупку товаров и услуг для нужд государственного заказа, составила в 2004 г. 10548, 61 млрд. руб. при объеме выделенных средств свыше 11, 684 млрд. руб. Экономия превысила 1, 1 млрд. руб., или примерно 11 % запланированных средств. В структуре проведенных электронных торгов для нужд государственного заказа 2004 г. основная доля израсходованных средств приходилась на такие статьи, как горюче-смазочные материалы (ГСМ) и жидкое топливо (ЖТ) , медикаменты и медицинское оборудование. Опытная эксплуатация системы ЭСМС не только позволила получить значительную для областного бюджета экономию денежных средств, но и способствовала повышению прозрачности работы механизма государственных закупок.

В Уральском федеральном округе также активно развиваются электронные региональные системы государственных закупок. Наиболее эффективно работающей из них является система проведения электронных конкурсных торгов для нужд государственного заказа главного управления материальных ресурсов Челябинской области, сформированная в 2001 г. в соответствии с Законом Челябинской области N 158-ЗО от 24. 04. 2003 г. о "Поставках товаров, выполнении работ, об оказании услуг для областных государственных нужд". Wеb-сайт государственного заказа главного управления материальных ресурсов Челябинской области, где размещена вся информация о проведении электронных торгов, находится по адресу www. chelgumr. ru. Основные количественные показатели работы электронной системы государственных закупок администрации Челябинской области в 2003-2004 гг. представлены в таблице 6.

Главное управление материальных ресурсов провело в 2004 г. 436 конкурсов на закупку товаров (работ, услуг) на сумму 7267, 1 млн. руб. (из них 14 конкурсов на сумму 22, 6 млн. руб. - в счет финансирования 2005 г.) для более чем 30 областных управлений и комитетов и более 300 бюджетополучателей. В 2003 г. этот показатель составил 270 конкурсных торгов, то есть был достигнут положительный прирост количества аукционов на 61, 48 %. Из 436 проведенных конкурсов 431 был открытым и 5 - закрытых (сумма выделенных бюджетных средств равна 1, 7 %) . При этом количество не состоявшихся по разным причинам конкурсных торгов увеличилось более чем в два раза. В 2004 г. было обработано 14300 товарных позиций, что на 36, 19 % больше, чем в 2003 г. Также увеличилось число поступивших заявок на участие в аукционах: с 1617 в 2003 г. до 2252 в 2004 г. (+15, 3 %) . Таким образом, по всем показателям наблюдается положительная динамика, сравнимая с показателями деятельности системы ЭСМС администрации Новосибирской области, где средний прирост по большинству количественных показателей превышал значение в 20 %.

В таблице 7 приведены данные, характеризующие динамику финансовых и количественных показателей работы системы АЦК "Госзаказ" администрации Челябинской области с учетом распределения объемов закупок по бюджетополучателям (заказчикам) .

Общая сумма средств, выделенных на закупку товаров и услуг для нужд государственного заказа в Челябинской области, составила в 2004 г. 8080, 82 млрд. руб. После проведения торгов цены на поставляемые товары снизились в среднем на 11, 2 %. Фактически сумма затраченных средств в 2004 г. составила 7267, 1 млрд. руб., что обеспечило экономию государственных средств более чем на 800 млн. руб.

***

Итак, анализ развития электронных систем государственного заказа на примере Новосибирской и Челябинской областей обнаруживает положительную динамику развития электронных систем государственных закупок в России. Перевод государственных закупок на электронную основу является важнейшим направлением административной реформы и процесса информатизации работы органов государственной власти в России. Как результат, государство получит значительный экономический эффект в виде экономии выделенных на государственный заказ бюджетных средств. По нашему мнению, крайне важна интеграция систем электронных государственных закупок субъектов РФ в единую централизованную информационную инфраструктуру. Этот шаг позволил бы всем заинтересованным в участии на аукционе поставщикам отслеживать предложения в секторе государственного заказа из других регионов России.

* Keynes J. M. The Economic Consequences of the Peace. New York, Harcourt Brace and Howe, 1920.

1 Согласно данным Федерального агентства связи РФ за 2003 г.

2 Официальный сайт Правительства Российской Федерации: http: // www. government. ru/.

3 Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ: http: //www. economy. gov. ru.

4 Согласно данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) . Подробнее см. : www. nauet. ru.

3 Данные автора по состоянию на 01. 08. 2004 г.

[Графические материалы:

Таблица 1 Перечень основных этапов создания системы электронных государственных закупок в России

Рис. Динамика роста российского рынка электронной торговли и государственных закупок в 2003-2004 гг.

Таблица 2 Региональные информационные системы и электронные торговые площадки государственных закупок

Таблица 3 Сравнительный анализ электронных систем исполнения государственного заказа*

Таблица 4 Показатели работы ЭСМС администрации Новосибирской области в 2003-2004 гг.

Таблица 5 Итоговые финансовые показатели, характеризующие работу ЭСМС в 2004 г. (млн. руб.) *

Таблица 6 Итоговые количественные показатели работы электронной системы государственных закупок администрации Челябинской области за период 2003-2004 гг.

Таблица 7 Основные финансовые данные, характеризующие работу системы АЦК "Госзаказ" администрации Челябинской области за 2004 г. (а млн. руб.)

]

Hosted by uCoz