^ИС: Вопросы экономики
^ДТ: 16.05.2005
^НР: 005
^ЗГ: ПРЕДСТОЯЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ.
^ТТ:

ПРЕДСТОЯЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ.

А. ЧИРКИН, кандидат экономических наук, депутат Государственной думы Федерального собрания РФ

Всемирная торговая организация (ВТО) является наследницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - многостороннего межправительственного договора, действовавшего с 1948 г. В общей сложности по линии ГАТТ состоялось семь переговорных раундов, в рамках которых участники договаривались об очередном снижении тарифов. В ходе наиболее продолжительного Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) условия ГАТТ были распространены на сельское хозяйство, торговлю услугами и торговые аспекты интеллектуальной собственности. Таким образом, международное регулирование мировой торговли поднялось на новый качественный уровень.

Успех был закреплен созданием Всемирной торговой организации в г. Марракеш весной 1994 г. В Уставе ВТО (принят 15 апреля 1994 г.) она определяет себя "как более интегрированную, более жизнеспособную и многостороннюю торговую систему", которая обеспечивает общие институциональные рамки для отношений между ее членами по вопросам, относящимся к данному соглашению и связанным с ним правовым документам. Когда это целесообразно, ВТО сотрудничает с Международным валютным фондом и Всемирным банком.

В настоящее время продолжается новый раунд переговоров. Его участники обсуждают проблемы дальнейшей либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией, а также в сферах услуг, торговли электронными товарами, инвестиционной и в области охраны окружающей среды. Рассматриваются вопросы региональных интеграционных группировок и некоторые другие. В дополнение к 149 странам-членам ВТО в очереди на вступление в нее стоят около трех десятков стран, самой крупной из которых является Россия.

Сегодня ВТО играет ключевую роль в регулировании международного внешнеторгового оборота. Ее цель - обеспечение свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования.

В принципе характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что, став полноправным их участником, Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Так, она получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продажах своих товаров. При этом наша страна не утратит права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но будет обязана осуществлять эту защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе. По данным представительства Европейской комиссии в Москве, Европейский союз пришел к выводу, что членство в ВТО, с одной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой - чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной - 64 млрд. долл. в год(1).

На рубеже XXI в. стало очевидным, что дальнейшее развитие России на базе унаследованной от СССР экономической и внешнеторговой структуры с использованием методов административно-командного управления может завести страну в тупик. Руководство страны начало решительнее проводить курс на отказ от инерционной модели как несостоятельной в новых внутренних и международных условиях. Растет осознание того, что ситуация может ухудшиться из-за противоречий, связанных с глобализацией. Правда, все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. В то же время они констатируют затянувшееся отставание многих стран от передовых государств, во многом создавших постиндустриальные общества, что чревато угрозой выталкивания отстающих на "обочину" цивилизации, закрепления их подчиненного положения.

В результате объективного процесса глобализации меняется вся система мирохозяйственных связей: значительно усиливаются тенденции к взаимодействию высокоразвитых и развивающихся стран, характер правящих режимов все в меньшей степени влияет на эти отношения. На первый план выходят экономические интересы. Однако слишком быстрое следование экономическим моделям глобализации без должного учета собственного весьма непродолжительного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках. Россия, следовательно, лишится одного из важнейших преимуществ страны, располагающей крупными запасами углеводородного сырья, ведь данный фактор можно было бы использовать для поддержки отечественных производителей, особенно занятых в сельском хозяйстве. Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности аграриев применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного территориального размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях.

Сказанное свидетельствует о важности роли государства в эпоху глобализации. Осуществляя либерализацию своих функций в области управления экономикой, оно не может полностью устраниться от выполнения стоящих перед ним задач в данной сфере. Напротив, как показывает мировой опыт, его регулирующая роль должна возрастать для предотвращения неизбежного хаоса из-за стихийного развития рыночных процессов. Государственная поддержка проявляется в проведении протекционистской политики по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также к только встающим "на ноги" перерабатывающим отраслям. Она требуется до тех пор, пока их продукция не будет соответствовать определенным стандартам качества и не окажется конкурентоспособной на внешних рынках. В этих целях эффективны таможенные барьеры. Разумеется, мы выступаем не за немедленный отказ от импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, а за пересмотр импортной политики по тем видам товаров, спрос на которые при сложившихся ценах может удовлетворяться за счет отечественного производства.

