^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 11.04.2005
^НР: 004
^ЗГ: Румянцева С. Ю. Длинные волны в экономике: многофакторный анализ.
^ТТ:

Румянцева С. Ю. Длинные волны в экономике: многофакторный анализ.

СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. - 232 с.

В наши дни, когда традиционные индустриальные технологии уступают место информационным и большинство отраслей мировой экономики находится в состоянии перманентной технологической перестройки, происходящие перемены не могут быть описаны в рамках широко известных экономических доктрин, использующих стандартные модели деловых циклов и предполагающих однородность и стабильность технологической структуры производственных процессов. Объективно возрастает значимость исследования факторов долгосрочного характера, воздействующих на динамику экономической конъюнктуры, и связанных с ними долгосрочных приоритетов государственной экономической политики. Анализу этих проблем посвящена рецензируемая монография, основные положения которой лежат в русле идей Н. Д. Кондратьева, представляя собой современное осмысление факторов и механизмов длинноволновых колебаний экономики.

Прежде всего отметим, что автор не сводит всю совокупность факторов, порождающих длинные волны, к одной или даже нескольким причинам и применяет более широкий подход, вводя понятие "фактор-тенденция" длинноволновой динамики. Это позволяет оценить относительную значимость для формирования длинноволнового процесса изменений различной природы, происходящих в разных сферах экономики в те или иные исторические периоды. Логика такого подхода восходит к методологии Н. Д. Кондратьева, который, не претендуя на обоснование причин обнаруженных им закономерностей, называл их эмпирическими правильностями и отмечал, что выделенные им факторы - не причины длинных волн, а эмпирически обнаруженные симптомы их существования и одновременно формы проявления.

В контексте кондратьевского понимания данной проблемы представляется обоснованной позиция С. Румянцевой, согласно которой решению этой сложнейшей задачи должны предшествовать максимально полные изучение и описание движущих сил и механизмов протекания длинных волн. Привлекая обширный статистический материал, автор исследует взаимосвязь различных факторов, влияющих на формирование и характер больших циклов, а также на мотивацию и поведение экономических агентов. Рассматриваемая работа отличается глубокой теоретической обоснованностью, ведь одни лишь статистические методы изучения временных рядов не позволяют выявить взаимосвязи, характеризующиеся переменными временными лагами, колебания которых, в свою очередь, определяются разнообразными причинами.

К творческим удачам автора следует отнести анализ воздействия монетарных факторов на протекание длинноволнового процесса на различных этапах развития мирового хозяйства. С. Румянцева справедливо отмечает, что наводнение каналов денежного обращения низколиквидными денежными агрегатами (М 3 и L) приводит к разбалансированию механизмов макроэкономической стабилизации, обусловливающих выход макросистемы из нисходящей волны развития. Если учесть, что резкий всплеск доли этих агрегатов в совокупном объеме мировой денежной массы пришелся на середину 1960-х годов, когда большинство бывших колоний обрело политическую независимость, то приходится признать, что соответствующие агрегаты сыграли роль виртуального "насоса" , откачивающего реальную стоимость из наименее развитых стран мира. В то же время указанное обстоятельство послужило своего рода миной замедленного действия, подложенной под Бреттон-Вудскую валютную систему, и обнажило кредитную сущность механизмов современной денежной эмиссии. Поэтому правомерен сделанный в работе вывод о том, что многие характеристики современной длинной волны могут быть объяснены разрушением устоявшейся системы международных отношений, а также изменением модели взаимодействия длинноволновой динамики конъюнктуры и экономического роста.

Данный вывод чрезвычайно важен для понимания логики макроэкономической динамики нашей страны и других стран с переходной экономикой, испытавших модель "гетеродоксального шока". Резкое сжатие денежного агрегата М 2 вызывает не сокращение совокупного объема денежной массы, а лишь ухудшение ее качества. В результате полноценные ликвидные денежные агрегаты вытесняются суррогатами денег, что искусственно создает проблему кризиса неплатежей и приводит к бартеризации экономики, а также усиливает центробежные тенденции в экономическом развитии регионов, пытающихся противопоставить выпуск собственных денежных суррогатов финансовым неликвидам, эмиссия которых является монопольным правом федерального центра.

К числу бесспорных достоинств рецензируемой работы следует отнести широту охвата проблемы. Автор рассматривает вопросы взаимосвязи и взаимодействия циклических колебаний неодинаковой продолжительности, подчеркивая различия как факторов, обусловливающих эти циклы, так и механизмов их формирования. Особо выделим подробный анализ последней длинной волны и накладывающихся на нее циклов различной природы.

Основным недостатком книги, на наш взгляд, является слабое освещение проблем технологической обусловленности экономической динамики. Характеризуя инновационные механизмы протекания длинных волн, С. Румянцева не видит принципиальных различий между предшествующими технологическими сдвигами, приводившими лишь к смене технологических укладов в рамках господствующего индустриального способа производства, и новой волной сдвигов, вытесняющей систему индустриальных технологий и способствующей становлению информационного способа производства. Анализ формирующегося на этой основе нового типа экономического роста позволил бы глубже раскрыть причинно обусловленную взаимосвязь виртуализации технологического базиса производства и виртуализации денежно-кредитной сферы, точнее показать коренные отличия современной длинной волны от ее предшественниц.

Выделяя инновационную составляющую механизмов длинноволновой динамики, Н. Д. Кондратьев указывал, что перед началом каждого большого цикла экономической конъюнктуры в технико-экономической системе накапливается известное количество не находящих применения базисных инноваций, которые начинают внедряться в производство по мере созревания адекватных макроэкономических предпосылок. Это значит, что экономические ресурсы, необходимые для развертывания производства в период экономического подъема, аккумулируются в форме инновационной и интеллектуальной ренты.

Если, как отмечает автор, в современных механизмах формирования длинных волн инновационная составляющая играет все менее заметную роль, то, следовательно, существуют и иные формы ренты, позволяющие накапливать ресурсы (как в стоимостной, так и в натурально-вещественной форме) перед началом восходящей волны очередного большого цикла. В их числе можно назвать статусную ренту, роль которой в современном мировом хозяйстве, несомненно, возрастает, а также финансовую ренту, что вполне соответствует проявившейся в последние десятилетия тенденции к относительной независимости развития финансовых механизмов и институтов от динамики реального сектора.

По-видимому, современная теория длинных волн стоит на пороге серьезных методологических перемен, предвестником которых в известной мере выступает книга С. Румянцевой. Научная новизна и содержательная значимость основных теоретических результатов ее работы заслуживают высокой оценки. Выполненное в традициях отечественной школы экономической динамики, рецензируемое исследование вносит весомый вклад в развитие экономической теории, что не случайно было отмечено присуждением автору медали Н. Д. Кондратьева.

Hosted by uCoz