Не будучи членом ВТО, Россия не может в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка. Очевидно, пока они не так велики, поскольку до 80% российского экспорта приходится на сырьевые товары, в которых заинтересованы многие наши торговые партнеры. Но когда Россия пытается поставлять на мировой рынок высокотехнологичную продукцию, конкуренты начиняют применять к ней дискриминационные меры. Для ограничения российского экспорта стали и готовой одежды в ЕС устанавливаются наиболее жесткие квоты. В результате мы несем значительные убытки. Если 10 лет назад число таких мер в год составляло в среднем 13, то в 2003 г. - 123, причем их применяли 26 стран. Особенно неблагополучно обстоит дело в самой современной области мирохозяйственных связей - интеллектуальной. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, ежегодные потери нашей страны от действия дискриминационных мер достигают 2, 5 млрд. долл. Добавим, что США до сих пор не предоставили России статуса страны наибольшего благоприятствования в торговле. Находясь вне рамок ВТО, мы не можем участвовать и в выработке условий внешнеэкономической деятельности.

Вопрос о том, какие преимущества получит Россия, став членом ВТО, является предметом многочисленных дискуссий. Из них следует, что вступление в ВТО необходимо, так как принесет выгоды прежде всего населению: цены на импортные товары и услуги понизятся за счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт, станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов. Усилится конкурентная борьба за потребителя, в результате повысится качество товаров и услуг. В итоге выиграет и производитель, поскольку по мере улучшения потребительских качеств выпускаемых товаров возрастет и спрос на них на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, вступление России в ВТО может способствовать укреплению ее экономической безопасности.

Вместе с тем возникнут новые угрозы экономической безопасности России. Каждая страна заключает с ВТО собственное соглашение. Видимо, и мы должны действовать не менее осмотрительно, чтобы в результате вхождения в эту организацию не произошло сокращения объемов отечественного производства. Членство в ВТО не дает полной гарантии от антидемпинговых мер, которые, например, применяют США по отношению к российскому экспорту металлопродукции(2).

Структуру российского экспорта в страны ЕС нельзя признать рациональной, поскольку V3 его составляет минеральное сырье и еще V3 приходится на металлы и древесину. Столь же неэффективна и структура импорта России из ЕС - V3 его представлена продовольствием и товарами широкого потребления. Соотношение поставок техники - 30: 1 в пользу Евросоюза. Можно предположить, что в перспективе большинство российских товаров будет пользоваться в ЕС ограниченным спросом ввиду снижения ресурсоемкости местного производства. К тому же Россия практически не представлена на европейских рынках инжиниринга, финансовых услуг и телекоммуникаций, которые развиваются высокими темпами.

Однако главная угроза экономической безопасности нашей страны при вступлении в ВТО - открытость отечественного рынка для импорта, что может привести к свертыванию из-за низкой конкурентоспособности многих востребованных в России производств. Пока данная угроза в известной степени смягчается принятием протекционистских мер: установлением высоких пошлин на импорт, его количественных ограничений и пр. Но и в этом случае российский внутренний рынок испытывает сильное давление импорта, в результате сокращается производство отечественных товаров. После присоединения к ВТО России придется отказаться от подобных мер защиты, следовательно, негативное влияние импорта может значительно усилиться. Для относительно отсталых отраслей, где еще не сложилась нормальная конкуренция, не произошла консолидация активов, снижение импортных тарифов сыграет отрицательную роль, замедлив их рост. В невыгодном положении могут оказаться те отрасли отечественного машиностроения, которые характеризуются неустойчивым развитием, ограниченными возможностями выхода на внешний рынок, неудовлетворительными финансовыми показателями. К тому же падение производства в отдельных отраслях подстегнет рост безработицы.

К нежелательным последствием могут привести сокращение или даже полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы являются источником крупных поступлений в государственный бюджет.

Еще одна серьезная проблема для России, связанная со вступлением в ВТО, - субсидирование ее сельского хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к драматическим последствиям

Заявку о вступлении в ВТО Россия официально подала в июле 1995 г. С тех пор она принимает меры по подготовке к нему, в частности, приспосабливая свое законодательство к требованиям ВТО. Так, накопившиеся проблемы в области внешнеторговой и экономической деятельности России и ее регионов в известной степени призван разрешить новый Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"(3) (далее - Закон). Его концептуальная цель - максимально приблизить российское законодательство к положениям соответствующих соглашений Всемирной торговой организации. Рассмотрим его отдельные положения, непосредственно отражающие требования ВТО. К ним прежде всего относятся статьи 12 и 13, специально посвященные таможенно-тарифному регулированию внешней торговли товарами.

Задачи таможенной политики любого государства - регулирование экспорта и импорта посредством налоговых ставок, пополнение доходной части государственного бюджета, защита отечественного производителя от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров и т.д. Публично-правовые нормы, связанные с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, закреплены в отношении режима налогообложения в Налоговом кодексе РФ и в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Развитие торгово-экономических связей России определяется также Правилами таможенного оформления экспорта и импорта участниками внешнеторговой деятельности, таможенным режимом и порядком таможенных платежей. Их требования отражены в Таможенном кодексе РФ (принят 28 мая 2003 г.). Суть регулирования заключается в установлении таких ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые должны защитить внутренний рынок страны и стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике"(4).

В этом случае Закон расходится с позицией ВТО. В России при помощи экспортных таможенных пошлин по таким важным товарным позициям, как нефть и природный газ, частично взимается природная рента. Очевидно, ее целесообразнее изымать посредством дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых, которые пока искусственно уравнены.

Согласно Закону, в России сохраняется нетарифное регулирование внешней торговли товарами главным образом при помощи налагаемых правительством РФ количественных ограничений, квотирования и лицензирования импорта и/или экспорта, применения исключительного права на импорт и/или экспорт отдельных товаров, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Установление количественных лимитов носит временный и недискриминационный характер и не противоречит требованиям ВТО. В соответствии с ними Россия сохранит за собой право предотвращать или уменьшать экспорт важных для ее внутреннего рынка товаров, ограничивать импорт сельскохозяйственной продукции на основаниях, предусмотренных ВТО.

Законом также установлено, что платежи, взимаемые в связи с импортом или экспортом и не являющиеся налогами и сборами, не должны превышать примерную стоимость соответствующих услуг и служить защитой товаров российского происхождения. Это может быть плата, связанная с установлением количественных ограничений, лицензированием, валютным контролем, проведением экспертиз, инспекций, объявлением карантина, деятельностью санитарной службы и т.д.

Такой порядок соответствует требованиям ВТО. Но рассматриваемый Закон имеет и недостатки. В предшествующем законе было, например, предусмотрено "принятие ежегодно уточняемых программ внешнеторговой деятельности с их утверждением одновременно с проектом государственного бюджета". В новом Законе отсутствует положение, которое позволило бы осуществлять государственную поддержку экспорта промышленной продукции и услуг по согласованию с заинтересованными отраслевыми организациями и объединениями предпринимателей. Однако главный его недостаток, по нашему мнению, заключается в том, что в системе взаимодействия органов государственной власти и предпринимателей - непосредственных участников внешнеторговой деятельности не уделено должного внимания роли последних с учетом курса государства на проведение административной реформы. О них сказано необоснованно лаконично: "Любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами" (ст. 10).

В связи с предстоящим вступлением России в ВТО следует обратить внимание на Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг." В соответствии с ним к числу приоритетных направлений административной реформы отнесены "ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования" и "развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики". Однако правительству РФ предоставлено право вводить предотгрузочную инспекцию применительно к отдельным видам товаров, импортируемых в Россию, назначать на конкурсной основе соответствующий орган, утверждать перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, и ее порядок с отнесением расходов по осуществлению данной инспекции на импортеров.

Такой подход нельзя расценить иначе, как установление нового административного барьера на пути внешней торговли, причем в то время как в ВТО рассматривается вопрос о новом Соглашении об облегчении международной торговли путем ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенные границы. Необходимо отметить также, что в случае присоединения России к ВТО и к такому ее многостороннему договору, как Соглашение по пред-отгрузочной инспекции, нормы, касающиеся порядка ее проведения, должны распространяться и на экспорт товаров из России. Это Соглашение подписывается на добровольной основе развивающимися странами, в которых отсутствует должная система экспертизы товаров, подобная применяемой, например, торгово-промышленными палатами России и других стран СНГ. Развивающиеся страны прибегают к услугам такого известного в мире монополиста в области экспертных услуг, как швейцарская компания Societe Generale de Surveillance (SGS), получающая миллиардные доходы. В России проверку обоснованности цены внешнеторговой сделки осуществляют таможенные органы в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. "О Таможенном тарифе" (с изменениями и дополнениями в период с 1995 по 2003 г.), а проверку количества и качества товаров проводят независимые эксперты.

Подготовка к вступлению Российской Федерации в ВТО не сводится к адаптации российского торгового законодательства к требованиям этой организации. Россия испытывает сильный нажим со стороны ВТО, стремящейся добиться выравнивания внутренних российских и международных цен на энергоносители. Тем самым страны -члены ВТО пытаются защитить своих товаропроизводителей от конкуренции со стороны российских товаров, в стоимость которых закладываются меньшие расходы на энергию, что позволяет продавать их по более низким ценам. К сожалению, Россия до сих пор не имеет четко выработанной позиции по проблемам развития сельского хозяйства и ряду других жизненно важных для нее вопросов.

Время, остающееся до вступления России в ВТО, следовало бы использовать для быстрейшего создания общего экономического пространства с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Ведь именно на этом поле Россия и ее партнеры по СНГ смогут апробировать режим беспошлинной торговли, идею создания единой валюты и т.д. Такой опыт окажется полезным для России не только в Европе, но и в Азии, где решаются схожие проблемы экономической интеграции.

С какими же рисками сталкивается отечественная экономика в преддверии вступления страны в ВТО?

Во-первых, экономика России развивается неравномерно, что ослабляет ее экономическую стабильность.

Во-вторых, структурные сдвиги в пользу опережающего роста обрабатывающих отраслей происходят довольно медленно. Так, в настоящее время Россия импортирует половину мяса, необходимого для обеспечения ее внутреннего рынка.

В-третьих, несмотря на высокие доходы российского ТЭК, его положение в большой степени зависит от внешнего рынка и нефтяной конъюнктуры. Сырьевой перекос в развитии российского национального хозяйства в целом таит в себе угрозу экономической безопасности страны.

В-четвертых, критическое положение сложилось в аграрном секторе российской экономики.

Несмотря на перечисленные проблемы к началу нового столетия России удалось добиться немалых успехов в области обеспечения экономической безопасности и ослабления внешних угроз. Последствия распада СЭВ и серьезного уменьшения объемов торговли с бывшими европейскими социалистическими странами стали постепенно компенсироваться ростом торгового оборота со странами Запада, в том числе и с США. Оживилась торговля с Китаем, стали налаживаться экономические контакты с Южной Кореей. В 1999 г. внешнеторговый оборот России с промышленно развитыми странами составил 51 млрд. долл., или почти половину суммарного товарооборота с внешним миром(5). В 2003 г. этот показатель достиг уже 61, 6 млрд. долл.(6) Россия стала членом авторитетной группы международных кредиторов - Парижского клуба, заключила соглашение с Лондонским клубом. Вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ с Европейским союзом.

Прорывом на азиатском направлении внешней политики страны можно считать прием России в члены организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 1998 г. Это свидетельствует об уникальной роли нашей страны как евроазиатской державы, располагающей необходимыми ресурсами для противостояния существующим и потенциальным угрозам ее экономической безопасности.

С позиций углубления интеграции России в мировую экономику ее вступление в ВТО представляется оправданным шагом. Вместе с тем здесь важны осмотрительность и учет национальных интересов, а также требований экономической безопасности страны.

Главная задача современной теории экономического развития (development economics) - это реализация человеческого потенциала. Как ни странно, но и в XXI веке бедность как главный дсгуманизирующий фактор по-прежнему остается проблемой мирового сообщества. Поляризация общества способствует ожесточению бедных и равнодушию богатых. Бедность ограничивает свободу, ограничивает права, угрожает демократии. И на сегодняшний день чудовищные масштабы бедности - крупнейший вызов для либералов, проверка их представлений о справедливом демократически-либеральном обществе. Великий экономист и непреклонный адепт рыночной экономики Питер Тамаш Бауэр понимал экономику интуитивно. Когда все научное сообщество после второй мировой войны предлагало централизованное планирование и иностранную помощь как "рецепт" от бедности, он защищал принципы свободного общества. Он доказал, что структурные проблемы в экономике развивающихся стран являются результатом государственного вмешательства в экономику и политики межгосударственной помощи.

Бауэр любил повторять, что если вы хотите, чтобы экономическое развитие было максимальным, то и свобода должна быть максимальной. Не случайно его идеи были поддержаны не менее известным экономистом Амартьей Сеном, который написал книгу "Развитие как свобода"(*). Свобода выбора открывает доступ к альтернативам, развивает способность думать, а значит, мыслить, принимать решения, за которые отвечает сам индивид. Сущность экономического развития, по мнению Бауэра, заключается в расширении свободы выбора, а роль государства состоит в защите жизни членов общества, защите свободы и собственности с тем, чтобы любой человек мог реализовать свои цели и желания. Из работ Бауэра следует, что еще задолго до того, как стали модными теория частной собственности и теория общественного выбора, он мастерски оперировал их ключевыми понятиями.

Некоторые ученые считают, что его предпочтение словам, а не цифрам, аргументам, а не уравнениям стоило ему Нобелевской премии. Но теперь это неважно, важно, что его работы высоко ценят, и лауреат Нобелевской премии А. Сен именует его великим архитектором политической экономии. Рупором идей лорда Бауэра были очерки. Такой жанр имеет давнюю традицию в экономической науке начиная со времен, хотя бы скажем, Адама Смита и, конечно, раньше. Сейчас математика вытеснила такой подход. Последний сборник очерков Бауэра "От выживания к обмену" вышел в 2000 г.(** ) В нем он подчеркивает значение поведения людей, культурных ценностей и политики государства для прогресса общества.

"Быть свободным от лицемерия" - такой девиз был выбран лордом Бауэром в 1982 году. Три года назад, в мае 2002 года его не стало. Как справедливо заметил Амартья Сен, рожденный в Будапеште и получивший кембриджское образование Бауэр не был кембриджским профессором в кейнсианском смысле, а скорее "человеком LSE"(*** ) с довольно радикальными laissez-faire "инстинктами".

Н. Нуреева, Р. Нуреев

***

1 Газета. Ru, 04.04.2005.

2 Сенчагов В. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002, с. 53.

3 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Принят Государственной думой РФ 21 ноября 2003 г. См.: Министерство иностранных дел Российской Федерации. Департамент информации и печати. Информационный бюллетень, 08.12.2003.

4 Следует иметь в виду, что каждое присоединяющееся к ВТО государство составляет свой перечень таможенно-тарифных уступок, а другие государства-члены ВТО добиваются того, чтобы такой перечень в максимальной степени обеспечивал доступ их товаров на рынок присоединяющейся страны. К тому же конечная цель последовательных раундов многосторонних переговоров в ВТО - создание беспошлинной международной торговли. Что касается вывозных таможенных пошлин, то их применение ВТО не одобряет, поскольку они приводят к искажению мировых цен на товары. Поэтому рекомендуется их ликвидировать.

5 Direction of Trade Statistics Yearbook Quarterly. December 2000. Washington, D.C., IMF, 2000, p. 213.

6 Direction of Trade Statistics Yearbook Quarterly. June 2004. Washington, D.C., IMF, 2004, p. 299.

* Эта книга не так давно вышла на русском языке: Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004.

** Bauer P. From Subsistence to Exchange and Other Essays. Princeton, N.J, Princeton University Press, 2000.

Подлинным представителем Лондонской школы экономики.

Hosted by uCoz